Устроить сцену: Нефть
Дэниел: Ты злой человек, Генри?
Генри: В смысле?
Д.: Завистливый? Завидуешь мне?
Г.: Не думаю, нет.
Д.: Во мне силен дух соперничества, и я не переношу чужих побед, я ненавижу почти всех. <…> Когда я смотрю на людей, не вижу в них ничего хорошего. Я хочу заработать много денег, чтобы жить в одиночестве.
Этот короткий диалог предельно четко описывает главного героя повествования. В центре картины Дэниел Пленвью — нефтяной магнат. Он начинал с добычи золота и серебра, но впоследствии переключился на более прибыльное предприятие — нефть. Спустя восемь лет мы видим Пленвью преуспевающим, целеустремленным и лишенным любых сантиментов и жалости.
Он — золотая мечта эры капитализма в Америке, бездушная денежная машина
Как не сложно догадаться, речь идет о 20-х годах прошлого века, пока биржа не рухнула в 1929 и не пришла ко всем буржуям Великая американская депрессия.
Итак, пока все еще хорошо и деньги текут нефтяной рекой, Пленвью со своим сыном приезжают в очередной раз по наводке некого Элая Санди на землю, из которой в буквальном смысле сочится нефть. Санди просит пять тысяч долларов для своей новой церкви, в обмен на что и отдает в распоряжение Пленвью участок под бурение скважины. И вот так, в, казалось бы, не предвещающей беды обстановке происходит столкновение Дэниэла с религиозно-фанатичным обществом, с сыном, с собой, алчным и неудержимым, с отсутствием веры в людей и уж подавно в церковь.
Первое достоинство фильма — Дэниэл Дей-Льюис в главной роли Пленвью. Второе достоинство фильма — Дэниэл Дей-Льюис в главной роли Пленвью. Это совершенный, проработанный до мелочей образ расчетливого бизнесмена, с внутренними противоречиями, желанием быть одному и тайным желанием, чтобы его кто-то любил. Он, как и многие из нас, хочет все и сразу, он жаден до жизни.
Кто знаком, может уловить некоторые параллели с "Трилогией желания" Драйзера, а иногда, как это ни смешно, с Дядюшкой Скруджем.
Человеческие чувства, такие опасные для наших нервных систем, заменены у Пленвью деньгами и черным золотом, которое, кажется, течет у него вместо горячей крови
Это и приводит его к Великому Ничто. Все персонажи фильма, за малым исключением, под личиной добродетели жаждут того же, что и Дэниел — денег. Только Пленвью честен перед самим собой, за что и заплатил огромную цену и, к сожалению, не деньгами. Режиссер Пол Томас Андерсон, вооруженный романом Эптона Синклера "Oil!", выступает моралистом. Он показал нам одну простую истину, что сущность человеческая не меняется, не важно где она, в Америке начала 20 века или в Тихуане в 21 веке.
Это невероятно сильная история, невероятная в своей бескомпромиссной простоте и жестокой прямолинейности.
P.S. Информация всем почитателям творчества Radiohead. Саундтрек к фильму — дело рук гитариста коллектива Джонни Гринвуда.