Устроить сцену: Кафе Донс Плам
— Меня невыносимо влечет к тебе, я люблю тебя, ты прекрасна, как черт знает что!
Много ли надо компании двадцатилетних ребят. Нет, всего лишь собраться в кафе на окраине города. Они пьют кофе всю ночь, ведут задушевные разговоры про секс, наркотики, гомосексуалистов, лесбиянкок. Что ж еще как не эти темы так властно узурпируют молодые неокрепшие умы. Не Марселя Пруста же им зачитывать, поправляя пенсне. Это время мнимой свободы, сексуальной неопытности, робости. Все пытаются как-то это преодолеть. Четыре главных героя в сопровождении своих подружек, собравшиеся за одним столом попеременно ходят в туалет поговорить со своими отражениями в зеркале, выплакаться что ли. Они задают сами себе вопросы, на которые хотят получить ответ. Все, кроме одного ключевого персонажа Дерека (Леонардо Ди Каприо). Он стандартный пример подростка с бурлящим в одном месте максимализмом и избитым "а мне на всех насрать", который очень пыжится, дабы показаться крутым, он хамит, матерится, создает мнимую драму. Все средства хороши, лишь бы внимание было направлено на него, все, чтобы скрыть свои обиды и раны. А все остальные не лучше. Пытаясь как-то неловко сформировать себя как личностей стоящих, их уносит неведомые дали. Под масками крутых перцев они ничего не знают о жизни, не знают, что делать с собой. Поэтому они просто пьют кофе.
Сюжет этого в целом камерного фильма основан практически ни на чем.Ну собрались несколько друзей, ну обсуждают они какую-то чушь на протяжении полутора часов хронометража
Подумаешь, велика драма. Но если пораскинуть мозгами чуть-чуть подольше, чем это уже принято, посмотреть на этих грустных молокососов, то становится понятно, что ничего не меняется, будь то 70е или 2000е. Все та же социальная безвысходность, бег по кругу. Поэтому я повторюсь — все гениальное просто.
Фильм был задуман Леонардо Ди Каприо и снят в 1995-96 гг., однако был запрещен к показу в США и Канаде, и свет увидел эту картину только в 2001 ни без помощи Ларса фон Триера. С одной стороны, не совсем понятно, что так смутило продюсеров, но с другой стороны, американское сообщество очень предсказуемо в этом плане. Замалчивая такие проблемы как СПИД, социальное неравенство и т.д., они запрещают к показу фильмы, наглядно демонстрирующие все это. Мол, нет примера — нет проблемы.
Актерский состав в свою очередь подобран что надо. Кто уверен, что Дикаприо отвратительный актер — тому надо надрать уши. Ну висело на нем клише "Титаника", все имеют право на ошибку. Однако будучи совсем юным, он уже доказал всему миру в фильме "Что гложет Гилберта Грейпа", что он выдающийся актер. Тоби Магуайр, еще не обремененный Человеком-пауком, Скотт Блум, все на удивление прекрасно справились с задачей. Ну а черно-белая пленка добавляет антуража.
Это фильм ни о чем и обо всем одновременно. Он понравится далеко не всем, просто потому что это немного другое кино. Не для робких и легко краснеющих девиц, не для любителей высокой претензии и красивого литературного языка в фильмах.
Лента интересна своей простой аутентичностью. Помните например удручающий проект "Школа" Гай Германики? "Кафе Донс Плам" затрагивает более или менее те же социальные и внутренние аспекты, только сделан, в отличие от "Школы", на высшем уровне.