Психология

Эмоции в коробочку: что такое контейнирование и как оно работает

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Контейнирование эмоций — это способ справиться с сильными переживаниями с помощью поддержки другого человека.

В новой статье Royal Cheese мы рассказываем о том, что такое контейнирование эмоций, а также определяем, в каком случае правильно прибегать к этому способу взаимодействия с собственными чувствами.

Что такое контейнирование эмоций

Подавление, контролирование эмоций — то, чему уделяет много времени каждый из нас в течение всей жизни. Выдерживание различных видов психической энергии, например, напряжения или других инстинктивных импульсов, помогает людям справляться с трудностями и совершать рабочие или бытовые задачи.

Сегодня особенно активно используется термин «контейнирование», который чаще употребляют в рамках отношений матери и ребенка, чтобы последний мог правильно переживать всплеск собственных эмоций. Ниже мы поговорим о том, что означает этот метод, а также обсудим, правильно ли к нему прибегать.

Контейнер матери


В психоанализе термин используется для описания модели отношений между людьми, например, между родителем и ребенком, пациентом и психоаналитиком. Впервые метод отношений «контейнер — контейнируемое» ввел Уилфред Рупрехт Бион. Под методом он понимал представление о том, что грудничок, который не может контролировать эмоции, то есть контейнируемое, перекладывает их в надежный контейнер — мать.

Она вбирает их и придает более осмысленное содержание, после чего «возвращает» ребенку. Этот процесс «программирует» и устанавливает конкретную динамику отношений и предопределяет их будущее. Если психологический контейнер матери изначально предрасположен к терпимости и обработке эмоций, то эффект будет положительным.

В том случае, если мама не готова, то может возникнуть серьезное препятствие к здоровому формированию психики ребенка. Негативное и нетерпимое отношение, например, к плачу, создает невидимую, но значительную дистанцию.

Контейнирование помогает ребенку понимать его собственные эмоции

Контейнирование — осознанный прием, однако его формирование происходит неосознанно. Это способность маленького человека защитить себя от ран собственных переживаний. В раннем детстве ребенок организовывает собственную систему регуляции с помощью общения с родителями, которые не только всегда находятся рядом, но и умеют успокоить и помогут справиться со страхом и переживаниями.

Мама обнимает, укачивает, чем дает ребенку ощущение сильной опоры. Так, контейнирование эмоций — это не просто мода среди молодых родителей, фундамент и подтекст метода — формирование здоровой психики.

Появлению контейнирования в России родители обязаны психологам, целью которых была популяризация теории привязанности. Согласно ей, прием действительно необходим для того, чтобы мама чувствовала ребенка, его состояние на психоэмоциональном уровне.

Однако иногда метод переходит все границы и превращается в абсурд, именно из-за этого возникает предубеждение со стороны общества, согласно которому родители, неверно использующие схему, способствуют формированию слабости и неподготовленности детей ко взрослой жизни.

Этапы контейнирования


Процесс контейнирования можно разделить на несколько этапов, которые следуют друг за другом. В первую очередь начинается формирование устойчивости и присоединения. Так, ребенок осознанно или нет обращается к матери, чтобы разделить свою боль и негатив. Во время первого шага взрослый должен сам быть в устойчивом состоянии.

Далее следует прояснение ситуации, когда ребенок разными способами доносит информацию о том, что именно произошло и почему он так расстроен или обеспокоен. Тут важно быть внимательным и сосредоточенным не на том, что стало причиной беспокойства, а на переживаемых и демонстрируемых эмоциях.

После того, как эмоция была установлена, наступает понимание со стороны родителей, которое необходимо проявить так, чтобы ребенок ощутил отдачу. Успешное прохождение этапа приведет к тому, что ребенок начинает постепенно успокаиваться.

Самое главное — учитывать язык или манеру преподнесения информации, чтобы малыш понял ее и наполнился силами, которые помогут пережить невзгоды, а не возложить это на маму или папу. Однако порой последним этапом пренебрегают, поэтому здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая часто возникает в семьях — отсутствие ответственности.

Мир тревожных родителей и ответственность


Повышенная тревога за состояние своего ребенка — частое явление в родительской среде. Такие матери ищут всевозможные способы, чтобы не только укрепить связь, но и обезопасить малыша от негативных факторов, которые могут отразиться на здоровье.

Контейнирование — отличный метод, главное, использовать его с умом, поскольку ребенок — отдельная личность, которая требует самостоятельного развития. Поэтому необходимо учитывать тот момент, когда отдавать свои переживания больше не понадобится, тогда он должен самостоятельно справляться со своими эмоциями.

Так, следом за «хранением» эмоций своих детей идет шаг развития навыков ответственности, до которого родители, предрасположенные к проявлению гиперопеки, не доходят. Дело в том, что самостоятельность и ответственность за собственные эмоции — важный навык.

Многие думают, что этот навык следует «взращивать» ближе к подростковому возрасту, однако в реальности ребенок начинает этап социализации с 4-5 лет. С тех пор он должен самостоятельно переживать эмоции и обрабатывать их, теперь любые проявления зависят исключительно от него самого, а не от мамы или папы, объятий которых достаточно, чтобы весь негатив ушел.

Самоконтейнирование и умение справляться со стрессом


Если исключить возможность самостоятельного переживания стрессовых ситуаций, понимание того, что все это вполне нормально и в будущем жизнь может преподнести множество испытаний, прервет естественное формирование психики и эмоционального фона. В тот момент, когда ситуация и эмоция уже были пережиты самостоятельно, ребенок может прийти к родителю, чтобы совместно оценить ситуацию или решить ее.

Когда нет предпосылок к формированию ответственности, ребенок не сможет стать сознательным, отвечать за проявление эмоций, в будущем и на протяжении всей жизни он станет искать контейнер в лице родителей, жены, мужа или друзей. Или же, наоборот, отсутствие навыка контейнирования у родителя может привести к тому, что ребенок становится таким же неуравновешенным и неумеющим справляться со своими эмоциями, как и люди, которые его воспитывали.

На самом деле контейнирование не может быть волшебной таблеткой от всех проблем. Но, так или иначе, человек научится взаимодействовать с эмоциями и чувствами, а значит, рано или поздно ему приходится учиться контейнированию собственных чувств. Этот метод хорош для укрепления отношений и является важным элементом воспитания ребенка.

Право на поддержку

Фактически человек, который находится на терапии у психолога, имеет возможность разместить все свои эмоции и переживания в безопасной среде. Психолог в этом случае может занять «родительскую» позицию, если это необходимо, и сконтейнировать сложные эмоции человека, который не в силах с ними справиться.

Важно понимать, что это нормально, что человеку периодически нужна помощь в переживании сложных жизненных ситуаций. Это не значит, что от этого человек становится слишком инфантильным или «невзрослым». Каждому может понадобиться передышка, особенно в том случае, когда человек эмоционально истощен.

Контейнирование и работа с психологом


Не все психологи прибегают к контейнированию — психологи некоторых распространенных направлений считают, что это только «расслабляет» человека и он становится «безответственным». Конечно же, мы не можем говорить обо всех случаях одновременно.

Однако в случае сильных эмоциональных потрясений попытка вернуть человеку ответственность, проигнорировав его чувства, может закончиться терапевтическим провалом. В психологическом консультировании важна стратегия, универсального решения всех проблем не существует. И, тем не менее, травмированный человек имеет право на контейнирование его эмоций со стороны психолога.

Друзья, родители и близкие люди редко умеют контейнировать эмоции правильно, поскольку в школе и университете этому навыку людей не обучают. А интуитивное контейнирование без понимания сути может только усугубить проблему.

Читай также:

Загрузить еще