Как тут жить

«Тебе тут жить»: как фотограф снимает непарадную Россию и почему видит в ней красоту

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Путешествие по мертвым деревням, ночь в лесу с волками и бомжи в заброшенном купеческом доме — приключения фотографа, который снимает российскую тоску.

Royal Cheese продолжает искать талантливых художников, фотографов и просто ярких личностей нашей страны, которые вдохновляются тем, что не всегда доступно остальным. Мы поговорили с Виталием Гущинским — стрит-фотографом, автором фото-сообщества о непарадной России «Тебе тут жить». Герой рассказывает о том, какую роль в его творчестве занимают поездки по Сибири и их заброшенным деревням.

Первый опыт: фото на смартфон и недовольство прошлыми работами

Расскажи о себе: как давно тебя стала интересовать фотография? На что ты фотографируешь?

Фотографирую с марта прошлого года. В большинстве случаев год практики — это, конечно, ни о чем. Но я за это время пересмотрел огромное количество работ профессионалов, после чего сделал не меньше собственных фотографий, лишь малая часть из которых попала в общий доступ. Наверное, это сыграло какую-то роль, раз людям интересно то, что я сейчас делаю. Фотографировал тогда, прошлой весной, на Redmi Note 5. Получалось плохо, но лишь ввиду того, что у меня не было опыта и я накладывал тонны дефолтных кислотных пресетов, так как фотошопом еще не владел. То есть камера телефона в итоговом результате была не виновата, ведь фотографировать сейчас можно практически на любой смартфон, и отсутствие дорогой камеры — не отговорка. Спустя месяц купил фотоаппарат Nikon D5100, которым пользуюсь до сих пор. Опять-таки, камера далеко не из разряда дорогих, но она всего лишь транслирует изображение, которое в плане композиции, света и так далее подбираешь ты сам.

Как спустя время ты относишься к своим первым работам? Многие люди, занимающиеся творчеством, не любят вспоминать о первом опыте.

Мне стыдно практически за все свои работы, сделанные даже пару месяцев назад. И еще через два месяца будет стыдно за те, что сделал сегодня. И это очень круто, потому что это означает, что процесс развития во мне как в фотографе имеет место быть. Но, как бы стыдно мне ни было за прошлые работы, я специально не удалил ни один пост, сделанный за этот год, чтобы можно было отслеживать процесс развития. Сейчас, глядя на старые работы, я могу сказать: «Вот здесь я научился править перспективу, потому что в предыдущих фотках она была неправильной, а вот тут догадался использовать микшер цветов», — и мне это безумно нравится.

Непарадная Россия: следы от пуль, сожженные дома и заброшенные деревни

Что вдохновило тебя снимать «непарадную Россию»?

До занятия фотографией я довольно часто видел в интернете фотографии «парадных» городов: от разводных мостов Петербурга до хоть и немногочисленных, но красивых мест моего городка. Все это было так ярко и насыщенно обработано. Но после я выходил на балкон и видел всю палитру серого, которой украшены спальные районы (а такие городки, как мой, целиком представляют собой один большой спальный район). Не то чтобы я за очернение действительности, нет — просто я искренне не понимал, почему же никто не ищет эстетику в привычных, обыденных вещах, ведь она здесь есть. Но все это оставалось в мыслях до тех пор, пока я впервые надолго не задержался у бабушки на работе в местном АДС. Ох, сказать, что это произвело на меня впечатление, — ничего не сказать.

Находясь внутри, можно было подумать, что еще вчера здесь проходила линия фронта. Дыры в стенах и полу, облупившаяся краска, сырость… в общем, дом явно аварийный — но нет, люди здесь работают. Непроизвольно как-то достал телефон и побрел запечатлевать все эти красоты. Мне тогда показалось, что я придумал нечто гениальное и уникальное: фотографировать реальный, непарадный быт российской глубинки и показывать это всем в интернете. Позже я, конечно, узнал об огромном количестве авторов в данной тематике, но старт уже был задан. Своими работами я хочу донести две вещи: жителям столиц показать, как живет большая часть страны в провинциальных городах и маленьких деревнях, а жителям последних показать, что, на самом-то деле, эстетику можно найти во многом, а потому не стоит унывать и грязнуть в болоте рутины.

Как бы ты описал эстетику своих фотографий?

Моя эстетика, как и эстетика большинства из работ фотографов, которыми я вдохновлялся в начале пути (Дмитрий Марков, Александр Гронский), заложена в пейзажа, которые большинство людей не привыкли считать чем-то красивым. То, что попадает ко мне в объектив, — это вещи рутинные и обыденные зачастую. Люди видят это каждый день. Но интересной обработкой или композиционными решениями я пытаюсь перевернуть взгляд людей на их ежедневные пейзажи, окрасить серость новыми красками, вдохнуть жизнь в, казалось бы, то, что уже умерло.

Как ты ищешь пейзажи для своих снимков? Какие самые необычные локации ты посещал в поисках удачного кадра?

Что касается поиска пейзажей для съемки, то первые полгода я просто ходил по улицам своего городка и смотрел по сторонам — интересного было предостаточно. Однако потом это немного надоело, да и все более-менее привлекательные места были сфотографированы. Спасла спонтанная поездка в глухую сибирскую деревню. Осенью приятель предложил поехать на время каникул в Сибирь с его отцом, который направлялся туда по работе. Было глупо отказываться, решили ехать вчетвером. Собрали огромные рюкзаки, взяли гитару и еще много всего… но тут выясняется, что отец уже в Сибири и нам нужно ехать на автобусах с несколькими пересадками. Спустя несколько часов в Алапаевске нас встретил отец приятеля, и мы загрузились в его «буханку». Города остались позади — и началась сельская местность. Безумно красивые природные пейзажи сменялись ужасающими видами: большинство деревень, которые я наблюдал за окном, были мертвыми. Некоторые — сожжены, в домах заколочены окна, но факт остается фактом: десятки брошенных деревень.

Цель поездки для меня изменилась: я захотел показать то, что увидел, сделать небольшой фото-проект про умирающую русскую деревню. Стало еще интереснее, когда мы приехали в место нашего проживания на ближайшие несколько дней. Деревня посреди глухого леса, на возвышенности, под которой течет широкая река. Там не меньше сотни домов, но на постоянной основе живет всего пара семей на весь населенный пункт. Старики, разумеется. Их дети уехали в города, где большие перспективы, а они не смогли отвязаться от родной земли. Через десяток лет и эта деревня, вероятно, умрет. Осознавать все это было жутковато, но это вызывало необычайный прилив сил и желания фотографировать. Сделал огромное количество классных кадров.

Сейчас меня тянет к некоторой абстракции, часто прибегаю к мультиэкспозиции. Формат не очень привычный для меня, поэтому был воспринят подписчиками не так тепло, как деревенские фотографии, но мне нравится, я вижу в этом отражение своего душевного состояния, поэтому продолжаю делать.

Пристанище бомжей, вылазки на заброшенные территории и планы на будущее

Есть ли какие-то странные и интересные случаи, которые запомнились тебе в твоих путешествиях? Расскажи о них.

Что касается необычных мест, то, не считая Сибири, была еще парочка. Поехали с приятелями в город, находящийся в 120 км от нашего, с ночевой. По плану было доехать на автобусах до этого города и пешком пойти в лес, в заброшенный детский лагерь, где и планировалось переночевать, а на следующий день отправиться на другой конец города в заброшенную военную часть. Дошли до лагеря, и оказалось, что там идет стройка. Большинство корпусов-то все еще не тронуты, но на входе уже повесили вывеску будущего санатория, строители там ходят. Тихонько побродили по территории, я пофоткал лагерь и решили ночевать не в корпусе, как планировалось изначально, а рядом с лагерем у пруда. Решили дежурить ночью по два часа каждый. Лежу я, смотрю на костер, не могу уснуть из-за адского воя собак на соседнем берегу. Темный лес вокруг усиливает восприятие действительности, от этого воя мурашки по коже. Может, и не собаки, впрочем, были, а волки — мы были достаточно далеко от ближайшей дороги. Но мои раздумья прервал громкий шорох и хруст веток в нескольких метрах от нас. Позже выяснилось, что это были кабаны, но мы заставили их уйти выстрелом сигнала охотника. Больше спать мы уже не легли, так и сидели еще пару часов до рассвета. На следующей день на военной базе была настоящая стэлс-миссия из какой-нибудь игры. За несколько сотен метров до забора зарыли в траву все свои рюкзаки и отправились в дыру в бетонном ограждении. Дело в том, что никто из нас точно не знал, имеется на территории хотя какая-то охрана или военная часть заброшена окончательно. Так и не узнали, но нас никто не увидел, и я сделал десяток интересных кадров внутри пустых казарм.

Однажды, когда мне требовался фотоматериал для статьи о погибающем историческом наследии города, которую я писал для местной газеты, я направился в заброшенный купеческий дом. Моему городу почти 300 лет, и здесь много исторически-ценных зданий, но все они в частных руках, поэтому представляют из себя жалкое зрелище. Об этом и писал. Залез в этот купеческий дом через разбитое окно. Внутри темно, пахнет сыростью, довольно жутковато. Снизу пофоткал, пошел по лестнице на второй этаж, где уже были нормальные, целые окна, поэтому было светло. Нашел старые книжки, предметы мебели и… кучу матрасов и старых фуфаек в углу. Стало понятно, что тут живут бомжи, причем достаточно много. Видимо, в момент моего посещения они были на прогулке. Честно, не хочу даже думать, были бы они мне рады, если бы вернулись, пока я фоткал интересные места на втором этаже. Я просто закончил и поскорее покинул здание.

Какие из твоих работ нравятся тебе больше всего?

Самый сложный вопрос.

Над какими проектами ты работаешь сейчас? Есть творческие планы на будущее?

Сейчас у меня в планах выставка стрит-фотографии. Хочу вывесить на стенах работы, составить и зачитать небольшую лекцию о роли уличной фотографии в наше время, пригласить выступить местную музыкальную группу. Все упирается в то, что один я это не потяну организационно, ну и хотелось бы, чтобы были выставлены работы разных авторов. Но, к сожалению, стрит-фотографы моего города, которым я предлагал участие в такой движухе, не загорелись идеей. Пока ищу способы реализовать планы самостоятельно.

Из более приземленного: занимаюсь видеомейкингом. Решил выражать свои мысли не только в фотографии, но и в небольших музыкальных видео, где на фоне играющего на гитаре приятеля появляются элементы быта. Все больше углубляюсь в фотошоп, чего советую и многим начинающим (и некоторым заканчивающим) фотографам.

Загрузить еще