Устроить сцену: Гамлет
Не долг ли мой — тому, кто погубил
Честь матери моей и жизнь отца,
Стал меж избраньем и моей надеждой,
С таким коварством удочку закинул
Мне самому, — не правое ли дело
Воздать, ему вот этою рукой?
И не проклятье ль — этому червю
Давать кормиться нашею природой?
("Гамлет". пер. М. Лозинский)
Вряд ли среди образованных людей найдется тот, кто не знает историю Гамлета. Но специально для тех, кто не читал Шекспира, не ходил в театры и не видел экранизацию с Лоуренсом Оливье, — очень сокращенно о чем речь.
До Гамлета, принца датского, доходят слухи, что недалеко от дворца видели призрак его покойного батюшки, то есть короля. Гамлет никак не успокоится и ищет с ним встречи. Кто ищет, тот всегда найдет. Почивший родитель рассказывает, что убийцей его является дядя Гамлета, Клавдий, который занял престол, да еще и маму Гамлета, королеву Гертруду, перетащил к себе в койку. И папа жаждет мести. Можно ли его судить за это. И тут Гамлет, дабы выведать у Клавдия страшную тайну, прикинулся, что "рассудок его изнемогает", все, мол, я сошел с ума, какая досада. Но Клавдия так просто не проведешь, и тот, в свою очередь, пытается выведать у Гамлета, что он там удумал чудить. Гамлет вместе с бродячим театром ставят пьесу-намек "Убийство Гонзаго", где происходит все то, что происходило в реальной жизи. Потом Гамлет ненароком убивает посла Полония, к чьей дочери Офелии уж точно все знают, какие чувства он испытывал. Но к сожалению после того, как ее отца убили, и она, но уже по-настоящему, сходит с ума и скоропостижно тонет. Ну и дабы сократить рассказ свой, все заканчивается, как обычно заканчивается в трагедиях Шекспира — все в конце сыграли в ящик. Клавдий отравил Гамлета, но Гамлет успевает его убить.
Вобщем, что ни говори, Шекспиру могут позавидовать все сценаристы мыльных опер из Бразилии и Мексики
Но это не важно, что все вы знаете о чем "Гамлет" и под каким соусом его надо есть. Всем известна его фраза "Быть или не быть". Но вот что точно не каждому известно, скорее не каждому молодому, — лучший Гамлет на планете вовсе не Лоуренс Оливье (мы сейчас не берем в расчет театральные постановки, где Гамлета играли Олег Янковский и Владимир Высоцкий).
Самого незабываемого Гамлета сыграл Иннокентий Смоктуновский. Еще в 1964 году, на черно-белой пленке, весь мир (на Венецианском фестивале) убедился, как русский актер может дышать ролью, исполнить ее, будто это его собственную плоть обманывают, травят, заставляют страдать и любить. Это не конкурс "русские актеры vs. западные". И там талантов хватает. Но русская нация, как нация претерпевающая ущемления, особенно в Советском Cоюзе, особенно будучи актером театра и кино (подумайте только о том, сколько прекраснейших актеров закончили свою жизнь в бедности и забвении), но она рождала людей, способных так тонко чувствовать и так легко исполнять столь сложные роли. Просто потому, что искусство рождается от страдания.
В этой киноленте тщательно, почти любовно переработан текст Шекспира, кто читал — убедится. Не стоит забывать и Офелию, сыгранную Анастасией Вертинской. Замечательная, по-настоящему женственная актриса на эту роль (все помнят ее по "Алым парусам").
Сразу могу предупредить — это кино не для легкого вечера в компании друзей, пива и чипсов. Этот двухсерийный шедевр заслуживает особой обстановки, особого настроя и вашего пристального внимания.