Просвещение

Уголовные и «свободные»: история татуировок в России

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Японский дракон Николая II, портфолио преступника и средство самовыражения.

Сегодня страсть к татуировкам превратилась в повальное увлечение. Даже взрослое поколение стало относиться к явлению более терпимо. Работодатели уже не берут нательную живопись в расчет, а бабушки на улицах перестали открыто выражать свое недовольство. Однако несколько лет назад они ассоциировались с тюремными наколками и несли негативное значение. Как развивалась уголовная и «свободная» татуировка в России, — рассказывает Royal Cheese. 

Украшение императоров


В Японии татуировки с древних времен — непременный атрибут якудзы или других группировок, а индейцы с помощью них эмоционально запугивали врагов. Это всем известные факты, а вот о рисунках на телах у славян известно немного. Согласно легенде, в начале 10 века путешественники прибыли к Волге. Их встретили люди с множеством картинок-оберегов на теле. Каждое изображение имело смысл, а наносили их преимущественно волхвы. После принятия христианства татуировки оказались под запретом, постепенно их становилось все меньше.

Во время правления Петра I татуировки на Западе в основном наносили моряки. Это были некие трофеи, привезенные из экзотических стран. Русский царь активно перенимал привычки заграничных народов и не смог пройти мимо этого. Ходит легенда, что он сам сделал себе небольшое изображение топора, а потом нашел увлечению другое применение. Он создал указ, согласно которому все военные перед отправлением делали отличительные метки на руке. Это нововведение должно было обезопасить войска от побегов солдат. Инициативу встретили не слишком радостно. Долгое время татуировки стирались порохом. Некоторые историки полагают, что именно нательная живопись моряков — прообраз тюремных партаков.

Тогда же татуировки стали способом обозначения преступников и бродяг. Поэтому до 19 века никакой информации о том, что представители царской семьи наносили картинки на теле, не было. Ходят мифы, что у Екатерины II была татуировка в интимном месте. Но это всего лишь легенда.

А вот Николай II не скрывал большого восточного дракона на руке. Он решился на это во время путешествия по Востоку после начала строительства Транссибирской железной дороги. Однако местные жители были удивлены, поскольку знать никогда не делала татуировки, только представители криминала. Многие спорили о его мотивации. Существует несколько версий, но самая правдоподобная гласит, что похожее изображение было у английского короля Георга V. Возможно, это был акт солидарности. Со временем татуировка перестала быть символом аристократии и ассоциировалась только с тюрьмой.

Тюремные наколки


Изображения на теле в советский период подверглись гонению из-за формирования мощной асоциальной прослойки общества. Представители отличались четкой иерархией и отличительными знаками: татуировками. По наколкам они делили криминальный мир на «своих» и «чужих», и наносили на тело историю и криминальное прошлое. Они рассказывали о числе судимостей, отбытых сроках, «масти», национальности и вероисповедании.

В прошлом веке уголовная полиция в России начала активное изучение символики, формировались целые каталоги, которые были проанализированы. Парижский сыщик Видок предложил использовать систему идентификации преступников, которая была построена на особых приметах. Он создал картотеку с указанием базовых личных данных и внешних особенностей, включая татуировки. Он нанял художника, который воспроизводил все до мельчайших подробностей. За годы работы Видок собрал данные более 4-х миллионов нарушителей. Считывание татуировок превратилось в обыденный инструмент в борьбе с криминальным миром. Специалисты привлекали психологов, которые помогали составить психологический портрет, учитывая их.

В нашей стране предвзятое отношение к татуировкам существовало достаточно долго, когда весь остальной мир уже давно стал терпимее. Дело в том, что ни в одной стране криминальный сегмент так не пестрит бледными наколками. К 50-м годам блатной мир уже окончательно сформировал сферу татуировок и их значение. Тогда же появилось жесткое право на ношение конкретного рисунка, который говорит о статусе в тюремной системе. Тело заключенного окончательно превратилось в «личное дело». Среди них находились и самозванцы, таких заключенные не терпят и строго наказывают.

Однако не все татуировки блатные по своей сути. Заключенные наносили картины, фотографии, символы любви и верности. Конечно, качество оставляло желать лучшего. Со временем они бледнели и становились частью синих партаков, смысл которых люди считывали самостоятельно и однозначно — «человек сидел и точка».

Снятие табу


Во время хрущевской оттепели на экраны страны вышел фильм Георгия Данелии «Сережа», в котором была сцена, где обычные молодые ребята решили сделать себе татуировки. Это дало толчок к изменению отношения общества к явлению. Позже ленинградский поэт Олег Григорьев написал оду татуированию. Так, явление начало появляться в городском фольклоре и напоминать рок-н-ролльное движение, влияние свободного Запада.

В 80-х появились мастера и первые цветные татуировки, что продолжило процесс популяризации нательного искусства. Центром был Ленинград, а позже — Москва. В 1996 году в столице прошла первая тату-конвенция в клубе «Эрмитаж», появились первые салоны. Вместе с этим пришло понимание, что татуировка и тюрьма не синонимы, а отдельные сферы. Конечно, в тюрьме свои правила, но татуировки в современном обществе — свободное проявление внутреннего мира, средство украшения и целая культура.

Загрузить еще