Просвещение

Статус языка — уязвимый: как музыканты пытаются сохранить культуру малых народов

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Рассказываем об исполнителях, которые популяризуют языки малых этносов.

Глобализация отправляет многие языки на покой. Исполнители все чаще пишут песни на английском, немецком или французском языках, напрочь забывая о своих корнях. Но это суждение не имеет ничего общего с ребятами из топа, который мы подготовили. Эти группы исполняют песни на вымирающих языках Европы. Не думай о переводе, ведь какая разница, о чем поют исполнители, если делают они это от души и с любовью.

Huntza — эксперименты с языком, инструментами и жанрами

Язык исполнения: баскский.

Статус языка: уязвимый.

На защиту баскского языка в Испании встала группа Huntza. Коллектив, возникший в Бильбао в 2014 году, быстро стал популярным в Басконии, затем в Испании, а после и в Европе. Свой путь артисты начинали с встреч по четвергам. Основная цель таких тусовок, со слов участников, — желание повеселиться. Накопив навыков, ребята поднялись на сцену в первый раз в 2016 году с песней «Harro Gaude», которой они отдали должное первым женщинам, вышедшим на сцену.

За 6 лет своего существования Huntza записали 3 альбома, сняли несколько вдохновляющих клипов и покорили миллионы сердец. Ребята вряд ли когда-нибудь соберут Олимпийский, но определенного успеха они уже добились. В чем же их секрет?

Наверное, всему виной особая позитивная атмосфера и стремление к чему-то новому. Музыка группы ритмична и необычна, исполнители постарались объединить два непохожих друг на друга жанра: фолк-рок и панк-рок. Эксперимент вышел удачным, а вишенкой на торте стали баскский язык и традиционные для северного региона Испании инструменты. Уникальность звучания создается благодаря трикитише — местному аналогу аккордеона. Кстати, это слово образует название жанра, к которому Huntza сами определяют себя, — трики-поп.

Кстати, говоря об успехе группы, нельзя не упомянуть шарм ее участников. Все члены коллектива одним только внешним видом заряжают слушателей. Ты посмотри на это.

Lou Dalfin — группа, поющая на языке трубадуров

Язык исполнения: окситанский.

Статус языка: определенно находящийся под угрозой исчезновения.

Окситанский язык, известный как провансальский, сейчас используют примерно 2 миллиона человека на юге Франции, Монако и в приграничных районах Италии. Этот диалект издавна считался созидательным, ведь на нем слагали стихи и песни трубадуры — средневековые поэты и певцы.

Творческий интерес к окситанскому в 1980-х проявили музыканты из Пьемонта (Италия). Они решили создать фолк-группу, которая будет поднимать с колен местные традиции. Труды исполнителей были оценены публикой, а за альбом «L’oste Del Diau» ребята получили премию Targa Tenco, «Лучший альбом на диалекте» (под «диалектом» премия подразумевает альбом, выпущенный в Италии на местном языке, нестандартном итальянском).

Несмотря на трагичность текстов, которые посвящены трудной судьбе Окситании и ее принудительной ассимиляции, музыка звучит благородно и гордо. Эти песни могли бы быть гимном новой Окситании будущего, но, увы, сейчас местный народ растворяется среди более крупных, а язык потихоньку вымирает. Возможно, что вскоре мы будем помнить о нем только из мелодичных и громогласных песен Lou Dalfin.

Korpiklaani — металл-фолк из Финляндии

Язык исполнения: саамский.

Статус языка: под угрозой исчезновения.

Финны — отнюдь не большой этнос, и удивительно, что в стране есть другие. Саамы — малочисленный финно-угорский народ, один из таких. Они живут на территории Лапландии и имеют собственный язык. На нем и исполняют некоторые свои песни Korpiklaani — металл-группа из города Лахти. Коллектив возник в 1993 году, и на протяжении всего существования ребята экспериментировали с жанрами. Начинали они, исполняя фолк, а сейчас ушли в более тяжелое звучание, смешивая его с народными мотивами.

За годы своей деятельности Korpiklaani успели запомниться эксцентричными клипами и покорить западную металл-сцену. Тексты песен группы часто связаны с финской древностью, а музыка является элементами традиционного народного искусства в синтезе с металлом. Исполнители разнообразили звучание с помощью скрипки, аккордеона, флейты и эстонской волынки. Фанатам тяжелой музыки эти финны точно понравятся.

Ored Recordings — лейбл, открывающий культуру Кавказа

Языки исполнения: многие языки Кавказа.

Статус языков: уязвимые.

Сохранением национального самосознания в России успешнее остальных занимается небольшой кавказский лейбл Ored Recordings под предводительством Булата Халилова из Нальчика. Он исследует местную музыку и открывает для нашей страны новых исполнителей, записывая их в своей студии. Сейчас у Ored Recordings более десятка различных артистов, каждого из которых рекомендуем к прослушиванию. Во-первых, это поможет понять культуру тех людей, с которыми ты живешь в непосредственной близости. Во-вторых, это действительно энергетически сильная музыка, которую исполняют самые простые люди.

Своих музыкантов Булат и его команда ищут в самых удаленных уголках Кавказа и иногда записывают их прямо в горах, что называется полевыми записями. Об этом подробно рассказывается в фильме «Костры и звезды», который мы ранее упоминали в другом материале. Примечательно, что коллективы и певцы, находимые лейблом, максимально разношерстны, возраст исполнителей чаще всего колеблется в районе 16-45 лет. Вот, например, один из популярнейших исполнителей, записанных лейблом, — Заур Нагоев.

Загрузить еще