Картинки

Устроить сцену: И все осветилось/Свет вокруг

Ольга Труфанова Ольга Труфанова
Про то, как американский еврей Элайджа Вуд поехал искать своих родственников на обширные просторы соседнего с нашим государства.

— Если уж на чистоту, то придется признаться, до наших трудных поисков я всегда думал, что у евреев мозги набекрень. Иначе я не мог объяснить, зачем евреи платят отцу кучу денег за нелепые поездки из Америку на Украину. Я думал, что прошлое — это прошлое. И как все бесполезное, оно должно быть похоронено в общей могиле памяти. Но все это было до начала наших трудных поисков. До встречи с коллекционером Джонатаном Сафраном Фоером.

История не из обыденных. Жил да был одесский парень Алекс (Евгений Гудзь), он за словом в карман не лезет, он "нарасхват у девченок", с виду напоминает что-то среднее между модником из Симачева и гопником на Абибасе из Чертаново. Ну и конечно произношение его — произношение Евгения Гудя, такое заправское, украинское.

У Алекса есть псевдо-слепой дед и сумасшедшая сучка-повадырь. Будучи семьей евреев, дед на удивление испытывает к ним, скажем, легкую неприязнь

Параллельно где-то в Америке жил да был Джонатан Сафран Фоер. Он, как это может показаться из фильма, испытывает некоторые проблемы с артикуляцией. Он просто смотрит на мир своими большими голубыми телячьими глазами сквозь призму толстых линз в роговой оправе. Джонатан увлекается коллекционированием, но вовсе не марок или магнитов на холодильнике. Он коллекционирует все, что связано с его семьей, "строя" тем самым некое генеалогическое древо, состоящее из вставных челюстей, использованных презервативов, волос, украшений, записок, ногтей, картошки. Все тщательно запаковано в пластиковые мешочки. И только про своего деда Сафрана, в честь которого его и назвали, Джонатан не знает ничего, кроме как что он чудом спасся от нацистов и бежал из Украины благодаря некой женщине. Поэтому он стал одним из тех, по выражению Алекса, глупых евреев, который приехал из Америки в Украину с целью разобраться, что же произошло с его дедом, и что сталось с той женщиной, которой он обязан как жизнью деда, так соответственно и своей.

Я не большой любитель современной и уж тем более современной американской литературы. Но прочитав роман заядлого вегетарианца Фоера, мне нехотя, но все-таки пришлось сознаться — да, он хорош. Что касается именно прозы, а не фильма, — у нее интересная структура, богатый язык. Вобщем, — все очень даже неплохо, это вам не Бегбедер или Минаев. Ну а фильм. Фильм — это опять же, обезжиренная версия. Но не лишена своих приятных "сливок". Элайджа Вуд все время молчит — по-моему лучшей роли для него и не придумаешь, Гудзь с этим его дедом, рассекающие украинские просторы на автомобиле тоже кажется времен второй мировой, грудастые украинки с их говором, как-никак отголосок исторических событий. Конечно, фильм ни в коей мере не дотягивает до уровня книги, но это та цена, которую проза должна платить, когда доходит дело до экранизации.

В конце, как и полагается, — каждый человек находит то, что он искал: герои фильма — ответы, а вы — приятное послевкусие от просмотра.

Алекс: ивсе же, зачем тыэто всесобираешь?


Джонатан: может быть, япросто боюсь забыть.

P.S. Музыкальное сопровождение, как вы уже могли догадаться, предоставляет сегодня вечером Gogol Bordello.

Загрузить еще