Картинки

Устроить сцену: Пепел и Алмаз

Ольга Труфанова Ольга Труфанова
Одна из главных величин в польском и мировом кинематографе — экзистенциальная драма Анджея Вайды по мотивам повести Ежи Анджеевского.

Когда сгоришь, что станется с тобою:


Уйдешь ли дымом в небо голубое,


Золой ли станешь мертвой на ветру?


Что своего оставишь ты в миру?

Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,

Зачем ты в мир пришел?

Что пепел скрыл от нас? А вдруг


Из пепла нам блеснет алмаз,


Блеснет со дна своею чистой гранью…

Польша освобождена от немцев. 8 мая 1945 в Берлине был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Война окончена, из радио играют оптимистические мелодии, но Польше, как одной из главных жертв, придется еще очень долго бороться, перестраиваться, восстанавливаться. Польша все еще разделена между армиями Людовой (военная организация Польской рабочей партии) и Крайовой (огранизация польского Сопротивления). Представители последней, — Мачек (польский Джеймс Дин —Збигнев Цибульский), который все время носит большие темные очки, призванные по его словам символизировать неразделенную любовь к Родине, и его командир Анджей получают приказ убить секретаря обкома ПРП Щуку, но вместо него умирает обычный работник завода. Позже в этот день герои узнают, что убили не того и Щука еще жив. Мачек и Анджей уже не знают за что они борются, они потеряли ориентиры и превратились в наемников. В отеле гостиницы, где останавливаются герои, Мачек, которому всегда везло, улыбчивый и харизматичный, влюбляется в барменшу Кристину. Но до наступления утра под звуки полонезов Шопена A Major, Op.40 и "Полонеза Огинского" ("Прощание с Родиной") их судьбы будут решены.

Весь фильм обхватывает события всего лишь одного дня. Конечно не так полномасштабно, как Улисс. Но все-таки

Главный герой Мачек, гуляя со своей новой возлюбленной Кристиной по ночному городу, рассказывает ей, что хочет изменить свою жизнь, но также он хочет изменить свою страну, вернее желает для нее изменений. Тем временем, терзаемый внутренними противоречиями, Мачек должен исполнять и свой "Гражданский долг", помочь Анджею довести дело до конца и убить чиновника.

Мало назвать фильм шедевром. Мало назвать Вайду гением

Великую работу он проделал за свою жизнь. Великие трудности преодолел. В "Пепле и Алмазе" через такое явление как Война, через дымку нуара, христианскую символику и любовь к Достоевскому, Анджей Вайда показывает эту экзистенциальную рефлексию между жизнью и смертью в душе одинокого неприкаянного романтика Мачека. Это драма одного человека, и миллионов ему подобных, ведь их "свобода — в горении".

Фильм, как причудливый калейдоскоп — можно найти и привкус "Касабланки" Кёртиса, и "Затухающий огонек" Луи Маля и "Самурая" Жана-Пьера Мелвилля. Даже "Профессионал" с Жаном-Полем Бельмондо (что странно, но под конец фильма — вспоминается). Просто любимые сердцу образы.

Не знаю человека, кто остался бы хладнокровным и не тронутым этой историей. Вс же конечная нравственная и идейная цель сильно отличается от повести Анджеевского, издававшегося в СССР аж 20 раз.

Прошло больше полувека с момента окончания съемок, а "Пепел и алмаз" все также смотрится на одном дыхании, все также заставляет плакать.

Загрузить еще