Картинки

Устроить сцену: Бартон Финк

Ольга Труфанова Ольга Труфанова
Всем начинающим писателям, любителям братьев Коэнов и отличного кино посвящается — отменный фильм «Бартон Финк».

— Но вообще, мы ведь одни в мире, правда, Чарли? Меня часто окружают семья, друзья, но…

— Но тебе все равно хорошо знакомо одиночество.

<…>

— На самом деле я завидую тебе, твоей рутине, ты всегда знаешь чего ожидать. Моя работа — постигать глубины, образно говоря. Докапываться до чего-то изнутри, чего-то искреннего. Знаешь, жизнь разума, — для этой территории нет карт и дорог, и исследования ее может породить боль. У меня в душе такая боль, о которой многие даже не подозревают. Тебе, должно быть, скучно?

— Нет, очень даже интересно!

В Голливуде есть все. Есть рай, состоящий из роскоши и женщин. Есть ад, заключающийся в нищете и одиночестве. Есть алкоголь, бездари, умницы, таланты и пустышки, пляжи, киностудии, убийства, надменность, режиссеры, пьяные писатели, несчастные женщины, боль, уродство, красота, жизнь, смерть.

И в эту солянку врывается добросовестный, талантливый драматург Бартон Финк, которому после оглушительного успеха его первой пьесы крупная голливудская киностудия предложила заключить контракт на написание сценария к фильму о борце. Финк, испуганный возможной неудачей и желанием создать что-то по-настоящему значимое для театра, все-такипереезжает в пластилиновый Лос-Анджелес, где, заселившись в убогий отель с отклеивающимися обоями и неисправным отоплением, начинает работу над нелепым сценарием. Однако, не все идет гладко. То сосед по комнате шумит, то назойливый комар все время улетает из-под рук, то одиночество и отсутствие вдохновения. Поэтому Финк пытается как-то прорыть туннель к просветлению. В этом ему "помогают" Уильям Мейхьэ, известный писатель-романист, который скорее больше ставит рекорды по ежедневным порциям алкоголя и блеванию в туалетах, нежели по литературным высотам. Продюсер Бен Гейслер, еврей из Минска, полное ничтожество в моральном и что уж там, физическом плане, в конце концов сосед Чарли, который хоть и потеет как боров, но вообще крайне радушный простак. И только Бог знает (и все те, кто смотрели этот фильм), чем закончится эта история.

Братья Коэны — особая веха в современном кинематографе. Они не сняли ни одного плохого фильма

Кстати "Бартоном Финком" они уделали Ларса Фон Триера в 1991 году на каннском кинофестивале, взяв главную награду, что впоследствии не совсем здраво сказалось на самооценке Триера и его работах.

Черная комедия "Бартон Финк" о простом человеке, вызвавшая оглушительный успех после "Перекрестка Миллера", является в некоторой степени одной из главных ступеней в становлении особого стиля этих талантливых братьев. Большинство их картин, несмотря на порой закрученный сюжет ("Фарго", например), передаются с совершенно невероятной легкостью, с лишенным пошлости юмором, очень черным юмором, надо сказать. Сразу видно, когда работа для режиссера — радость, а не тяжкий долг, когда он делает просто то, что его конкретно прет. Как когда-то Трюффо, Маль, Мелвилль, как Феллини, как Хичкок тот же, а нынчеТарантино, Вуди Аллен, Уэс Андерсон, Кустурица, хоть и депрессивные, но братья Дарденны, перечислять можно очень долго. Прекрасные вещи рождаются тогда, когда творец не может не творить. Это то, что называется призванием. И уж если ты поймал эту редкую птицу за хвост, то ты не проиграешь, парень.

Особенно хочется отметить Джона Туртурро, сыгравшего главную роль. Не очень известный, однако весьма талантливый, он даже из такого нереального по сложности проекта, как экранизации Набоковской "Защиты Лужина" смог сделать внятный фильм. Туртурро удалось очень тонко нарисовать этот непростой образ дотошного Финка, видящего, но одновременно слепого, легко впадающего в меланхолию, панику, постоянно ищущего смысл, образно говоря, — довольно тяжеловесного человека.

Не зря он взял приз за лучшую мужскую роль тогда же, в 1991 году

Напоследок, хочется процитировать одного из героев фильма Уильяма Мейхью, того самого запойного пьяницу, а в прошлом прекрасного романиста. "Ну а мне просто нравится придумывать разные вещи. Да, сэр, бегство. Когда я не могу писать и убегать от себя, тогда мне хочется оторвать свою голову и бежать с криком по улицам, прикрыв яйца корзиной для фруктов."

Исчерпывающе.

Загрузить еще