Просвещение

Я познаю миры с помощью живописи: визионерское искусство

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Искусство — это всегда попытка заглянуть внутрь себя.

С самого первого мазка краской по холсту художники со всего мира пытались показать публике то, что не увидеть невооруженным глазом. Будь то красота графини или графа, дух природы или великолепие города. Однако многие направляли все свое творчество на духовное и мистическое, на некий мост, соединяющий человеческий мир с потусторонним. Именно это и стало задачей визионерского искусства, которое начало зарождаться еще с ритуальных шаманских масок, но продолжает пользоваться спросом и сегодня.

Сквозь историю


Специалисты рассматривают первые наскальные рисунки как видения и изображение того, что люди видели во снах, то есть визионерское искусство или «виженари-арт». Хотя некоторые с этим могут поспорить, ведь процесс охоты — это то, что происходило наяву и достигалось посредством опыта. Спустя века, религиозные тексты и картины перешли в разряд «visionary art». Представление образов ангелов и святых связало мир людей с духовными идеями, дало возможность поклоняться им и во что-то верить.

Самый знаменитый художник Северного Возрождения Иероним Босх также считается представителем visionary art. Особое внимание привлекла его картина «Сад земных наслаждений». Считается, что тронутый визионерским безумием, он создал самую странную картину в мире, которую изучают и сегодня. Его творчество оказало влияние на многих других художников, например, Уильяма Блейка.

Абстрактные картины, которые начали появляться в современном искусстве, раскрывают жизнь художников без каких-либо четких правил. Здесь разрешены самые странные и причудливые сопоставления. Новые образы только усилили идею некой Божественной тайны и ее безграничности. В течение 60-х годов, известных как «психоделические шестидесятые», движение хиппи «обновило» визионерское искусство с помощью оригинального дизайна новых плакатов и психоделических картин. В 70-х калифорнийские художники и их творчество были показаны широкому обществу в местном издании Pomegranate Art Books, которое было известно своим шаманским направлением.

Профессиональное визионерское искусство прошло через доисторические времена, наскальную живопись шаманов, религиозное творчество Иеронима Босха, мистичность Уильяма Блейка, а также через символизм Гюстава Моро и сюрреализм Сальвадора Дали. Всех художников объединяет желание постоянно экспериментировать.

Манифесто


В основе визионерского искусства лежит спонтанное и видоизмененное изображение того, что было увидено или испытано на чувственном уровне в реальной жизни. Грубо говоря, художники с помощью живописи показывают человеку измененное состояние сознания, религиозное, медитативное созерцание, транс, а также иллюстрирование флешбэков, которые возникли после так называемых «трипов». Для многих авторов этот процесс означает потерю и в то же время приобретение себя во время творческого процесса, они используют термин «коллективное символическое бессознательное», введенный Карлом Юнгом. В других культурах используют фразы «божественное воображение», «время сновидений» или «измерение внутреннего богатства».

Можно по-разному относиться к этому направлению: верить в него или нет. Тем не менее, визионерское творчество объединяет целую группу творцов, которые верят в свое дело. В отличие от сюрреалистов, которые пытались переквалифицировать состояние сновидения в более высокую реальность, но при этом выступали против использования запрещенных веществ, визионеры использовали все возможные средства. Даже если они могли причинить вред художнику. В результате работы говорят о возможностях сознания, которое постоянно меняется и не имеет границ. Они доказывают это в результате каждого эксперимента, а изображают опыт с помощью цветов и образов. Это даже прописано в их групповом манифесте. Единомышленники годами пытаются доказать и показать то, что находится за пределами нашего поля зрения через сон или транс. После того, как творцами были открыты некоторые недоступные секреты, их ожидала задача передать видение в узнаваемой большинству форме.

Возникновение визионерского искусства — это попытка найти или создать новый язык, который поможет преодолеть все внутренние противоречия, увидеть и познать то, что скрыто. В нем смешиваются мифы, легенды, религии и сновидения, образуя новые формы: священные, психологические, эзотерические и иногда сюрреалистические.

Современные авторы-провидцы


В настоящее время различные работы, фестивали и новые художники активно возвращают историю этих идей и стремление выйти за рамки возможностей ума. Burning Man и Boom, наряду с Interdimensional Art Movement — это новая волна визионерского искусства и событий.

Среди современных представителей визионеров в России особо выделяют Олега Королева. Его работы — нетипичное проявление этого направления. Они скорее напоминают темные и позабытые сказки Древней Руси. Герои одних картин иногда выглядят действительно ужасающе, других — умиротворенно и почти божественно. Первые готовы забрать человеческие души, а вторые — спасти. В Москве также часто проходят выставки, где можно увидеть Николая Рериха, Михаила Врубеля, которые также считаются участниками объединения. Хотя многие зрители и любители могут об этом даже не подозревать.

Жанр визионерского творчества продолжает набирать популярность и активно распространяться благодаря интернету. Например, Бригид Марлин основал общество «Art Imagination» — это онлайн портал, на котором можно найти всю необходимую информацию о жизни виженари. А The Beanart, основанный Джоном Бейнартом, представляет собой сетевой инструмент для художников.

Главное, что объединяет живописцев прошлого века и сегодняшних — талант и желание представлять различные измерения человеческого разума.

Загрузить еще