Устроить сцену: Шум в сердце
*Мать входит в нижнем белье к сыну в ванную комнату*
— Что с тобой? Не делай такое лицо, тебе придется смириться, я совершенно бесстыдная. Это бесит твоего отца, он так и не смог к этому привыкнуть.
Дижон, весна 1954 год. Перед вами жизнь 15-летнего мальчика — подростка Лорана Шевалье и его любящей легкомысленной 35-летней матери Клары. Он простой школьник, обеспокоен военными действиями в Индокитае, прислуживает в храме, любит Чарли Паркета, Бориса Виана, Камю. Окруженный братьями — раздолбаями, которые начинают баловаться алкоголем, воруют из сумочки матери деньги, не изуродованы интеллектом, безразличным нравоучительным отцом и ветреной девочкой-матерью, Лоран остается более или менее образцовым парнем.
Внезапно обнаружившийся у него порок сердца заставляет Клару увезти Лорана на отдых, где и произошла постельная сцена между матерью и сыном, заставившая мир этого мальчика перевернуться, а зрителей в те года взбунтоваться.
Его юность пришлась на переломное время, когда нравы перестали напоминать книгу правил о хорошем этикете, когда родилось новое, свободное поколение, после чего и новая французская культура, показывающая настоящее, неприкрытое, порой грязное, все то, что было по другую сторону занавеса долгое время.
Принято считать Луи Маля одной из главных величин "новой французской волны" наравне с Трюффо и Годаром. Но он всегда стоит как будто особняком
Получив свой первый "Оскар" за совместную работу с Жаком Ивом Кусто, он начал восхождение к образу непримиримого противоречивого режиссера, чьи картины нередко вызывали взрывы негодования у публики и правительства. "Черная луна", "Лифт на эшафот", "Лакомб Люсьен", "Блуждающий огонек". Там есть все, инцесты, убийства, адьюльтер, секс, безумие. Однако, он выступает никак не морализатором, обставляя все реалии очень деликатно и одновременно страстно, так, как только он один мог.
Сняв провокационную картину о крайне близкий отношениях подростка и его матери, Луи Маль во многом сотворил картину автобиографичную, вспоминая свои юные, довольно буржуазные годы, близкие, но не сексуальные в реальности взаимоотношения с матерью, увлечения музыкой, философскими трактатами, исповедями, тайные желания и поступки. Это гимн той атмосфере зарождающейся свободы, в которой они начинали свою жизнь.
Самый пикантный и скандальный момент (инцест), он оставляет недосказанным
Казавшийся аморальным, этот сюжет, метафоричен и двойственен. Маль отдает эту ситуацию на суд публике и оставляет последнее слово за собой, оставаясь за кадром. В том-то и заключается его главное отличие от титанов "французской новой волны" и его безоговорочная непревзойденность.
Я всегда люблю приводить другие два фильма в сравнение к этому: "Луна" Бертолуччи и "Дикая грация" Тома Кэлина с Джулианной Мур в главных ролях. Они все объединены темой противоречивых взаимоотношений матери и сына, а главное — поиском себя. Поэтому если уж случилось так, что вы когда-то посмотрели это прекрасное творение, то вам предоставляется не совсем дотягивающая до уровня Луи Маля, но все же неплохая альтернатива.