Удобство или боль: как правильно использовать голосовые сообщения
Социальные сети и мессенджеры стали одним из главных элементов нашей жизни, с их помощью мы получили возможность общаться с человеком, где бы он ни находился. А теплые телефонные разговоры сменились сначала текстовыми смс, а затем появилась возможность голосовых сообщений. Но всегда ли эта форма общения эффективна, или она способна вызывать у человека раздражение?
Почему на голосовые сообщения стоит полагаться?
Первые голосовые сообщения появились в китайском аналоге WhatsApp под названием WeChat. Конечно, функция не всегда говорит об удобстве: например, коллега едет за рулем и отправляет голосовое сообщение, которое содержит конкретную информацию, а ее нужно передать клиенту, но это становится невозможным из-за формата. Система более удобна конкретно для отправителя. Ведь полноценный звонок требует полной концентрации, как и печатный текст. Если же ты «кидаешь» голосовое, то появляется возможность не отвлекаться от основного дела. К тому же «живое» сообщение очень хорошо передает тон и эмоциональность — так другой человек не сможет составить о ситуации неверное впечатление.
Определяя важность
Несмотря на все достоинства, человек, который получает такое послание, может столкнуться с дискомфортом. Порой для того, что прослушать его, необходимо надевать наушники, отходить в сторону от скопления людей. Безусловно, смягчить ситуацию способны беспроводные наушники, которые используются практически на постоянной основе.
Но есть и другие проблемы. Когда на экране появляется текст, достаточно легко определить, насколько он срочный и требует ли незамедлительного ответа. В случае голосового сообщения единственная подсказка — и то довольно сомнительная — это изображение звуковой волны. Но ты так и не узнаешь, требует ли это внимания или может подождать, пока появится свободная минутка.
По данным Ofcom, британцы в 2018 году потратили 148,6 миллиардов минут на телефонные разговоры, что меньше показателя 2016 года практически в два раза. Многие воспринимают звонки как вторжение в личное пространство, которое заставляет людей общаться с кем-то, даже если они совершенно не готовы к этому.
Но есть в этой тенденции и элемент страха. Среди миллениалов феномен особенно ярко выражен благодаря социальным сетям и приложениям, которые устраняют все недостатки, поэтому мы стали фанатиками контроля. Телефонный разговор теперь похож на нападение на уютный дом, куда вход воспрещен для чужих. Голосовые сообщения дарят людям эмоции и более высокое чувство связи, чем текстовые.
Этикет превыше всего
Для начала следует подумать о том, что именно мы произносим, когда записываем голосовые. Если в этот момент ты едешь в автобусе, не стоит вдаваться в личные проблемы — детали о них лучше изложить текстом. Это не только вопрос конфиденциальности, но и проблема смущения, которое можно вызвать у окружающих. Если информация действительно важная, то лучше позвонить или написать. Не стоит недооценивать пассивно-агрессивную тенденцию раздраженного получателя голосового сообщения игнорировать сообщения. Аналогичным образом, если это что-то тривиальное, нужно иметь в виду, что адресату нужно будет потратить время на поиск тихого места без лишних ушей или же иметь наушники.
Это распространенное и очень важное правило. Что бы ни делал человек, необходимо думать о том, кто располагается на другом конце провода. Например, если партнер находится на встрече, отправлять 10 сообщений подряд не самая лучшая идея. Одно уведомление можно проигнорировать, но не больше. Когда человек звонит без предупреждения и не спрашивает о том, свободен ли его потенциальный собеседник, он проявляет неуважение. Голосовые сообщения почти ничем не отличаются от звонков по своей сути. Конечно, можно оставить послание без ответа, но это будет воспринято довольно грубо. А портить отношения с окружающими не всегда хочется. Если же отправлен текст, то получатель сможет быстро определить, следует ли ему отвлечься и ответить или же это может подождать.
Мы всегда ставим личное время превыше всего, но это неправильно. Не нужно красть его у других, а себя превозносить. Все зависит от конкретной ситуации. Если человеку необходимо понять эмоциональный контекст, а на звонок времени нет, то лучше отправить голосовое сообщение, но не особо рассчитывать на мгновенный ответ. Как и большинство других вещей, они могут быть полезными, если их правильно использовать и не злоупотреблять ими.
Если ты просто хочешь поздороваться или спросить, как дела, то не следует отправлять двухсекундную запись. На самом деле, все просто, все должно сопровождаться здравым смыслом, но сегодня эта мысль не очень распространена. Нельзя вторгаться в личное пространство людей, но быть чрезмерно озабоченным собственным. Поэтому, выбирая форму общения, следует учитывать не только свои потребности, но и пожелания человека, с которым ты общаешься. Если твоя подруга раздражается от голосовых, то не нужно ей их присылать. Почему бы не выделить больше времени для личного сообщения или звонка?
Для кого-то удобен текст, для других — аудиосообщения, которые можно записывать на ходу, во время прогулки, вождения или готовки. Тем не менее стоит помнить о банальных правилах приличия, когда перед тобой становится выбор, к какой форме общения обратиться.