Просвещение

Империя фэнтези: почему вселенные Толкина и Льюиса стали нашим бегством от реальности

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Через что прошел жанр фэнтези на пути к успеху.


За последние несколько десятилетий в жанре фэнтези произошло много изменений. Однако он по-прежнему продолжает будоражить воображение, вызывая образы драконов, принцесс, замков и героев, наделенных магической сверхсилой. Такие крупные медиафеномены, как «Игра престолов» и «Гарри Поттер», сделали средневековое фэнтези мейнстримом, а если ты заглянешь в детский отдел любого книжного магазина, то наверняка увидишь «чистые» истории древних времен, адаптированные под современную молодежь. Как псевдосредневековые легенды достигли высокого статуса в культурно-литературном мире? С чего все начиналось и что мы имеем сейчас?

Первые дети современного фэнтези


Сегодняшняя форма популярного жанра напрямую связана с бегством от действительности и ребячеством. Родственниками фэнтези со временем стали научная фантастика и ужасы. Если смотреть на направление с исторической точки зрения, то оно родилось по большей части из традиций и культуры Соединенного Королевства. Вне всяких сомнений, другие страны разработали собственные течения, однако история современного фэнтези началась с влияния именно английских писателей. А большинство действительно выдающихся авторов оставались неизвестными вплоть до появления интернета.

Жанр начинается с древней мифологии: эпических греческих и римских поэм, романтических средневековых историй и сказок. Указать точную «дату рождения» невозможно — это объясняется тем, что многие литературные произведения 19 века не имели четких жанровых границ. Пожалуй, самым популярным примером можно считать Шекспира. Хотя во многих пьесах, таких как «Гамлет» и «Макбет», присутствовали элементы фантастики — их нельзя причислить к фэнтези.

Полноценное формирование началось в конце 19 — начале 20 века, когда поэт Уильям Моррис опубликовал «Колодец на краю света». Он стал первым, кто представил главную идею замкнутого фантастического мира. Можешь себе представить, насколько смелым был этот ход? Тогда никому в голову не могла прийти мысль создать собственный мир, в котором и будет развиваться история. Очевидно, Моррис был поклонником легенд Средневековья, что и отразилось в его творчестве через архаичный стиль, который позже использовали его последователи. 

Моррис был достаточно популярным, однако не получил широкого признания. Возможно, в этом виноват лорд Дансени и его роман «Боги Пеганы». Он создал свой пантеон богов, которым поклонялись жители его мира. Со временем он стал его совершенствовать и дополнять культурой и традициями. Поэтому его и считают отцом фэнтезийного мироздания.  

Крупное событие в развитии жанра произошло, когда Эрик Эддисон выпустил книгу «Змей Уроборос», ставшую основополагающим произведением современного фэнтези. Она оказалась самым настоящим ориентиром на следующие 32 года. 

Два оксфордских профессора

Пока жанр шагал по литературному миру, один оксфордский профессор усердно работал над созданием собственной сказки для внуков. Это история о маленьком герое по имени Бильбо Бэггинс, который отправляется в опасное путешествие вместе с тринадцатью гномами, борется с драконами и гигантскими пауками, встречает эльфов и находит магическое кольцо. Сказочника звали Джон Толкин, а книга называлась «Хоббит». «Выйдя» из издательского дома, она мгновенно стала классикой и была номинирована на медаль Карнеги. Детская история оказалась достаточно умной и глубокой, чтобы понравиться как детям, так и взрослым. Мир Средиземья стал самым большим и реалистичным в литературной сфере. Хотя изначально Толкин и не планировал создавать настолько масштабную вселенную, однако именно она заложила фундамент для трилогии под названием «Властелин колец». 

Можно сказать, что фантастическая литература выросла из художественной, а также из научного наследия этих двух преподавателей, творивших в первой половине 20 века: Джона Толкина и Клайва Льюиса. Они были близкими друзьями и коллегами, принадлежали к писательской группе под названием «Инклинги», с которой делились черновиками своих стихов и прозаическими отрывками. То, чем они занимались, стало самым настоящим «маяком» для фэнтезийного направления. Их труды породили уже упомянутый «Властелин колец» и «Хроники Нарнии».

Толкин и Льюис также разработали и установили учебную программу в Оксфорде и с помощью нее хотели воспитать целое поколение авторов детских книг в их собственном интеллектуальном образе. Они сосредоточились на средневековом периоде, почти исключая другие эпохи. Художественная литература Толкина и Льюиса ссылается на произведения из созданной ими программы, однако в последующие десятилетия их последователи взяли направление на создание сочинений, основанных на собственных идеях. 

По сути, «Властелин колец» основал течение «фэнтези для взрослых», а «Хроники Нарнии» — для детей. Хотя последняя франшиза не стала такой сложной и запутанной, общая мифология, мир и сама история действительно заложили основу для того, чем в итоге и станет подростковое фэнтези. Так, был проложен путь к современной классике, например к «Гарри Поттеру». А популярность и влияние праотцов продолжают расти. 

Зима современности уже близко


Возможно, основная причина, по которой немногие люди помнят остроту работ, опубликованных сразу после Толкина и Льюиса, в том, что многие из них были, грубо говоря, реакционными. Авторы читали своих кумиров и пытались подражать им, но результаты оказались неоднозначными.

С 50-х по 70-е годы распространялся телевизионный брат фэнтези по духу — Sci-Fi, получивший широкое признание благодаря таким сериалам, как The Twilight Zone, Star Trek, Doctor Who, а также фильмам «Космическая одиссея 2001» и «Звездные войны». 

А в 1970-х Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон основали игровую компанию под названием TSR (ныне Wizards of the Coast). Они выпустили первое издание Dungeons and Dragons — настольной ролевой игры, в которой каждый мог собрать друзей и отправиться в самое настоящее приключение.

Огромный шаг фэнтези сделал в 1982 году. Все началось довольно невинно: по мотивам Конана-варвара вышел фильм с Арнольдом Шварценеггером и Джеймсом Эрлом Джонсом в главных ролях. Лента стала хитом, и создатели, стремясь заработать на успехе, решили нанять сценаристов, чтобы те написали продолжение приключений.

Кинематограф и его возможности развивались с бешеной скоростью, романы стали экранизировать, стараясь максимально передать атмосферу с помощью декораций, грима, а потом и компьютерной графики. Авторы начали понимать, что особо удачную серию книг могут снять, как это произошло с «Игрой престолов». «Песнь льда и пламени», начавшаяся еще в 1997 году, стала поворотным моментом в истории фэнтези.     

Магия — особенный жанр. Это мир, который предоставляет убежище детям и взрослым. Там мы можем укрыться от серых будней, полных боли и проблем. И если раньше дети и взрослые могли спрятаться только в литературе, то в современном мире появилась возможность полностью погрузиться в фэнтезийный мир с помощью кино и компьютерных игр. 

Загрузить еще