Просвещение

Платон, Pixar и День Мертвых: как и о чем мультики говорят с ребенком

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Royal Cheese о том, какую роль мультики играют в формировании личности ребенка.


Маленькие дети зачастую познают новые звуки, цвета и формы не только в рамках того, что их окружает, но и посредством просмотра мультфильмов. С помощью сказочного нарисованного мира ребенок знакомится с моралью, добром и злом. Причудливые персонажи вдохновляют его танцевать и говорить на новом, творческом языке. В раннем возрасте у детей обычно не хватает терпения слушать длинные сказки, и поэтому они отдают предпочтение мультипликации. Ведь всегда полезнее, когда ребенок может понять аспекты взрослых реалий именно в контексте мультфильма.

Формируя мировосприятие


В течение всего процесса социализации и в его результате человек приобретает определенные знания, опыт, навыки. Они способствуют его интеграции в общество, формируют понимание законов, правил и норм. Несмотря на то, что социализация продолжается на протяжении всей жизни, на самом первом и важном этапе, в детстве, это наиболее важно, потому что, в силу биологических и генетических особенностей, впечатления от первых лет влияют на личность, поведение и характер.

Наиболее эффективным методом, который способствует активному формированию личности ребенка, является телевидение, а если быть точнее — анимация. Конечно, дети проводят гораздо больше времени за просмотром каналов с мультфильмами, чем в детском саду или школе. Кайла Брукс и Брэд Бушман, исследователи из Мичиганского университета, обнаружили, что дети от 2 до 5 лет смотрят мультики 32 часа в неделю, дети в возрасте 6-11 лет — 28 часов, а дети от 7 до 12 лет уже смотрят телевизор без присмотра старших. Конечно, мультики их привлекают больше, чем традиционные источники обучения. Они не просто смотрят мультфильмы, но и учатся, запоминают и имитируют поведение героев. Именно поэтому важно показывать детям правильное творчество.

По мере того как ребенок растет, родители используют нарисованный мир для того, чтобы показать, как все работает в реальной жизни, как справляться с тяжелыми ситуациями и взаимодействовать с людьми. Например, со «Свинкой Пеппой» дети узнают о дружбе, а шоу «Бо в пути!» может привить любовь к спорту. Анимационные фильмы, основанные на сказках студии Disney, Pixar и DreamWorks, учат, что лгать — нехорошо, прислушиваться к совести — важно, а «Кунг-фу Панда» помогает понять, что не существует секретного рецепта, который гарантирует успех. Мультфильмы действительно полны позитивных жизненных посланий, но порой они затрагивают и негативные моменты: предательство, корыстные намерения. А, главное, посыл некоторых работ действительно серьезный. Авторы порой берут на себя ответственность и рассказывают маленькому ребенку о том, как непостоянен может быть реальный мир, как одни покидают его преждевременно, а другие — по естественным причинам. Конечно, узнавать о том, что такое смерть, ребенку приятнее в контексте нарисованного и причудливого мира. Существует две картины, которые заслуживают особого внимания за их подход и манеру «общения» с юной аудиторией.

«Душа» и Платон


Рассуждения о существовании души в человеке велись на протяжении всей истории. До 19 века люди воспринимали ее наличие как нечто само собой разумеющееся, но с развитием современной психологии это убеждение потеряло свою актуальность. Мультфильм «Душа» от студии Disney Pixar заново поднял эту тему и представил своим маленьким зрителям две сферы бытия. Первая — обычная человеческая жизнь, а вторая — мир душ — там, где жизнь еще не началась, и там, где она уже закончилась.

Джазовый пианист Джо Гарднер после несчастного случая попадает в мир душ, где застревает между жизнью и смертью. Так зрители наблюдают за его душой, находящейся отдельно от тела. Это падение — отправная точка, которая отражает историческое происхождение западных представлений о человеческой душе. Греческое слово использовалось в контексте процесса умирания. Гомер описывал его как уход души из физического тела, а с начала 6 века ее стали рассматривать как силу, которая способна оживить тело. Однако идея о смерти как отделении души так и осталась главной.

Для древнегреческого философа Платона эта связь была абсолютно случайной. Сократ в «Диалогах Платона» объяснил, что его учитель жаждет смерти, потому что она освободит душу в ее истинном существовании. Позиция Pixar наиболее близка к платонической. Душа покидает тело и отправляется в далекий мир. Она существуют в нем до тех пор, пока не наступит время воплощаться в теле, а некоторые из душ и вовсе не слишком стремятся отправиться в это путешествие.

Джо не желает мириться с участью, и большая часть фильма посвящена его попыткам вернуться к прежнему существованию. Скорее всего, для Платона это означало бы, что он — нехороший человек, который просто не способен отречься от своих материальных, низших ценностей, привязанностей и удовольствий.

В «Душе» присутствует действительно много юмора, благодаря чему мультфильм воспринимается легко даже детьми. Он предлагает своим маленьким зрителям задуматься, но не слишком давит на них и возвращается к вопросам самым простым: нужно ли так стараться искать смысл или можно просто наслаждаться своей жизнью и ценить каждый момент.

«Тайна Коко» и День Мертвых


Та же студия Pixar не только в этом году затронула тему неизбежности смерти и души, которая покидает тело. Стоит сказать, что Pixar подошла к вопросу действительно с разных сторон. Сюжет «Тайны Коко» не просто приподнимает завесу тайны перед ребенком, но и рассказывает, как в другой культуре люди относятся к этой проблеме и является ли она для них таковой.

Día de Los Muertos — это целый праздник, который посвящен памяти умерших. Для мексиканцев смерть — это символ жизни. Миллионы семей в этот день устанавливают алтари, в которых сочетается множество различных символов: конфеты, еда, фотографии умерших людей и другие самые разные вещи. Именно благодаря тому, что они так бережно хранят воспоминания о тех, кто их покинул, свечи и ароматные цветы помогают душам найти свой путь домой.

В этот день жители страны устраивают самую настоящую вечеринку. Она и есть память о возвращающихся мертвых. Даже существует легенда, согласно которой духи приходят к тем родственникам, которые не стали приносить пожертвования, и напоминают им о долге. Так, в мексиканской культуре не отклоняются от неизбежного, не забывают о смерти, а принимают ее как важную часть жизненного цикла.

«Тайна Коко» начинается с Мигеля. Он рассказывает о своей семье и о том, как отправился в потусторонний мир, чтобы разгадать фамильную тайну. Но вместе с ней он открывает для себя новую истину: никогда не забывать тех, кто ушел. И снова Pixar говорит о естественности смерти, но посыл сосредотачивается не на этом, а на вечной памяти и уважении, которые заслужили родственники и друзья. Именно это и помогает герою в конце обрести себя и ответить на все вопросы, которые так долго его мучили.

Конечно, на этом список не заканчивается. Есть еще множество мультфильмов, которые говорят с ребенком о месте смерти в нашем мире, например, в «Вверх» и даже в некоторых сериях таких мультиков, как «Эй, Арнольд!» и «Ох, уж эти детки». Но важно понимать, что они не только знакомят ребенка с такой неизбежной частью реального мира, но через эту призму учат их не зацикливаться на ней, ценить себя, окружающих и саму жизнь.

Загрузить еще