Картинки

Устроить сцену: На западном фронте без перемен

Ольга Труфанова Ольга Труфанова
Фильм великого Льюиса Майлстоуна по одноименному роману не менее великого Ремарка.

"Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: "На Западном фронте без перемен"."

Романтизация войны и зловещая реальность, мальчишки, уходившие в окопы с идеалами в юных головах и возвращавшиеся со свинцом в сердце и в гробу. Они хотели стать героями, а стали лишь каплями в бездонном море погибших. Они поняли, куда они попали, поняли, что та шовинистская идеология, пропаганда, втавпытваемая в их умы – всего лишь миф, далекий от суровой правды. Это отразил в своем романе Ремарк, показав полумертвый мир того переломного времени глазами рядового Пауля Боймера. Он был одним из те самых мальчишек, которые со школьной скамьи ушли на фронт сражаться, сами еще до конца не осознав за что. Они ожидали увидеть мужественных солдат, с винтовками в руках и с потом на лице, гордых, смелых, полных благородных воззрений. Но нашли кучку голодных, израненых, потерявших смысл людей, которые борются уже не за страну, а за выживание. Эти ребята поняли, что солдаты, воюющие на «вражеской» стороне – точно такое же пушечное мясо, как и они сами. Но дороги назад нет. И когда Пауль Боймер приезжает в отпуск домой, он видит все тот же пустой треп про великую миссию, про величие войны, от тех, кто не бывал на поле сражения, не хлебнул сполна крови, не видел тот гнилой мир. Попытавшись объяснить согражданам правду, Пауль был назван трусом.

«Мы сражались. Старались небыть убитыми—иногда невыходило. Воти всё»

Ну а что еще скажешь о сюжете. Конечно, читавшим Ремарка сразу бросятся в глаза незначитеные, но все же изменения, внесенные Льюисом Майлстоуном и сценаристами. Но повторюсь – это та жертва, на которую идут режиссеры. Зачастую, ввиду этих “жертв”, смысл, заложенный автором в произведении, теряется, и это превращает экранизацию в пустую трату времени зрителей. Но не в этот раз. Майлстоун снял мало сказать душещипательный – он снял глубоко – трагичный фильм, передав главную идею романа Ремарка. А вместе с ним постарались и актеры. В первую очередь, Лью Эйрз, сыгравший Пауля Боймера. После съемок, Эйрз отказался нести воинскую службу в годы Второй мировой войны по морально-этическим соображениям.

Еще в студенческие годы, у нас на Историческом факультете велся спец-курс про дисциплину в русcкой армии в годы Первой мировой. Помимо многих дискуссий, профессор зачитывал нам письма солдат с целью познакомить нас не с сухими историческими фактами, а с внутренним миром тех людей, которые боролись за свободу этого государства (назовем это так). Помимо общих сведений, иногда солдаты писали родным, матерям, женам, детям о братании, о том, как, например, немцы носили в их взводы/роты по праздникам мясо, сладкое а мы им водку, картошку. И те, и другие стороны просто уставали. Солдаты переставали, а вернее по-настоящему начинали понимать, куда они ушли и старались найти хоть крупицу человечности в этом сумрачном мире Войны.

Об этом и рассказывает фильм в черно-белых тонах.

О мифе и реальности.

Загрузить еще