Просвещение

Воры, преступники и беженцы: историческая дискриминация цыганского народа

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Цыгане — народ, окутанный тайной и стигмой. Как они лишились государства и к чему это привело.

Общество без государства, грязные воришки, торговцы золотом, таборы и кони — первые ассоциации, возникающие как у жителей России, так и у всего остального мира, когда речь заходит о цыганах. Представители народа веками подвергаются стигматизации и пренебрежительному отношению, даже в том случае, если живут в социуме точно так же, как и другие люди. Численность цыган по всему миру достигает более 4 миллионов человек, большая часть из них сталкивается с негативным и предвзятым отношением. По сути, общество ничего не знает о них, за исключением множества укоренившихся стереотипов. Royal Cheese — о дискриминации, неприязни и гонениях.

Изгнание, определившее образ жизни


Этот народ окружен массой легенд и мифов. Первый и самый очевидный — краевой и скитальческий образ жизни. Действительно, цыган сегодня можно встретить, как в России, так и в любом европейском городе. Одним из виновников потери дома для цыган в масштабном смысле слова был Папа Римский. Дело в том, что верховный правитель Святого Престола посчитал цыган отступниками от христианской веры и наказал их скитаниями на семь лет. Это случилось уже после того, как изгнанный из Индии народ, ассимилировался в Европе и относительно наладил быт в Европе. Так, начались их многовековые трудности. Жители деревень и городов, через которые они проходили, всячески оказывали им помощь: давали ночлег, кормили, собирали необходимые запасы одежды и утвари. Когда семь лет прошли, народ не вернулся, а продолжил скитаться по миру, возвращаясь туда, где их принимали с улыбкой. Радушие продолжалось недолго, совсем скоро люди поменяли тактику и стали относиться к ним как к изгоям, преступникам и ворам. Беженцы вызывали подозрение, их воспринимали как часть мусульманского общества, о котором они слышали только жестокие и мрачные истории. Государства приняли ряд законов, которые усложнили их жизнь и положили начало многовековой стигматизации цыган. Они же, в свою очередь, не могли постоять за себя, поскольку не имели официальных покровителей. В итоге те сообщества, которые пришли в Восточную Европу, попадали рабство, а Запад ввел наказания за принадлежность к рома. Их калечили, подвергали различным пыткам, изгоняли из стран, а чаще всего просто казнили.

Мало кто знает, но народ действительно прилагал усилия, чтобы найти свой постоянный дом. Так, в Византии они занялись обработкой металла и превратились в ценных ремесленников. Также некоторое время они проживали на острове Корфу Венецианской республики, сейчас территория принадлежит Греции. Здесь они действительно могли почувствовать себя в безопасности, поскольку там были приняты законы, которые поддерживали общины. Так продолжалось вплоть до начала 19 века, после остров начал переходить «из рук в руки».

Путь в СССР


События Второй мировой войны, жесткое отношение нацистов к представителям различных народов — оставили огромный кровавый отпечаток в истории. Геноцид евреев называется «Холокостом», однако в то же самое время цыгане переживали аналогичное испытание под названием «Параимос», которое переводится как «надругательство, насилие». За время преследований более 200 тысяч цыган были расстреляны или помещены в концлагеря. Предвзятое отношение к рома закрепилось и только усугублялось веками по всему миру, в том числе и в России.

Когда война закончилась, некоторые цыганские семьи решили обосноваться в СССР. Часть из них участвовали в процессе восстановления страны, работали на стройках, вторая — продолжали попрошайничать, жить на улицах и переезжать из города в город. Долгое время власть поддерживала кочевников, хотя в обществе активно распространялись слухи о воровстве, агрессии и других неправомерных действиях со стороны представителей общин. В 1956 году вышел указ, согласно которому государство было обязано спонсировать их, дав жилье и рабочие места. Закон действительно оказал поддержку цыганам, но также начал процесс дискриминации, поскольку он говорил о криминализации кочевого образа жизни. Так, начались уголовные преследования, штрафы и тюремные заключения.

Постепенно рома покидали крупные города и переезжали в окрестности. На пустых территориях были отстроены небольшие дома. Однако и здесь они столкнулись с неприятностями, поскольку жилье было не зарегистрировано. Низкая грамотность и осведомленность тогда привели к тому, что сейчас общины вынуждены бороться со сносом неофициальных построек. Так, в 2018 году 36 цыган из Татарстана обратились в Европейский суд после того, как их дома были снесены, а альтернативного варианта проживания не было предоставлено.

Современные реалии антицыганизма


Уровень напряжения по отношению к цыганам не идет на спад и сегодня, даже несмотря на то, что в популярных СМИ много времени уделяется толерантности по отношению к представителям самых разных этносов. В прошлом году в Центре здоровья и прав человека в Гарварде было проведено исследование под названием «Цыганские реалии в США». В опросе участвовали 363 американца цыганского происхождения, практически 80% из них сообщили, что общество их открыто дискриминирует. 14% участников столкнулись с предвзятым отношением при взаимодействии с социальными и государственными службами, в ресторанах, магазинах и других общественных местах. Три года назад во Франции цыгане подверглись нападению в результате распространения неверной информации о местной общине.

В России ситуация также напряженная. «Левада-центр» в ходе исследования выявил, что опрашиваемые меньше всего хотят видеть в городах именно цыган — 43%. Негативное отношение подпитывает разделение школьных классов на русские и цыганские в некоторых городах и поселках. Результат — низкий уровень образования и предвзятое отношение общества, поскольку отдельные классы на подсознательном уровне формируют негативные ассоциации, которые в будущем перерастут в предвзятое отношение у русского населения. Пробелы в грамотности приводят к трудностям в процессе трудоустройства, к безработице и бедности, что вынуждает устраиваться на низкооплачиваемые должности, попрошайничать и участвовать в криминальной деятельности.

Тем не менее по всему миру существуют организации, деятельность которых направлена на защиту прав цыганского общества. В России эту роль на себя взял Антидискриминационный центр «Мемориал». Еще одним важным шагом к искоренению стигматизации стало публичное извинение со стороны Папы Римского за изгнание. Терпимость и отказ от стереотипов способствуют снижению уровня безработицы и использования криминала для устройства своей жизни в цыганском обществе.

Загрузить еще