Психология

«Читаю тебя как журнал»: как работает профайлинг

Наталья Миронова Наталья Миронова
Профайлинг — метод, который используется при подборе сотрудников. Расскажем, можно ли по поведению и внешности определить подходящего на должность кандидата.

Подбор кандидата на должность – задача не из легких, от которой напрямую зависит дальнейшее развитие компании. Профайлинг становится незаменимым методом, к которому все чаще обращаются руководители при подборе персонала, поэтому эйчарам стало проще определять подходящих кандидатов на открытые в компании должности.

Что такое профайлинг


Начнем с того, что профайлинг — это метод, который позволяет оценить характер и спрогнозировать поведение человека по его речи, жестам, манере общаться, т.е. по вербальным и невербальным признакам. При этом бытует мнение о профайлинге как о «лженауке», при помощи которой не получится сделать точного вывода о характере и будущем поведении человека в компании.

Например, если кандидат на собеседовании почесал нос, это еще не значит, что он врет или неуверен в себе. Возможно, у него просто зачесался нос. Иногда банан — это просто банан (а не намек на секс, например). Расскажем сегодня насколько профайлинг актуален при составлении психологического портрета человека и определении искренности его намерений.

Предпосылки к появлению профайлинга

Идеи, которые легли в основу концепции профайлинга, появились задолго до того момента, как сформировался современный подход к профилированию людей. Так, изучение физиогномики началось еще в XVIII веке, когда формировались общие представления о психиатрии и криминалистике.

Первый самый яркий пример составления психологического портрета при поиске преступника — случай, связанный с поиском Джека-потрошителя в 1888 году в Лондоне. Для того, чтобы сузить число подозреваемых, британский хирург Томас Бонд выделил характеристики, свойственные серийному убийце. Однако в тот момент установить виновного так и не удалось.

Примерно в те же годы известный итальянский психиатр Чезаре Ломброзо разрабатывал теорию, согласно которой преступника можно вычислить по внешности: цвету волос, глаз, форме черепа, телосложению и другим внешним признакам, причем еще до совершения преступления. В книге «Homo delinquent» (лат. «Человек виновный») людей, врожденно склонных к преступности, он предлагал приговаривать к смертной казни. К счастью, теория была довольно быстро развенчана, поскольку не нашла научного подтверждения.

Немного позже, в 1897 году, Ганс Гросс вывел алгоритм расследования, который позволил по единичному случаю нарушения закона составить характеристику преступника, выявить особенности личности и социальные обстоятельства, которые подтолкнули его пойти на преступление. Гросс ввел термин «криминалистика» для обозначения науки о расследовании преступлений.

Интерес к профилированию возобновился в рамках бихевиоризма и поведенческого анализа. Свой вклад в развитие профайлинга прямо или косвенно внесли многие научные деятели. Например, Карл Густав Юнг разработал концепцию архетипов, Зигмунд Фрейд провел массу исследований в сфере психологической защиты личности, Альфред Адлер внес серьезный вклад в изучение жизненного стиля человека, степени его влияния на сферу взаимодействия с другими людьми, а Карен Хорни изучала поведенческие стратегии и их зависимость от особенностей воспитания, роль отношений с близкими людьми в ранние годы жизни. Все эти научные труды легли в основу представления о профайлинге.

Современный профайлинг


Термин «профайлинг» появился впервые в 1974 году. Именно в тот момент, когда американский криминалист, специальный агент Джон Эдвард Дуглас, начал исследовать вопросы профайлинга через призму личностно-преступного профилирования. Впоследствии Дуглас стал главной ФБР и написал несколько книг по криминальной психологии.

Идеи ФБР в скором времени подхватили в Израиле. Так, израильская авиакомпания «Эль-Аль» применила адаптированную методику в отношении пассажиров. Она включала в себя тест, по которому, например, можно было предсказать, как пассажир будет вести себя во время турбулентности, склонен ли он к истерике, если обнаружится неисправность двигателя.

В дальнейшем идеи профилирования развивал Пол Экман, он более глубоко затронул эмоциональную сторону вопроса: выявлял закономерности в причинно-следственной связи эмоций и исследовал их структуру. Он считал, что эмоции напрямую связаны с формированием ценностей и убеждений человека. В его книгах «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» и «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь» он делится опытом своих наблюдений и наработок.

Сейчас профилирование начинает активно входить в область бизнеса и сферу подбора персонала. Чаще всего подобные техники используются для того, чтобы понять, на какую именно должность кандидат лучше всего подойдет, определить его сильные и слабые стороны, а также реакцию на стрессовые ситуации, например, на дедлайны. У одних людей ярче выражены лидерские качества: им могут быть ближе управленческие должности, другим же, как ни крути, комфортнее в роли исполнителя.

Помимо этого, профайлинг используется в криминалистике, сфере информационной безопасности, антитеррористической деятельности, авиационной и транспортной сфере, научно-исследовательской практике, типологии, НЛП, гостиничном, банковском и страховом деле. 

Миф или правда

Появление мифов о профайлинге напрямую связано с художественным вымыслом, поскольку многие часто судят о работе криминалистов и психологов исключительно по фильмам и сериалам по типу «Обмани меня», «Менталист» или «Шерлок». Так, мнение о профайлинге разделилось: одни считают, что по жестам и взгляду собеседника при ответе можно точно и легко определить лжеца и преступника. Другие – с подозрением относятся к профайлингу, так как не считают, что он имеет достаточную теоретическую базу. 

Давай разберем такой случай: на собеседовании HR-специалист с милой улыбкой спрашивает у претендента: «Чем вам нравится заниматься в свободное время?». Банальный вопрос, не правда ли? Будущий работник, скорее всего, подумал точно так же, и, не задумываясь, ответил: «Смотреть фильмы, гулять по парку и изредка читать научную литературу». При этом небольшая ремарка: во время ответа кандидат почесал нос и посмотрел влево. Рекрутер, которая внимательно следила за жестами собеседника, пришла к выводу, что он врет. Собеседование провалилось. На следующий день кандидат пошел еще на одно собеседование, где ответил точно так же и с теми же жестами, но его приняли. Почему так?

Возможно, первый рекрутер не учла тот факт, что кандидат может быть аллергиком и смотреть влево, потому что представлял, как он лежит на диване, а не потому, что хочет ее обмануть или неискренен в своих ответах.

Или другая ситуация: человек поглаживает себя рукой по плечу, отвечая на вопрос, почему он хочет работать в этой компании. Рекрутер замечает это и невзначай спрашивает: «Почему вы нервничаете?», на что кандидат отвечает, что его мечта – работать в этой компании. Как эйчар определила значение этого жеста? Дело в том, что поглаживание себя — это попытка человека успокоиться и показать себе, что он в безопасности.

Вокруг профайлинга существует множество мифов, подкрепленных массмедиа, однако это не означает, что его методы не могут быть использованы при подборе персонала. Например, вскинутые брови кандидата в ответ на вопрос рекрутера «Зачем вы к нам пришли?» могут быть красноречивее, чем любые слова, поскольку это расскажет больше о его темпераменте.

Кроме того, понимание жестов, поз и мимики человека может помочь наладить общение с новым человеком в коллективе, понять его отношение к определенной ситуации.

Типы личности в профайлинге


Как мы отмечали выше, профайлинг интересен тем, что помогает рекрутерам определить, насколько может подойти по своим личным характеристикам кандидат и сможет ли он справиться с обязанностями, которые лягут на его плечи после найма. Для этого используется типизация, широко распространенная в психологии благодаря трудам множества исследователей личностной структуры человека.

В современном профайлинге при типизации личностных характеристик выделяют следующие психологические типы:

1. Истероид


Таких людей видно уже с раннего детства. Окруженный большим количеством зрителей ребенок всеми силами стремится привлечь внимание зрителей: он громко декламирует стихи на всех праздниках, стоя на высоком стуле, воодушевленно поет песни, с радостью демонстрирует новые наряды. Он любит овации, его девиз: «лучшие зрители – это восхищенные зрители».

Истероид стремится постоянно быть в центре внимания, отсюда основная черта характера — демонстративность. Он жаждет поклонения и почитания. В то же время с возрастом у него могут появиться такие типичные черты, как любовь к интригам и демагогии, склонность к лицемерию, повышенный эгоизм. Может наблюдаться завышенная самооценка и чрезмерная обидчивость.

Но, несмотря на это, истероиды часто инициативны, упорны и находчивы в достижении цели. Их положительные черты — коммуникабельность, ярко выраженные лидерские и ораторские способности. Таких людей рекрутеры, использующие методы профайлинга, рекомендуют брать на руководящие должности.

2. Эпилептоид

Уже с детства эпилептоид бережлив по отношению к вещам и игрушкам, а также очень резко и даже гневно реагирует на «захват» его территории и неподчинение. В будущем такие люди могут стать педантами и консерваторами, при необходимости они могут взять на себя роль лидера.

Из положительных черт им присущи аккуратность, исполнительность, надежность, а также пунктуальность и внимательность. В близком общении такой человек может быть едва переносимым, поскольку он менее эмпатичен к другим, ему часто бывает все равно на чужое горе. К тому же он крайне нетерпим к беспорядкам и нарушению правил. Специалисты по профилированию рекомендуют подбирать эпилептоидов на должность юриста и налогового инспектора: в этой роли человек будет чувствовать себя максимально комфортно.

3. Паранойяльный психотип


Паранойяльный психотип – это человек, который не знает фразы «цель не достигнута», потому что в его лексиконе не существует слова «не». Такой человек постоянно развивается. Конечно, нельзя сказать, что именно он — тот самый «подписчик» в соцсетях, который скупает курсы у всех блогеров.

Таких людей в школе часто называют зубрилами, в университете — ботанами. Но в отличие от скучных всезнаек, этот тип может сформировать вокруг себя отличную команду, которая достигнет поставленных задач.

Минусы этого типа – упрямство, практически отсутствие обратной связи при работе, а также излишний негативизм к любой критике и недооценке его работы. Профайлеры отмечают, что люди с таким психотипом востребованы в политической сфере, их часто утверждают на должности директоров, например, НИИ или экспериментальных производств.

4. Эмотивный психотип

Этот тип людей постоянно чувствует ответственность за других. Они постоянно принимают близко к сердцу все боли и неудачи окружающих, слишком жалостливы к другим, отчего они легко поддаются на манипуляции. Люди эмотивного типа часто подбирают котят на улице, заботятся о брошенных животных.

В толпе они скромны, достаточно естественны в эмоциях и чувствах. Людей с эмотивным психотипом, с точки зрения профайлинга, рекомендуют брать на должности дизайнеров, художников-иллюстраторов, волонтеров и работников приютов.

5. Гипертим


Людей с таким психотипом можно сравнить с героем советского мультфильма — Винни-Пухом. Он — экстраверт-энерджайзер, который постоянно рассказывает увлекательные истории, знает, где самая вкусная пицца и куда лучше поехать на выходные. На любую свою или чужую неудачу он отвечает: «Ничего страшного, в следующий раз точно получится!»

Однако на руководящей должности такие черты не всегда могут принести пользу, поскольку гипертиму может быстро наскучить такая работа, так как на этой должности нет необходимости каждый день генерировать новые идеи. Гипертиму больше подходит творческая креативная работа, он с легкостью сможет придумывать смешные лозунги или разрабатывать концепции для новых видеоигр. Креатив — это все для гипертима.

Из плюсов: он всегда сможет подружиться с самым необщительным коллегой и сплотить не самый дружный коллектив. Гипертимы, по мнению эйчаров, которые используют в своей работе профайлинг, будут хорошими рекламными агентами, поскольку они ответственны и исполнительны, легко идут на контакт, а значит, могут продать что угодно любому человеку.

6. Шизоид

Шизоид всегда находится в раздумьях и анализирует всю поступающую информацию. Уже с детства его поведение отличается тем, что в отличие от других детей, он много думает и мало говорит. Его идеи и решения проблем нестандартны. Кто, если не он, придумает приклеить занавеску скотчем к стене, чтобы кошка перестала ронять горшки с цветами?

Шизоиду важен не результат, а процесс. В профайлинге отмечают, что в бизнесе такой человек может быть хорошим аналитиком и генератором идей. Такие люди часто становятся журналистами, переводчиками, дизайнерами, режиссерами из-за своего нестандартного глубокого взгляда на мир.

7. Тревожно-мнительный психотип


Тревожно-мнительный человек может кого угодно заставить сомневаться с первого взгляда на него. Он постоянно не может определиться, и человек, который попадает в его поле, тоже может начать сомневаться вместе с ним. У тревожно-мнительного героя тысяча сомнений: «Стоит ли играть в шахматы сегодня?», «Какую рубашку выбрать — красную или малиновую?», «Стоит ли сегодня задержаться на работе до 19 часов?». Все что угодно может вывести из строя такого человека и добавить ему дополнительных тревог, что ведет к быстрому снижению работоспособности.

Но не все так однозначно плохо: тревожно-мнительные люди часто бывают достаточно настойчивыми и требовательными. Если они поставили себе цель, то не видят никаких преград для ее достижения. Все задачи, которые им поручают, будут выполнены в срок.

Таких людей HR-специалисты и профайлеры рекомендуют брать на должности документоведов, бухгалтеров или библиотекарей, то есть на те должности, где нужна повышенная ответственность и щепетильность по отношению к работе.

8. Гипотимный психотип

Гипотимный тип еще часто называют депрессивно-печальным. Этот человек вряд ли когда-нибудь станет любимчиком коллектива. Он не будет говорить тосты на корпоративах – скорее всего, он на них просто не придет. Он не отзывчив по своей натуре, любит побыть в одиночестве, а также в компании 3-х друзей: сериала от Netflix, меланхоличной песни в наушниках и любимого исторического романа.

Гипотим не общителен и крайне редко вступает в контакт с другими людьми без необходимости. Часто таких людей называют ипохондриками. При знакомстве они производят впечатление интеллектуала, который не любит банальностей.

Из положительных черт: такие люди умеют сосредоточиться на своем деле. Профайлеры отмечают, что обычно таких людей с руками и ногами забирают в службы внутреннего контроля.

9. Циклоидный психотип


Настроение циклоида часто колеблется между эйфорией и депрессией, что может зависеть от времени суток, сезона. Циклоид, как отмечают в профайлинге, сочетает свойственные черты гипертима и гипотима, которые проявляются в зависимости от текущей фазы настроения. Такой человек может быть в один момент общительным и энергичным, открытым и доброжелательным, в другой момент становится депрессивным и замкнутым. В фазе сниженного настроения они часто уходят на больничный, отказываются от контактов. Но, как правило, быстро восстанавливаются и возвращаются на прежнюю волну.

Циклоид может часто менять место работы, однако к обязанностям относится достаточно добросовестно. Период апатии сопровождается бездеятельностью и критически низким уровнем инициативы, даже любимое дело в этом случае может его тяготить. С точки зрения профилирования, циклоидный тип — это актер, музыкант, блогер, творческий деятель. Для него важно спокойствие и умиротворение в периоды «застоя», поэтому может лучше подойти вариант работы, который не привязан к строгому графику.

Смешанные личностные типы

Отметим, что «чистый» рафинированный тип в реальной жизни встретить достаточно сложно (об этом говорят и в профайлинге), поэтому часто наблюдаются смешенные типы, где, например, выражены два полюса. Так, человеку могут быть присущи некоторые истероидные черты, и в то же время, тревожно-мнительные. Встретить «книжный» тип из учебника довольно сложно, но и такие люди тоже могут попасться тебе на глаза на работе или на улице.

Не стоит считать, что всех людей можно разделить ровно на восемь категорий. Сегодня существуют и более сложные классификации, где выделяют 16 и более типов (подобные классификации есть не только в профайлинге), при этом список личностных характеристик усложняется, выглядит более разнородно и объемно. Такие типизации сложнее и многограннее, и среди них ты наверняка узнаешь себя или кого-то из своих знакомых.

О том, по каким принципам и критериям исследователи выделяют личностные типы ты можешь прочитать здесь.

Профайлинг играет важную роль в регуляции межличностных отношений, в области коммуникаций. Профессиональный профайлер может после первого интервью предсказать дальнейшее поведение кандидата, что облегчит жизнь компании и убережет ее от финансовых потерь, связанных с «круговоротом» ушедших и вновь прибывших кандидатов, сработаться с которыми не удается по разным причинам.

Так возможно ли читать людей как книгу или как «модный журнал», о чем поет в одной из своих песен Тейлор Свифт? Мы выяснили, что не всегда жесты, мимика и позы могут трактоваться однозначно, однако внимательность к деталям все же может помочь довольно ненавязчиво определить некоторые черты и свойства характера человека. Таким образом, приемы и методы профайлинга часто помогают рекрутерам подобрать более подходящего сотрудника на открытую вакансию.

Если однажды ты соберешься писать книгу и тебе нужно будет составить психологический портрет твоих персонажей, такая типизация тебе обязательно пригодится. По большому счету, ровно как и в общении с людьми, поскольку ты быстро сможешь выделить их сильные и слабые стороны и найти подход к нужному тебе человеку.

Читай также:

Загрузить еще