Психология

Игры в Иисуса и таинственные пропажи: что такое иерусалимский синдром

Роман Распутин Роман Распутин
В психиатрии есть шутка: «Если ты говоришь с богом — это молитва. Если бог говорит с тобой — ты чокнутый». Разбираемся в феномене иерусалимского синдрома.

Иерусалимский синдром — это редкая форма психического расстройства, при которой человека посещают навязчивые религиозные мысли. Люди в таком состоянии склонны принимать себя за мессий и персонажей библейских историй. О том, что это, какие формы бывают у этого расстройства, и о самых известных прецедентах читай в новой статье Royal Cheese.

Паломничество в пустыню и интерпол

В 2017 году Оливер Макафи, 29-летний британец, принял решение бросить работу садовника и отправиться в велотур на Святую землю. Он проехал всю Европу (из Эссекса в Иерусалим) и преодолел 14.000 километров на своем шоссейном велосипеде. История чудесная и говорит о стойком духе этого человека, но если бы все ограничилось рассказом о его достижении — он бы не оказался тут.

«Наш друг Олли Макафи пропал в Израиле — пожалуйста, помогите нам найти его».

Это слова из официальной группы в Фейсбуке, которая посвящена поискам Оливера. Будучи в Иерусалиме, он прекратил выходить на связь. В декабре того же года его родственники обратились в местную полицию с заявлением об исчезновении велосипедиста. Израильские власти предприняли попытку найти его самостоятельно, но безуспешно. В итоге друзья Оливера подняли резонанс в СМИ, и к поискам присоединились случайные путешественники. Именно они нашли след и наткнулись на личные вещи Макафи. Кошелек, ключи, планшет и вырванные страницы из Библии были найдены энтузиастами около кратера Рамон — места, с которого начинается огромная пустыня. Спустя некоторое время был найден его велосипед и прочие личные вещи. Все, кроме паспорта. К делу на этом этапе подключился интерпол, который стал работать в связке с местной полицией.

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Евангелие от Марка, 1:13

Эти строки, вырванные из Библии, были найдены на месте последней стоянки Оливера. Было высказано предположение, что британца настиг иерусалимский синдром. Возможно, Макафи возомнил себя Иисусом и решил повторить библейский сюжет, отправившись в пустыню на 40 дней и 40 ночей. В пользу этой гипотезы говорит радикальная набожность Оливера — об этом рассказывали его знакомые, друзья и родственники. С этого момента над пустыней стали летать вертолеты, но безуспешно — велосипедист бесследно исчез. Последний раз его видели 21 ноября 2017 года, и с тех пор он ни разу не выходил на связь.

«Пожалуйста, присоединяйтесь к нам в воззваниях к Божьей милости и молитесь, чтобы Олли был найден в целости и сохранности. Мы выражаем благодарность за тяжелую и значительную работу, проделанную всеми группами в Израиле».

Друзья и родственники Оливера до сих пор не теряют надежды найти его, Лаура Макафи на своей странице в Фейсбуке из года в год отмечает его дни рождения. 13 августа 2020 года Оливеру стукнет 32 года.

Как распознать иерусалимский синдром

Пашковский Владимир Эдуардович, профессор психологии и наркологии, в своей работе «Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями» выделяет три вида иерусалимского синдрома:

  1. Психотический. Это когда у человека была ранее выявлена ментальная болезнь, и на этом фоне он отправляется в религиозные места. Пример из жизни: был случай, когда больной ассоциировал себя с Самсоном — героем из ветхозаветных преданий, который обладал силой Геркулеса. В итоге он был одержим идеей передвижения каменных блоков, формирующих Стену Плача в Иерусалиме. После попытки осуществить задуманное был доставлен в госпиталь в состоянии крайнего возбуждения. Таким пациентам свойственна одержимость идеями религиозного реформаторства, особой миссии и чудесного исцеления.
  2. Пограничный. Проявляется у людей с религиозным мировоззрением. Отличительные особенности: магическое мышление и вера в чудеса. Они носят одежды, в которые, по их мнению, были одеты апостолы. Склонны привлекать к себе внимание СМИ. Что интересно, поведение таких людей не сопровождается административными правонарушениями. В их голове все упорядочено, и за счет этого, как правило, они не госпитализируются.
  3. Дискретный. Самая интересная группа. Этому виду синдрома подвержены люди, у которых никаких психических расстройств не было. В Иерусалим такие пациенты часто прибывают как туристы: с семьями и друзьями. В ходе визита у них возникают навязчивые мысли, беспокойство и напряженность. Это в итоге заставляет их отстраняться от близких и посещать святые места в одиночку. Что интересно, такие люди склонны делать из простыней балахоны. Получаются греческие хитоны — традиционные наряды монахов в разных культурах. В тяжелых формах иерусалимского синдрома такие люди начинают громко распевать молитвы, псалмы и проповедования. Если вовремя не вмешаться, они могут получить психологическое расстройство на постоянной основе.

Сам факт религиозности увеличивает шансы возникновения синдрома, но тип вероисповедания пациента в этом смысле ни на что не влияет, кроме его проявлений. Это с равным успехом может быть иудей, мусульманин или христианин. Мусульмане отождествляют себя с пророком Мухаммадом, христиане — с Иисусом. К этому добавь бесчисленный пантеон божеств, героев-воинов, вождей и мучеников. Место, где осуществляются религиозные процессии и есть скопления людей, — это мощный триггер. Храмы, хрестоматийные места и всеобщая атмосфера причастности к божественному — тоже.

Доктор Гарун-аль-Айболит лечит синдром

До 2010 года прецедентов с иерусалимским синдромом фиксировали по 50-100 за год. Под это дело там даже открылась собственная клиника, которая фиксировала и изучала каждый случай проявления синдрома. Иерусалимский психолог Яир Бар-Эл, эксперт по иерусалимскому синдрому, в нулевых выступил с докладом, где описывались подверженные этому отклонению люди. В группу риска он отнес следующие группы:

  • люди с психическими заболеваниями, в частности с шизофренией;
  • люди с религиозным мировоззрением;
  • люди из ультрарелигиозных семей.

Большая часть зафиксированных случаев иерусалимского синдрома относилась к этим группам. Но психологи и ученые насторожились, когда среди пострадавших стали находиться люди, далекие от религии. Когда люди с жалобами на синдром попадают в больницу, с ними проводят беседу. Им дают высказаться, и на основании их историй складывается клиническая картина. Большая часть таких людей не опасна — их сразу выписывают. Потенциально опасные пациенты подвергаются медикаментозному лечению, но самый действенный способ — вывести человека из религиозного места. Именно обстановка выступает триггером к искаженному восприятию реальности у людей.

Итоги

Иерусалимский синдром содержит в себе несколько форм проявления. Показать себя он может везде — особенно в религиозных местах. В тяжелых случаях подверженные этому отклонению представляют опасность. Так было, например, с Майлом Роханом, который поджег мечеть Аль-Акса в Мекке. Но большая часть случаев проявления заболевания безобидна. В настоящее время больница Кфар Шауль регистрирует по 100 человек в год с этим синдромом. Почти половина из них оказывается в больнице. Люди теряются, исчезают и совершают странные поступки под влиянием иерусалимского синдрома. Сегодня эта проблема недостаточно разработана, и, возможно, в ближайшие годы человек прольет свет на истинные причины феномена.

Загрузить еще