Просвещение

Суд в деталях: атрибуты судебного процесса, дошедшие до наших дней

Антон Подрезов Антон Подрезов
Откуда взялись парики, адвокаты и зачем нужна была яма в средневековом споре мужчины и женщины.

В новостях последнего времени только и разговоров, что о судах. Мы тоже не будем стоять в стороне от трендов и рассмотрим этот процесс детально, а именно разберём некоторые его неотъемлемые атрибуты и разберёмся, как они там появились.

Парики, мантии и молотки


В карикатурных судах главного судью этого мероприятия изображают примерно одинаково: грозная чёрная мантия, деревянный молоток с подставкой и нелепого вида парик, похожий то ли на накидку из овечьей шерсти, то ли на причёску пуделя. Традиции ношения такого аксессуара сохранились до наших дней в судах Великобритании и некоторых её бывших колониях. Всё дело в склонности бережно относиться к традициям, которые касаются не только париков, но и многих элементов монархии, королевской стражи и некоторых других аксессуаров.

Первоначально парик в средневековой Европе был частью местной моды, без которой сложно было увидеть представителя знати. Как и в случае с женскими корсетами, у парика были не только эстетические преимущества, но и сугубо практические. Гигиена того времени была очень непостоянной, и настоящие волосы довольно быстро превращались в дурно пахнущий грязный комок растительности. А ещё такие места часто заселяли различные паразиты. Поэтому в целях борьбы с антисанитарией люди старались состригать как можно больше волос, но от этого персона выглядела менее солидно — то ли дело в пышном парике. Парик позволял сохранить лицо и прикрыть лысины.

Но почему именно судьи остались с париками? Всё дело в старых регламентах, которые сохранились в традициях британцев. К тому же парики отличали важных для суда персон от остальных людей, что позволяло наблюдателю без труда понять, кто есть кто. У судьи в парике был более представительный вид, а его наличие осложняло возможность узнаваемости на улице. В 2008 году в Великобритании разрешили судьям по гражданским делам не использовать этот атрибут, а вот преследуемые по уголовным делам всё ещё могут столкнуться с этим анахронизмом.

Мантии тянутся за судебными делами примерно с тех же времён — эпохи Средневековья. Во многом мы обязаны этому элементу церкви, чьи служители всегда носили рясоподобные одеяния. К тому же представители религиозной власти часто исполняли обязанности самих судей — легко можно в это поверить, вспоминая суды инквизиции.

В современном мире мантии призваны для того, чтобы отделить судью от статуса предвзятого человека в глазах общественности: в мантии он не похож на обычного гражданина, так что становится просто вершителем судеб, инструментом в работе судебной машины. В российском законодательстве до сих пор прописано обязательное наличие мантии у судьи в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»:

«При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности».

А вот молоток в судебных заседаниях используется совсем редко. Сейчас это больше сувенир из прошлого или элемент юмористического скетча о судебных делах. Как он начал применяться, можно предположить, рассмотрев его английское название: gavel. Это слово в средневековой Англии обозначало выплату по аренде или другой сделке. Молоток изначально применялся в земельных судах, а название происходит от gafol — «дань». Помимо судов, его использовали еще и на аукционах. На самих судах звук удара молотка по подставке открывал заседание и закрывал его, то есть этот звук обозначал точку, после которой любые обсуждения прекращались и воля закона была высказана беспристрастным судьей.

Адвокат и прокурор

Адвокатами не всегда являлись одни лишь знатоки права и судебного процесса, на это нам намекает даже само происхождение слова. «Адвокат» произошёл от латинского слова advocatus, что можно перевести как «призываю», «приглашаю». Первыми адвокатами были родственники подозреваемого, которых он «приглашал» в суд для поддержки, они же имели право говорить от его имени, ведь не все преступники были для этого достаточно грамотными. После эту нишу начали занимать полупрофессионалы, которые всё так же не особо разбирались в праве, но были неплохими ораторами: их целью было уболтать суд в пользу провинившегося. И только потом это место заняли законные знатоки правового процесса, ведь суд — это не место для болтунов (только если они не на месте свидетеля).

Значение слова «прокурор» тоже эволюционировало, прежде чем явилось нам в современном виде. Немного этимологии: термин происходит от латинского слова procurator — «управляющий», «заведующий». Изначально это была совсем другая профессия, не связанная с судом, которая так и называлась: прокуратор. Это были слуги господина, которые управляли его имением и хозяйственными делами. Свои прокураторы появились позднее у императора, и это уже были практически государственные служащие, которые занимались имуществом императора, а затем их заботы начали распространяться и на судебные процессы, ведь они тоже были связаны с финансовыми делами. То есть прокурор в своей переработанной сути — управляющий делами суда.

Да не судимы будете


Напоследок расскажем тебе о нескольких выражениях, которые также связаны с судом:

— «Вернёмся к нашим баранам» — крылатое выражение, призывающее вернуть беседу непосредственно к ее сути. Оно впервые появилось в средневековой пьесе «Фарс об адвокате Пьере Патлене». В ней богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, обвиняя его в краже трёх баранов. Но внезапно на слушании дела суконщик увидел ещё одного своего обидчика, задолжавшего ему некоторую сумму денег. Этим человеком был Альберт Эйнштейн адвокат пастуха — Пьер Патлен. Суконщик в ходе суда постепенно забывает о пастухе и переключается на Пьера, отчего судья вынужден его поправлять и возвращать к основной причине судебного процесса, то есть к баранам.

— «А судьи кто?» — раз уж такое дело, то напомню или сообщу кому-то новую информацию о том, что слова эти принадлежат Грибоедову и звучат в комедии «Горе от ума»:

«— А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма…»

— «Победителей не судят» — по легенде, эти слова сказала императрица Екатерина II, защищая Суворова, которому грозил суд за неподчинение приказу и штурм турецкой крепости Туртукай.

— «Пусть сапожник судит не выше сапога» — выражение не особо распространённое, но чрезвычайно актуально сейчас. Оно о ценности мнений некоторых критиков. Авторство приписывают древнегреческому художнику Апеллесу, а у нас их обработал Пушкин:

«Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбоченясь, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?»…
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше сапога!»

…и о двух старых традициях, которые, в отличие от описанных выше атрибутов, (к счастью) не дожили до наших дней:

— Божий суд — это не тот, который ждёт всех людей, если верить библейским сказаниям. Божий суд — это древняя методика по выявлению вины, когда суд заходил в тупик. Означал он испытание человека огнём, водой, раскалённым металлом, кипящим маслом и прочими изысками средневековых «развлечений». Смог достать кольцо из кипящего масла — оправдан, не смог — обварился, да ещё и наказан.

— Суд поединком — в некоторых случаях приходилось прибегать к такому виду решения судебных дел. Особенно интересна ситуация, когда конфликт был между мужчиной и женщиной. Такая история была описана в книге «Фехтбух» Ганса Талхоффера. В этом случае за женщину мог заступиться другой мужчина, но если она всё же сама принимала бой, то условия его были весьма необычными. Её противника сажали по пояс в яму, а женщина могла свободно передвигаться вокруг неё. Разумеется, у них было оружие, а проигравшим считался тот, кто три раза коснётся оружием или руками земли или тот, кто перетащит противника на свою территорию (из ямы на землю или с земли в яму). Мёртвый противник, само собой, также проигрывал.

Загрузить еще