Как тут жить

Вещи, которые навсегда остались в нулевых

Алексей Давыдов Алексей Давыдов
Читай, ностальгируй, рыдай.

Уже не за горами 2020 год, или как это модно говорить сегодня — 2к20, и миллениалы, которые ещё совсем недавно ассоциировались с молодым поколением, постепенно превращаются в тех самых старпёров, таскающих за собой большой мешок историй и ностальгических воспоминаний. Многие из нас помнят начало миллениума, как будто это было вчера, но если задуматься, то многое из того времени осталось в прошлом. Сегодня мы предлагаем тебе вспомнить былое, пустить скупую слезу и ощутить себя старым, умудрённым опытом, но не утратившим огонь внутри человеком.

Гаджеты

Поскольку именно с середины 2000-х происходил серьезный технологический скачок, то стоит начать именно с гаджетов, которые были очень популярны в то время, а сегодня либо утратили актуальность, либо и вовсе исчезли.

Тамагочи

Тамагочи впервые появился в 1996 году как игра для приставки Nintendo Game Boy и представляла собой виртуального домашнего питомца. Позже выпустили самодостаточную портативную версию, оборудованную памятью и дизайном, часто напоминающим яйцо. В России эта игрушка стала набирать популярность именно в начале 2000-х годов, и сразу мнения людей разделились: одни считали, что она позитивно влияет на психику ребёнка, обучая его заботе и ответственности за виртуального любимца. Другие же говорили о том, что смерть тамагочи наносит глубокую психологическую травму неокрепшей детской психике. Но как бы то ни было, это самая популярная и желанная игрушка начала нулевых.

Пейджер

Мало кто может представить жизнь современного человека без сотовой связи и интернета. Но в начале 2000-х это было нормой: мы заходили друг за другом перед тем, как выйти гулять, и у нас был десяток лобных мест, где собирались большие компании. Но у особо обеспеченных был такой интересный прибор, который позволял принимать и читать сообщения в одностороннем порядке.

Первый пейджер появился в 1956 году, выпущенный компанией Motorola, он использовался исключительно сотрудниками больниц и топ-менеджерами крупных компаний. Но со временем этим чудо-поводком обзавелись все кому не лень. В России пик популярности пришелся на конец 90-х, а в начале 00-х он стал бесполезен за ненадобностью, ведь стали появляться первые мобильные телефоны в общем доступе.

Мобильные телефоны

На смену пейджерам пришли мобильные телефоны. В самом начале это удовольствие было очень дорогим, и не каждый мог его себе позволить. Среди тех, кто располагал средствами, были бизнесмены и так называемые «новые русские» — в простонародье обычные бандиты. Но в 2000-х они стали доступны простому населению.

С развитием технологий и появлением различных примочек мобильники стали настоящим футуристическим чудом. Здесь тебе и инфракрасный порт с блютузом, и музыкальный плеер, и камера, и мобильные игры. А с развитием интернета они стали и платформой для знакомств и общения в только развивающихся социальных сетях. Это сейчас все смартфоны в общей своей массе напоминают друг друга, а раньше дизайнеры ломали себе голову: как ещё выпендриться и сделать свой аппарат максимально уникальным. Были среди них действительно легендарные модели.

Например, любители громко слушать музыку буквально молились на Motorola E398. Причиной тому были два дополнительных встроенных динамика, которые после прошивки звучали не хуже современных беспроводных колонок. Для любителей мобильных игр компания Nokia выпустила необычный аппарат, своей формой напоминающий игровой джойстик, под названием N-gage. Это был первый телефон-игровая консоль на рынке. Sony Ericsson K500i благодаря встроенному браузеру, камере целых 0,3 Мп и 4-х кратному зуму стал прорывной моделью для любителей качественной фотографии и полноценного интернет-сёрфинга. Те, кто боялся разбить свой аппарат, но неубиваемая Nokia 3310 была для них слишком простой, делали свой выбор в пользу Siemens M65, стальной корпус с резиновыми прокладками которого отлично защищал от падений и пыли. На тот момент это был телефон, не имеющий аналогов. Было и множество других аппаратов, которые легко всплывают в памяти, стоит только услышать их народные названия: «Полиция моды», «Бочка», «Банан», «Мессер», «Нокиа-Верту», «Бритва» и т. д.

CD-диски и аудиокассеты

Вот уж что действительно кануло в лету и выпало из обихода за ненадобностью. Кассеты стали отходить в первой половине 2000-х, а диски чуть позже, но все равно это произошло очень быстро, опять-таки ввиду значительного развития технологий. Но все равно каждый из нас помнит: что делать, если в руках у тебя оказались кассета и карандаш, чем череваты потертости на диске и точки в своём родном городе, где можно было добыть нового музла.

Пленочные фотоаппараты

С развитием цифровых технологий их постигла та же участь, что и диски с кассетами. Пленка оказалась не нужна, и процесс фотографии стал быстрым и комфортным. Но многие ностальгируют по тем временам, когда количество кадров было ограничено цифрами 10, 30, 50 и 100, а для того чтобы узнать, получились фотографии или нет, необходимо было отнести пленку на проявку, где можно посмотреть негатив и решить, какие фотокарточки распечатывать.

Интернет

Раз уж речь зашла про гаджеты и достижения техники, то стоит уделить отдельное внимание интернету и социальным сетям, которые в то время только начинали завоевывать любовь миллионов, прежде чем стать неотъемлемой частью нашей жизни.

Вконтакте

Начнём с отечественного аналога «Facebook», ныне известного как «VK». Сайт был запущен 10-го октября 2006 года. Как и «Facebook», ресурс позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников, но в процессе развития стал одной из самых популярных соцсетей в России и странах СНГ. По данным аналитического отдела «ВКонтакте», сейчас аудитория платформы составляет более 80 миллионов посетителей и 460 миллионов зарегистрированных пользователей. Но давай вспомним тот самый олдовый «ВКонтакте», который мы, к сожалению или к счастью, потеряли.

Пускай в самом начале своего становления «VK» был во многом сырой платформой, но многие вещи, которые в наши дни отпали подобно ненужным рудиментам, были действительно интересными. Первое, что приходит в голову, — это система рейтинга. Сколько сил и денег потратили люди, желающие самоутвердиться за счёт золотой полосочки под аватаркой. Но, подобно советскому союзу, привилегии были отменены — и все вдруг стали равны. У многих тогда знатно бомбануло.

Помнишь раздел «Анонимные мнения», где любой желающий мог рассказать тебе, какой ты дурень и невежа, или признаться тебе в любви и верности? Первое случалось гораздо чаще, поэтому после многочисленных жалоб Дурову пришлось отказаться от этой идеи. Вместе с этим исчезли разделы «Хотели бы Вы…?» и «Мои вопросы», которые не пользовались особой популярностью. Также пропали исчезающие статусы, никнеймы, кнопка «Тет-а-тет» на стене и другие подобные мелочи.

А сколько шума произвело введение микроблога в 2010-м! Буквально каждый второй пользователь считал своим долгом написать хэштег #ДуровВерниСтену, вдобавок угрожая Пашке перейти на «Одноклассники», если тот не прислушается.

Что же касается музыки и другого медиа контента, то «ВКонтакте» всегда был пристанищем пиратов. Это сейчас гаечки подкручивают, удаляя всё, что защищено авторским правом, а тогда мы без проблем могли посмотреть новый блокбастер в любой группе о кино. Если постараться, то сейчас тоже сможем, но, будем честны, гораздо проще использовать онлайн-кинотеатры или, если ты жлоб и до сих пор не научился платить за контент, торрент-трекеры.

ICQ

Кто из нас не знает «Аську»: при упоминании мессенджера сразу всплывает в памяти иконка-цветок, а в ушах слышится звук нового сообщения, который помнит каждый олдфаг. «Аська» — это как «WhatsApp» или «Телеграм», только душевнее. При первом знакомстве в 2000-х люди порой вместо телефона стреляли номерок ICQ. Помимо обычного общения, в «Аське» с помощью ботов можно было читать различные ресурсы и интернет-цитатники, например, Википедию или БашОрг. По мнению многих олдфагов, там были самые лучшие смайлики, которые максимально выражали эмоции и были более душевными, чем нынешние эмодзи.

Галактика знакомств

В 2000-х люди охотно знакомились в интернете и использовали для этого разные платформы, одной из таких культовых программ стала «Галактика знакомств». Началось все в 2008 году с чата «Galaxy», когда появились первые телефоны с интернет-соединением. Существовала только мобильная версия чата. Позже появились приложения для компьютеров и планшетов. «Галактика» совмещала в себе чат знакомств с игровыми элементами. Например, если ты нарушил правила поведения, тебя не банили, а заключали в местную тюрьму, где ты мог продолжать общаться с такими же «галактическими уголовниками». Также в чате была своя валюта, которую можно было заработать, выполняя различные задания модераторов или обменяв на реальные деньги. Тратить можно было на подарки, скины персонажа и приобретения особого статуса-рейтинга.

Пресса

Вообще понятие цензура в 2000-х было настолько размыто, что порой при просмотре того или иного материала ты пребывал в легком культурном шоке. Это касалось всего: взять, например, свежий номер какого-либо журнала начала 00-х. И мы говорим не об интимных журналах, содержимому которых с легкостью можно было конкурировать с «PornHub». Мы говорим о молодежных журналах для подростков от 16-ти и старше.

Cool и Cool Girl

Вне всяких сомнений: один из самых известных молодежных журналов того времени от издательского дома «Бурда». Именно он на протяжении долгого времени обеспечивал инфой о звёздах шоубиза и постерами молодую прослойку страны. Журнал почти граничил с желтой прессой, но в нём всё же было больше реальных фактов из жизни актеров, музыкантов и деятелей культуры. Тем не менее в 2006 представители Генпрокуратуры подали официальную жалобу в Росохранкультуры с требованием закрыть журнал, так как, по их мнению, реклама в нём развращала тинейджеров и могла плохо сказаться на сексуальной самоидентификации. Однако в самом издательстве опровергли факт вмешательства прокуратуры, заявив, что журнал закрывается из-за низкой доходности. А вот «Cool Girl» не закрыли, а переименовали просто в «Girl», после чего контент в нём стал более-менее приличным.

Молоток

Брат-близнец журнала «Cool» и его главный конкурент, выпускаемый ИД «Коммерсантъ». Концепция была очень похожа, как и провокационные методы подачи материала. Даже постеры были. Поэтому не удивительно, что и жалобу они получили одновременно в 2006 году, разве что продержалось издание намного дольше своего конкурента — до 2008 года.

Игромания

Кто не знает этот журнал, скорее всего, никогда не играл в видеоигры. Потому что это самый популярный ежемесячный журнал об игровой индустрии, выпускаемый с 1998 года вплоть до декабря 2018 года издательством «Техномир» и успевший за это время взрастить не одно поколение геймеров (и даже сменить название на «Игромедиа»). Основной фишкой журнала были диски с модами для игр и полезными программами для компьютера, а на его страницах можно было найти рецензии на последние игровые новинки, анонсы грядущих проектов, интервью с разработчиками, прохождения, а также новости только набиравшего в то время обороты киберспорта.

Игрушки

И если мы уже заговорили о компьютерных играх, то стоит затронуть и оффлайн-игрушки. Среди которых тоже осталось немало до боли знакомых и приятных сердцу вещиц.

Фишки

Это были главные сокровища и валюта детей 00-х. Именно они помогли многим испытать ощущение человека, проигравшего все. Их называли кэпсами, погами или сотками. Считается, что игру придумали на Гавайях в 1920 году, использовали там крышки от молока или сока. Позже многие компании наладили выпуск одинаковых по форме кругляшей. Суть заключалась в том, чтобы выиграть больше всех кэпсов. Игроки собирали поставленные фишки в стопку, после чего ударяли ими об пол. Игрок забирал все перевернувшиеся от удара фишки. Игра стала по-настоящему азартной, со своими махинациями и техниками, и очень быстро набрала популярность по всей России. Играли везде: дома, во дворах, в школах на переменах и уроках. Благодаря последнему игру стали запрещать в учебных заведениях, что сделало её ещё более популярной: чувство зашкаливающего адреналина, когда ты во время урока, на последних партах, шёпотом произносишь заветные «Цу-Е-Фа» (или «раз, два, три», в зависимости от региона), не сравнить ни с чем. Мы рисковали как могли.

Карточки Покемон

Ещё один яркий атрибут коллекционирования того времени. Сейчас, кто такие покемоны, снова знают все. Выходят фильмы, продолжают показывают мультики, но такого безумного ажиотажа они уже не вызывают. А вот в 2004 году покемономания носила характер эпидемии. Дети смотрели мультики, собирали фишки, носили одежду с изображением любимых монстров. А родители, насмотревшись телевизионных программ про вред для психики подрастающего поколения, были максимально обеспокоены происходящим. Среди изобилия покемоносодержащих товаров были карточки с изображением персонажей. Они шли вместе с жевачкой по три штуки в пакетике или, как их ещё называли, бустерах. Это сейчас, в эпоху интернета, многие понимают, что это была турецкая версия оригинальной карточной игры, а в то время это были настоящие коллекционные сокровища. Многие пытались играть и придумывали свои правила, но эта традиция так и не прижилась, поэтому дальше обмена редкими экземплярами карт и коллекционирования дело не шло.

Лицемер

Довольно странная штука, представляющая собой воздушный шарик с мукой внутри, нарисованным лицом и нитками вместо волос. Игрушку можно было мять, придавая различные забавные формы. Но если она рвалась, а это было неизбежно, то ты становился похож на главного героя фильма «Лицо со шрамом», с ног до головы усыпанного белым порошком.

Передачи

Телевидение 2000-х напоминало нечто среднее между сумасшедшим домом и бесконечной нудятиной. Цензура была понятием эфемерным и служила скорее последним барьером, чем реальным инструментом контроля. Нередко в дневное время можно было увидеть передачи наподобие «Криминальной России» где показывали кадры с расчлененными трупами и рассказывали про серийных убийц и других асоциальных членов общества. Про некоторые из таких программ, которые стали культовыми, сейчас и пойдёт речь.

Тачку на прокачку

Или в оригинале «Pimp My Ride». Легендарная передача, выходившая в эфир канала MTV с 2004 по 2007 год, отголоски которой остались только в виде мемов с мужиком, готовым встроить тебе что угодно куда угодно. Сюжет был прост: рэпер Xzibit приезжал к какому-нибудь чуваку домой, стучался в дверь и предлагал превратить его старую развалюху в произведение искусства (судя по результатам, в жанре абсурд). После наигранных братаний между ведущим и героем тачку забирали в мастерскую «West Coast Customs» и делали из неё настоящую машину сутенера, как бы оправдывая оригинальное название передачи. В машину пихали все: от мониторов в подголовники до аппарата по приготовлению сладкой ваты, в зависимости от предпочтений хозяина. Насколько бы ни была убита машина, её всегда приводили в максимально рабочее состояние как внешне, так и под капотом. За всю историю программы всего один раз авто не смогли восстановить. Это была машина, сваренная из двух других. Но герою шоу подарили новенький автомобиль, затюнинговав его по полной.

Галилео

Аналог одноименной французской передачи и одна из самых интересных научно-познавательных программ, выходившая на канале СТС с 2007-го по 2015-й год. Она подкупала своим необычным форматом и рассказывала об устройстве мира максимально простым и доступным для большинства языком. Отдельно стоит отметить ведущего Александра Пушного, который своим юмором и экспериментами разбавлял атмосферу между сюжетами. Интересный факт: Александр Пушной является ещё и композитором, написавшим полностью все музыкальное сопровождение к передаче.

100%

Молодёжная передача на канале ОРТ, выходившая в период с 1999-го по 2002-ой год. Программу вели Елена Перова, Никита Белов и Кирилл Супонев. У каждой программы была своя тема: от «Друзей» до «Осеннего призыва» — в общем, на ней обсуждали то, что волновало подростков. Также в передаче присутствовал «Звездный гость», который во время эфира исполнял пару своих песен, отвечал на вопросы о жизни и давал советы касательно основной темы. Закрылся проект по причине ухода Никиты Белова на Ретро FM.

Окна

Квинтэссенция постановочного трэша. Программа выходила с 2002-го по 2005-й год на канале ТНТ. Сюжет практически всегда развивался следующим образом: ведущий, молодой и на тот момент ещё волосатый Дмитрий Нагиев, объяснял зрителям предысторию конфликта. Затем приглашал первого участника, который излагал суть проблемы со своей стороны. Далее по очереди приглашали других участников конфликта и тех, кого он косвенно затрагивает. И начиналась вакханалия. Грязные подробности, много ненормативной лексики и, кончено, драки. Для таких случаев на программе присутствовали два внушительных охранника, которые разнимали участников. Многие принимали происходящее за чистую монету, но в интервью Юрию Дудю Дмитрий Нагиев признался, что шоу было постановочным, прокомментировав своё в нем участие: «Неважно, что я делаю, важно, что я существую».

Субкультуры

Одно из ярких и запоминающихся явлений 00-х — это огромное количество различных субкультур. Из-за свободы, свалившейся на голову молодежи, каждый по своему старался выделиться из серой массы. Собирались в группы по интересам с сопутствующей движению атрибутикой, зачастую занимаясь алкогольным возлиянием и обсуждением музыкальных направлений.

Эмо

Вот уж поистине самая депрессивная субкультура того времени, расцвет которой пришёлся на 2007-й — 2008-й года. Отсюда, кстати, и фраза, ставшая легендарной: «Верни мне мой 2007-й», — повествующая о грусти адептов субкультуры по прошедшей молодости. Они любили эмо-кор, глэм-метал и тому подобные музыкальные направления. Зачастую носили черно-розовые сочетания и не скрывали свои эмоции. Отсюда и название: эмо — значит эмоции или эмоциональный. Помимо того что они были самой известной субкультурой, они были еще и самыми гонимыми. Потому что зачастую не давали отпор агрессорам.

Панки

Они вне всяких сомнений «хой» — это приветствие или клич панкарей советского и постсоветского пространства. В переводе на русский «панк» — это негодяй, подонок, дрянной. В Штатах, Канаде и Великобритании субкультура зародилась в 1960-х годах с ростом популярности панк-рок музыки. В Россию попала в начале 90-х. Можно смело сказать, что панк — это прародитель большинства субкультур и музыкальных направлений, таких как straight edge, инди и даже скинхеды. Не стоит удивляться: первые скинхеды были позитивными ребятами и не имели ничего общего с национализмом и экстремизмом. Отличительная черта приверженца панк-культуры — ирокез, но в реалиях РФ и вездесущих гопников выделяться с помощью него рисковал далеко не каждый.

Готы

Мрачные, замкнутые ребята, предпочитающие чёрный цвет в одежде и тёмный макияж. Отделились от панк-движения в 1970-году, вместе с ответвлением музыки готик-рок и готик-метал. Любимое место тусовок — кладбища и старые городские парки. В обществе бытует заблуждение, что все готы — сатанисты. Но в большинстве своём они являются атеистами или же агностиками. Стиль одежды подстать названию: максимально готический, с элементами стимпанка.

Вместо эпилога

Это лишь малая часть отголосков того удивительного времени. Описать все, что дорого людям, жившим в то замечательное время, не хватит и десяти статей. Но мы будем пытаться. Жди продолжения.

Загрузить еще