Просвещение

Искусство или чушь собачья: как понять, где граница

Алина Исаева Алина Исаева
«Не тем я по жизни занимаюсь, ох, не тем», — думает едва ли не каждый, кто смотрит на произведения современного искусства. Объясняем почему.

Современное искусство иногда напоминает любовь к постной веганской еде, в которой самое вкусное — это чувство собственного превосходства. Порой не отличишь истинного знатока от пафосного позера, который ради «сложного» имиджа делает вид, что ему действительно нравятся инсталляции с ананасами и картины, напоминающие детские каракули на обоях. Как же разобраться в современном искусстве и понять, где во всем этом смысл (и есть ли он вообще).

«Вы что — мужики или педерасты проклятые?»

Знающие люди, размышляя о современном искусстве, вспоминают цитату незабвенного кукурузного генсека Хрущева, который был возмущен выставкой авангардистов:

«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?»

Ключевые слова здесь — «народ не понимает». Следует сделать оговорку: и даже не пытается. Откуда у людей вот уже столько лет берется такое радикальное неприятие всего современного искусства? Тут следует внести немного ясности и обратиться к истории вопроса. Что отличает современное искусство от классического, «эталонного»? Отношения четырех персонажей: Формы, Содержания, Автора и Зрителя.

Ростки современного искусства заложил импрессионизм, который зародился во второй половине 19 века. Художники прекратили копировать реальность — эту работу взяли на себя новорожденные фотоаппараты. Мастера стали переносить на свои полотна впечатления, символы и настроения, передавая их причудливыми мазками и цветами. Холодный реализм уступил место чувствам. Дальше все развивалось стремительно, за импрессионизмом последовал еще более загадочный и угловатый постимпрессионизм: Ван Гог и Тулуз Лотрек, камерный уют интимистов, сухие, красно-желтые полотна школы Понт-Авена.

А потом планету потрясла Первая мировая война, которая наложила отпечаток на искусство и личность каждого мастера. Людям хотелось громко и отчаянно кричать во весь голос — или тихо плакать от пережитого ужаса. В это время Форма окончательно потеряла свою силу, уступая место Содержанию: эмоциям Автора, которые он в концентрированном, оголенном виде переносит в свое произведение — полотно, скульптуру, стихотворение, музыку или спектакль. Зритель недоумевает: где Форма, где декодер, который поможет мне расшифровать то, что ты хотел сказать? А Автор ему отвечает: в топку ее, настраивайся на мою волну — я покажу тебе мир настоящих чувств. Искусство 20-21 века — это не деградация, это попытка придать живой пульсации мыслей осязаемую, видимую оболочку, не обремененную рамками.

Этот решительный шаг сделал модернизм пугающим и непонятным. Он разбился на множество течений: суперматизм с его полудетсадовскими кругами и квадратами, экспрессионизм, который порой наводит неподдельный страх («Крик» Эдварда Мунка), сюрреализм, кубизм, абстракционизм и многое-многое другое. Все произведения этих стилей объединяет одно: лишенные понятных, привычных глазу форм и сюжетов, облегчающих восприятие, они целятся прямо в сознание — и дают пищу для эмоций и размышлений иначе, чем мы привыкли ее получать, наслаждаясь полотнами Шишкина и Айвазовского.

Получается, что современное искусство отталкивает зрителя своей девиантностью и кажущейся сложностью. На деле мы просто не привыкли к подобному типу восприятия и не всегда готовы открываться современному искусству. Но, хоть мы и противились, нам показали: искусство, как и человек, не обязательно должно быть понятным, прекрасным, величественным и источать счастье.

И что, теперь мой носовой платок — искусство?

Рассуждая о современном искусстве, нельзя забывать о самом главном его компоненте, который никуда не исчезал: мастерство автора. Почему некоторые выставки современного искусства воспринимаются как груда хлама из батиного гаража? Автору не хватило вдохновения, ощущения новизны, тонкости, он не сумел передать палитру чувств, которую хотел, — и эстетический диалог между вами не состоялся. Лишая свои произведения классической, легко воспринимаемой формы, автор идет на риск — потому что передает право определить ценность его произведения зрителю. Преимущество формы в том, что она самоценна, — картины Да Винчи останутся бесценны для общества просто потому, что они прекрасны, вне зависимости от того, понял ли зритель, в чем смысл «Джоконды». А про фонтан Дюшана все забыли так же быстро, как и узнали, — биограф художника утверждает, что его выбросили в помойку.

И все равно непонятно, где пролегает эта граница между понятиями «шедевр» и «чушь собачья» в современном искусстве. Вроде бы степень шедевральности здесь определяется двумя важнейшими факторами: талантом автора и личными ощущениями зрителей. Но вот тебе ситуация: картины гениального Джексона Поллока что-то не очень, а страшные бабки и коты от Васи Ложкина вполне себе ничего. Это делает Васю более успешным и гениальным художником? Ну, объективно — нет. Поллока знают во всем мире, его картина «№5» однажды стала самым дорогим полотном в мире и ушла с молотка за 140 миллионов долларов. А Вася известен только в РФ, и то не везде. Так и в чем же дело?

В современное искусство активно вмешался рынок, и, чтобы оценить значимость и ценность той или иной работы, рынок прибегает к услугам профессионалов. Они детально осведомлены об истории искусств, разбираются в матчасти и, разумеется, способны прочувствовать и оценить работу лучше любого обывателя. Получается, что знания и опыт заменяют Форму в роли декодера: они помогают разобраться в том, что хотел сказать автор. Это, конечно, делает современное искусство более сложным для восприятия — но сам посуди, как иначе эпатировать публику спустя несколько тысячелетий? Таким образом, можно прийти к выводу: в оценке современного искусства одного лишь субъективного впечатления бывает недостаточно, нужны дополнительные знания. Так что прежде, чем идти на выставку, хорошо бы ознакомиться с творческой биографией автора заранее — тогда полученный опыт будет более полезным.

Загрузить еще