Просвещение

Славься, Джа! Что из себя представляет настоящее растафарианство

Антон Подрезов Антон Подрезов
Страдания африканского народа, выросшие в религиозное движение. Royal Cheese рассказывает, кто такой Джа и почему в него верят растафарианцы.

Мы уже провели одну образовательную беседу на тему религии, и она была на тему более-менее нам понятную. А сейчас давай поговорим о самом необычном, непонятом и юном религиозном движении, окруженном стереотипами и загадками, — растафарианстве, где бога называют Джа.

Джа, или Черный бог

Религия эта появилась в колыбели человечества — в Африке. Логично, что первые люди здесь и обрели своего первого бога. Но на деле растафарианство — одна из самых молодых религий в нашем мире, ей нет и 100 лет. Зато если в основных мировых конфессиях информация об их пророках сохранена лишь в священных писаниях, то растафариане могут радоваться тому, что их главный религиозный лидер жил в 20 веке, и спорить о его реальности бессмысленно. Свидетельств его существования предостаточно.

Но об этой фигуре чуть позже. Сначала стоит сказать об особенностях данной религии. Растафарианство зародилось в Эфиопии, и большое влияние на него оказала христианская вера. Современному европейскому человеку трудно поверить, что в Африке не поклоняются местным богам, а верят в того же бога, что и половина мира. Хотя местное христианство имеет свои причудливые формы. Например, человеку, привыкшему к классическому церковному иконостасу, эфиопские иконы покажутся максимально странным. Мало того что на них бог темнокожий, так еще и выполнены они в ярких красках и простой, схожей с мультипликационной технике. А службы в храме под традиционные барабаны кого-то могли бы и оскорбить, но такова уж местная религия.

Так что можно сделать вывод: растафарианство не взялось из ниоткуда на просторах африканской саванны — оно родилось из традиционных конфессий, и в этом можно убедиться, изучив некоторые детали.

Отпусти народ мой!

Основной идеей растафарианства является возвращение всех чернокожих людей обратно домой, в Африку. Даже для людей, изучавших историю лишь по картинкам в учебниках, не будет секретом то, что африканская цивилизация натерпелась от западного мира. Бесконечные морские караваны брали в рабство тысячи африканских жителей и везли через океан, чтобы те работали до своей смерти. Эти морские походы и объясняют, почему растафарианство так же сильно распространено на Ямайке: этот остров был перевалочным пунктом для кораблей с рабами, поэтому ямайцы переняли так много от африканской культуры.

И для этого у христианской ветви растафарианства есть толкование, схожее с библейским: чернокожие, подобно израильтянам, были отданы в рабство богом Джа за их грехи, и теперь они вынуждены ждать, когда придет Джа, освободит их и отправит домой, в Эфиопию. Хоть рабство уже официально отменили, но движение растафари склонно верить, что западная цивилизация продолжает угнетать африканский народ, и поэтому они всячески себя противопоставляют западной культуре.

При этом у растафарианства нет каких-то жестких рамок: ни четкого учения, ни ритуалов, ни определенного пути развития. Даже внутри себя они достаточно разрознены во взглядах (кто-то, например, больше связан с христианством, а кто-то придерживается африканских традиций). По сути, единственное, что их объединяет, — это желание свободы своему народу и процветания африканской культуре, которую они с удовольствием чтят и демонстрируют.

Однако если собрать все, о чем они говорят, то можно выделить основные принципы, которых они придерживаются:

  • запрещено осквернять тело человека: сюда идут бритье, стрижки, татуировки;
  • большинство адептов придерживается вегетарианских ценностей — но если мясо, то точно не свинина;
  • никаких других религий не может быть для растамана, но при этом для них характерно уважительное отношение к людям из других конфессий;
  • все люди братья, любите всех вокруг. Злым эмоциям и поступкам, соответственно, нет места. В общем-то стандартный пункт для любой религии;
  • отвержение западной культуры со всеми ее соблазнами и пороками;
  • важнейшая ценность — взаимопомощь. Помогай своим братьям по религии, а также остальным людям, животным и растениям.

Значимые фигуры растафарианства

Маркус Гарви

Идеолог растафарианства, которого называют не иначе как пророком этой религии. На самом же деле, его можно назвать гражданским активистом и одним из первых борцов за права темнокожих. Имел мечту до того, как это стало мейнстримом. Он был основателем «Всемирной ассоциации по улучшению положения негров» и призывал всех темнокожих вернуться обратно в Африку. В своих речах предрекал коронацию «черного короля», чем невольно создал культ поклонения Хайле Селассие I и, по сути, предрек появление растафарианства.

Хайле Селассие I

Последний император Эфиопии. До коронации носил имя рас (феодальный титул) Тафари Маконнен — это имя, собственно, и дало название растафарианству. Его популярности способствовало «пророчество» Гарви и то, что его считали потомком царя Соломона. До сих пор его называют одним из воплощений бога Джа.

Боб Марли

Можно было просто оставить только его имя и фамилию — тут все очевидно. Для культуры растафари он сделал больше, чем кто бы то ни было. Его музыка тесно переплетена с ямайской и африканской культурой. Богом его не считали, но он точно был выше всех остальных.

Краткий словарь и список атрибутов растафарианства

Речь этой культуры наполнена различными терминами и жаргонизмами, а само произношение не похоже ни на какое другое — послушай их песни и все поймешь. Но есть несколько основных понятий, которые нужно знать для понимания сути растафарианства.

Джа — тот самый бог. Его имя (Jah) взято прямиком из Библии, как одно из имен бога, так что вот еще один след христианской религии в растафарианстве.

Вавилон — условное название всего западного мира, который угнетает африканцев и которого они сторонятся.

Зион — земля обетованная, рай на земле для растаманов, куда они надеются когда-нибудь вернуться все вместе. За конечный пункт назначения принято брать Эфиопию или Африку в целом.

Рэгги — та самая музыка растаманов, в которой часто можно услышать и о Джа, и о Хайле Селассие, и о коварном Вавилоне.

Дреды — обязательный атрибут растамана. Во-первых, если вспомнить отказ от бритья и стрижек, то дреды — лучший выход. Во-вторых, это отсылка к африканским традиционным косичкам. В-третьих, человек с дредами немного косплеит льва — один из эфиопских символов. Ну и, в-четвертых, растаманы верят, что, когда придет время, Джа распознает своих по дредам и за них же поднимет к себе.

Джа по-русски

Вообще, у нашей страны и Эфиопии, где зародилось растафарианство, больше общего, чем кажется. СССР в свое время пытался дистанционно построить социализм в этом африканском государстве и помогал в местных вооруженных конфликтах. Там и сейчас можно найти советские артефакты. Многие эфиопцы приезжали и продолжают приезжать для учебы в наших вузах, так что крепкий культурный мост, построенный нашими отцами, держится до сих пор.

Но если у меня получилось донести основные принципы растафарианства, то становится понятно, что настоящим растаманом может быть только африканец, который жаждет когда-то вернуться к корням. Остальным же бледным народам там делать нечего. Однако мир многолик и пластичен, поэтому культура растафарианства превратилась в раста-культуру, которая связана с регги, яркими цветами эфиопского флага, дредами и курением того, что требуют легализовать эти растаманы. По сути, это смешение движения хиппи с мотивами Черного континента.

Велико было влияние растаманства в нашей стране в 90-е годы. Оно появилось как реакция на развал СССР в виде новой контркультуры, которая старалась не связываться с суровой реальностью. Ее развитию способствовало несколько факторов: во-первых, на страну резко обрушилась тотальная свобода самовыражения, а во-вторых, достаточно свежа была память о культуре хиппи, которой в декорациях Союза трудно было найти место. Волна раста-культуры легко адаптировалась под взгляды «детей цветов» и органично вписалась в общую картину русского андеграунда 90-х. Конечно же, рэгги стал тем самым цементом, который соединил все кирпичики этой культуры у нас в стране. Экспериментировать с этим жанром любил Борис Гребенщиков, а если уж это делал он, то остальные старались подпевать в унисон изо всех сил. Дальше были Джа Дивижн, Остров, Саранча, Маркшейдер Кунст.

Примечателен и тот факт, что наши растаманы не только слушали музыку в измененных состояниях, но и пытались объяснить для себя эту культуру, которая изначально создавалась не для белых и против белых. В частности, советский публицист-африканист Евгений Сосновский в своей работе «Покидая Вавилон налегке» писал следующее:

«Белые растаманы даже Африку рассматривают скорее как аллегорию утопии, единения всех людей: по их словам, это связано с тем, что человек происходит из Африки. <…> Конечно, главную роль в пробуждении интереса белых бунтарей к растафари, как и среди черной молодежи, сыграла рэггей, тем более что заряд «прогрессивного» и психоделического рока или прекраснодушных баллад в духе Джоан Баэз и Фила Окса был к тому времени исчерпан».

Но все же если ты хочешь стать настоящим адептом растафарианства, то шансов у тебя, скорее всего, не много. Но никто тебе не запрещает наслаждаться их культурой или посетить чудесный Эфиопский город Лалибэла, который называют вторым Иерусалимом.

P.S. Если тебе стало интересно узнать побольше об этой религии и ты отправишься на поиски новой информации, то постарайся не опечататься в названии. Потому что если ты ошибешься с первой буквой и напишешь «пастафарианство», то эта информация может тебя шокировать.

Загрузить еще