Психология

Кнут или пряник: какие подходы к воспитанию детей эффективны

Роман Федоров Роман Федоров
Знакомимся с подходами к выращиванию гражданинов, индивидуалистов и гениев с пеленок.

Перед родителями всегда есть выбор: избрать путь кнута или пряника. Многие ищут баланс. Вместе с Royal Cheese поговорим о плюсах и минусах каждого подхода и выясним, какие альтернативные способы воспитания предлагает нам современная педагогика.

Идеальное воспитание


Рождение ребенка в российской семье может восприниматься как праздник. Внимание родителей, бабушек и дедушек в такой семье будет приковано к новорожденному. Его опекают от падений, кормят без остановки, а слюнявые поцелуи, объятия и другие проявления ласки — картина жизни первых лет такого ребенка. Когда родители хотят от своего чада какого-то конкретного поведения, то они лишают его части жизненных благ: игрушек, приставки, компьютера или телефона. Но так происходит не во всех семьях. Есть мамы и папы, которые во главу угла ставят дисциплину. К ребенку тут относятся как ко взрослому и требуют от него соответствующего отношения. На него делегируют часть обязанностей в доме, а игрушки и прочие вещи отходят на второй план, в то время как игровую комнату заполняют пианино, синтезаторы и прочие развивающие установки. Непослушание и плохое поведение тут могут корректировать с помощью ремня.

Что метод кнута, что пряника, возведенные в абсолют, до добра не доводят. В первом случае ребенок может вырасти эгоистичным гаденышем, который будет ошибочно думать, что весь мир крутится вокруг него. Во втором случае ребенок рискует превратиться в запуганного социопата, который будет искать себе абьюзивные отношения.

Но что такое все-таки «идеальное воспитание»? Возможно ли оно? Как найти баланс между возможностями ребенка и родительскими запросами? Он между наказанием и поощрением? Люди всегда смотрели на педагогику по-разному. Лев Толстой понимал воспитание как нечто, стирающее индивидуальность, Иммануил Кант видел в воспитании процесс, который должен совершенствоваться поколениями, а Зигмунд Фрейд воспринимал воспитание как поиск баланса между «Сциллой, полной свободы действий, и Харибдой запрета».

Тем не менее каждого из этих людей педагогами назвать сложно. Обратимся к наиболее известным специалистам и их взглядам на воспитание. Первые четыре, по версии ЮНЕСКО, определили педагогическое мышление в XX веке.

Фридрих Фребель: детские сады


В понимании Фребеля ребенок растет подобно цветку, отсюда и пошло название детского сада, где задача воспитателей — способствовать развитию ребенка, занимая активную роль в обучении. В системе Фридриха Фребеля очень важны игровые предметы. У ребенка должно быть много игрушек, разных по формам и назначению: кубы, цилиндры, мячи, палочки для выкладывания, полоски для плетения и аппликаций. При этом каждый предмет воспитатель должен демонстрировать, подчеркивая его физические характеристики и способы использования, зачастую в стихотворной форме.

Роль взрослого тут — «передать дары опыта» подчеркнуто уважительно к ребенку и с учетом его интересов. Ключевая роль отведена художественной деятельности: лепка, пение, рисование, музыка и чтение стихов.

Критика: система очень прижилась в России, но претерпела некоторые изменения. Она утратила изначальное философское значение, которое придавал этому Фребель, и обрела формализм, в результате которого часть развивающего эффекта была потеряна: основную активность на себя стал брать взрослый, а игровые процессы слишком регламентировались. Однако методические принципы этой системы применяются в дошкольном образовании и сейчас.

Джон Дьюи: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего»


Дьюи выступал против догматизма школ, где детям, по сути, выдавали материал, который хочешь не хочешь, но должен усвоить. В традиционном подходе к обучению, по мнению Джона Дьюи, очень мало места для самостоятельной работы.

Жизнь ребенка в системе Дьюи с детства поддается влиянию множества факторов. Важная роль отводится преподавателю — именно он должен отвечать на многочисленные вопросы будущего члена общества и корректировать ошибочные убеждения. Иными словами, он консультант. Самое полезное для ребенка — дать ему то, в чем он нуждается. Задача воспитателя — сдерживать его активность и направлять в нужное русло. Подавлять стремления ребенка и его энергию в отношении чего-либо запрещается. Главная цель наставника — руководить импульсами детей, разумно вести их.

Место обучения, по мнению Дьюи, должно превратиться в миниатюру общества. В нем ребенок должен привить себе первые навыки общения, получить цели, верования, мотивы и знания. При этом процесс воспитания должен быть «как флюгер»: подстраиваться под современные экономические, государственные и культурные тенденции.

Дьюи был первым в западном обществе, кто рассмотрел место становления детей как центр возрождения общества, начальную точка отсчета будущей реальности.

Критика: систему Дьюи часто называли «бесцельной» и неструктурированной. Отчасти это обосновано тем, что он был новатором и разрушал традиционные представления об обучении своими трудами. Он был философом, а не педагогом — теоретиком, а не практиком.

Мария Монтессори: свобода выбора и индивидуальный подход

Педагогу тут отведена третьестепенная роль. На первый план выходят ребенок и среда. Для обучения по системе Монтессори разработаны специальные помещения, где развивается:

  • практическая жизнь: забота о себе;
  • сенсорное развитие: знакомство со вкусами, запахами, цветами и формами;
  • математическое мышление: обучение счету и вычислениям;
  • языковые навыки: чтение и письмо;
  • космос: познание о мире и культуре;
  • гимнастика: физические упражнения.

При этом под каждую возрастную группу предусмотрены свои особенности обучения. Важная часть системы Монтессори — среда. Ей отведена ключевая роль, и она моделируется исходя из познавательных нужд детей. Что интересно, темпы освоения материала отталкиваются от возможностей ребенка. Полгода, год, а может, два — неважно. Главное, чтобы были усвоены знания. Развивается индивидуальность. К примеру, ребенок принимает пищу самостоятельно из своей посуды за отдельным столом. Так воспитывается чувство личного достоинства.

Критика: это не очень доступный способ образования. Педагоги этой системы проходят специальное обучение, а оборудование классов часто влетает в копеечку. Тем не менее родители обустраивают подобные условия (зачастую бюджетно) у себя дома. На эту тему есть масса видео на YouTube.

Антон Макаренко: дисциплина не метод воспитания, а его результат


Всемирно известный педагог изначально разработал эту систему для беспризорников и преступников. Она возымела эффект: дети становились полноценными членами общества.

В системе Макаренко минимизируется индивидуальность. Ребенок — это часть группы. Каждый должен за что-то отвечать и быть компетентным в своей области. Все трудятся. Работа — это важная часть воспитательного процесса, при этом дети должны понимать, почему они работают и кому это поможет. Иными словами, труд должен быть обоснованным. Общим голосованием выбирается староста (на полгода), должность он занимает лишь раз. В коллективе должны формироваться традиции и быть общие нормы поведения.

Воспитателю тут отведена роль наставника: ему следует быть искренним и не использовать шантаж в качестве манипуляции. Недопустимо припоминать ребенку прошлые ошибки. Макаренко верил, что подобный подход к воспитанию формирует дисциплину. Делегировать детям ответственность, при этом уважая их, — это действенный способ добиться осознанности.

Критика: Макаренко часто критикуют за то, что он выделил труд как важный элемент детского воспитания.

Рудольф Штайнер: создаем гармоничную личность


В методиках Рудольфа Штайнера преобладает желание вырастить разностороннюю и гармоничную личность. Он не гнался за вундеркиндами, поэтому система обучения была соответствующей.

Задача воспитателя — не требовать многого. При этом процесс обучения был структурирован и содержал некоторые особенности:

  • воспитатель и родители — примеры подражания для ребенка;
  • всесторонний практический опыт из разных сфер жизни;
  • воспитание самостоятельности.

«Всему свое время» — основной принцип педагогики Рудольфа Штайнера. От детей не требовали нереального — им предоставляли возможность обучения на удобных скоростях. На второй год никого не оставляли, а в конце года учитель писал отчет об успехах родителям ребенка.

Еще одна особенность системы Штайнера — изучение материала эпохами. К примеру, мог быть семестр, посвященный истории родной литературы и влиянию ее на повседневность. Потом мог быть временной отрезок, вложенный в изучение Римской империи.

Упор в учебных материалах делался на формирование идей справедливости, государственности, мужественности и женственности. Даже устраивались постановочные средневековые турниры с рыцарями и принцессами. В ходе обучения не выставлялись оценки.

Критика: систему Рудольфа Штайнера критиковали за излишнюю «тепличность»: детям после нее было тяжело социализироваться.

Вывод

Если обратить внимание на каждый подход к воспитанию, то можно сделать определенный вывод о том, в чем сходится каждый из прославленных педагогов. Уважение к ребенку, его интересам и потребностям. К сожалению, сегодня часто можно видеть, как родители делают из своих детей натуральных рабов, а потом удивляются тому, что в старости никто не подает им стакан воды. Но если они не проявили уважения в ответственные минуты, то почему должны дети?

Загрузить еще