Психология

Кодекс юмориста: что человек считает смешным и как быть забавным

Роман Федоров Роман Федоров
Учимся шутить и быть смешными, не прибегая к сборнику анекдотов в папином туалете.

Подумай о самом смешном и забавном событии в своей жизни. А теперь ответь, почему ты считаешь его таковым. Не можешь? Ученые, психологи, философы, нейробиологи и прочие умные люди тоже долго ломали над этим голову. Но сейчас есть определенные представления о том, что смешно и как работают наши шутки. О теориях юмора, основных принципах хороших шуток и о том, что человек находит смешным, вещает Royal Cheese. 

«Лови косматого!»

Исторически к юмору относились по-разному. Самые первые теоретики юмора — это Аристотель и Платон. Они говорили, что в его основе лежит идея превосходства и конкуренции. Например, мы можем находить смешным свое прошлое. Тем самым «нынешний я» лучше «прошлого я». Или мы чувствуем себя в более выгодной позиции, чем человек-объект юмора. Принцип работы юмора, в котором идет речь об идее конкуренции и превосходства, можно понять, посмотрев видео, которое набрало на YouTube полмиллиона просмотров. Из комментариев мы понимаем, что большинству людей это кажется смешным. В видео мужчина преследует медведя, отпуская забавные комментарии:

Наше отношение к этой ситуации было бы другим, если б мужчина причинил вред медведям или его самого убили. Позже на эту древнюю теорию сослался Томас Гоббс в книге «Левиафан». Он писал, что юмор появляется там, где мы внезапно осознаем, насколько лучше своих конкурентов. В данном случае медведь проиграл конкуренцию человеку.

Эмоциональная разрядка

Другой взгляд на сущность юмора предложил Зигмунд Фрейд. Согласно его теории, смех позволяет нам высвободить «психологическое напряжение». Этим, кстати, объясняется наша тяга к табуированным темам: секс, девиации, врожденные недостатки, анекдоты с социальным и этническим подтекстом. Якобы напряженная ситуация вокруг шутки помогает снять негативную энергию, которая накопилась в нас и которая делает ситуацию напряженной. Именно эта теория послужила обоснованием для исследований, где объясняются психологические и физиологические преимущества смеха.

Посмотри видео ниже, оно набрало на YouTube 3,5 миллиона просмотров, и, судя по комментариям, абсолютное большинство людей находят его смешным. На нем человек вступает в конфронтацию с лосем: тут одинаково присутствуют идеи доминирования и напряжения.

До того момента, пока лось в страхе не капитулирует перед человеком, мы чувствуем напряжение. В данном случае мы до конца не знали, чем закончится «игра взглядов» между лосем и человеком, а конец видео послужил нам эмоциональной разрядкой. Ученые выяснили, что нарастание напряжения (как в этом случае) присуще всем юмористическим сценариям.

Ожидание-реальность

Еще одна относительно старая теория юмора гласит, что нас смешат несоответствия между ожиданием и реальностью. Иными словами, смех возникает там, где мы обнаруживаем неожиданные несоответствия и несовместимые концепции. Посмотри видео ниже. В нем известный российский комик Тамби Масаев зачитывает мотивирующий монолог из кинофильма «Рокки Бальбоа» (2006) в адрес ведущей шоу «Бар в большом городе» Иры Чесноковой.

Минутами ранее он и несколько его друзей довели ведущую до слез провокационным поведением, а сама девушка практически потеряла контроль над ходом собственной передачи. Что делает этот отрывок шоу смешным? Разберем по полочкам:

  1. Эмоциональная разрядка: Фрейд. Благодаря действиям Иры Чесноковой, которая начала психовать и скандалить в собственном шоу, среди зрителей и комиков возникло напряжение.
  2. Доминирование комиков над ведущей: Платон и Аристотель. Монолог из мегапопулярного «Рокки» представлялся незнакомым для Чесноковой. Тем самым Тамби проявил свою эрудированность и кругозор. Возникла ситуация, когда все понимали, в чем суть, а она — нет.
  3. Ожидание-реальность. Вместо утешений своими словами, чего все ожидали, Масаев решил зачитать монолог из кино, чем превратил ситуацию в абсурд. Градус накручивал тот факт, что утешать человека цитатами из фильмов многие находят аморальным.

Тамби Масаев выбил своеобразное комбо из того, что человек находит смешным, и при этом отыскал баланс: видео набирает больше лайков, чем дизлайков. 

Теория несоответствия имеет другой вектор своего развития. Возьмем для примера комика Идрака Мирзализаде, который в своем выступлении иронизирует над ситуацией вокруг кинокартин режиссера Сарика Андреасяна. Как известно, каждый его фильм сопровождается волной хейта среди российского общества:

«Я не понимаю, какой смысл обсирать режиссера, который на протяжении семи лет стабильно снимает только дерьмовые фильмы. Он не давал повода никому думать иначе».

Наш смех в данном случае объясняется тем, что мы «обнаружили» и «устранили» некоторую нелогичную черту реальности, а в нашем мозгу вырабатывается дофамин, словно мы проделали эту мыслительную деятельность вместе с автором шутки. Эволюционист Мэтью М. Херли объясняет, что юмор всегда связан с ошибкой. Во-первых, мы наслаждаемся идиотизмом, который шутка «обнажает», и, во-вторых, мы получаем удовольствие от разрешения этой ошибки.

«Почему нам нравятся ошибки? Мы не любим ошибки как таковые, нам, скорее, нравится эмоциональная награда за обнаружение и исправление этих ошибок в своих мыслях. Иными словами, нам не нравится совершать ошибки — нам нравится их исправлять».

Кодекс юмориста


И все-таки. Где он, этот злободневный ответ на вопрос «Как быть смешнее?». Попробуем дать на него ответ, ведь умение быть смешным — это важнейший человеческий навык, и многие ошибочно полагают, что чувство юмора нельзя развить.

Ванесса Эдвардс, писательница и создательница научно-популярного портала Science of People, после неудачного свидания всерьез задумалась над формулой юмора, которая поможет ей позиционировать себя как более интересного человека. Решая этот вопрос, она столкнулась с кучей бесполезных советов в духе «внимательно слушай собеседника», «цени иронию и иронизируй сам», «удивляй». По понятной причине на практике такое было сложно применить. В итоге она разработала своеобразный кодекс, в котором привела практические рекомендации. За информацией она обратилась к исследователю юмора Сиян Ли и комику Дэвиду Нихиллу, автору книги «Ты умеешь шутить? 7 комедийных привычек, чтобы стать лучшим оратором». Итак, вот эти практические рекомендации.

Дай ответ, противоположный ожидаемому


Это самый простейший из способов быть забавным. Его активно использует актриса Дженнифер Лоуренс. Однажды в одноименном шоу у Эллен Дедженерес ее спросили, привыкла ли она к вниманию и публичности. В ситуации, когда 99% актеров начали бы рассказывать, что им очень повезло и популярностью они обязаны близким и фанатам, Лоуренс ответила, что «привыкла полностью!». В результате зал взорвался от смеха.

Второй раз она проделала этот трюк в шоу у Джимми Киммела. Там ее заставили брать интервью у Ким Кардашьян. Когда развлечение закончилось, актрису спросили: «Не так уж просто, да?» Угадаешь, что она ответила?

«Очень легко! Не так уж и сложно!»

Все вокруг были шокированы, но после взрывного смеха она все-таки дала серьезный ответ. Иными словами, юмор — это дать неожиданный ответ, игра на неожиданности и слом привычных паттернов. Необязательно быть забавным от природы, чтобы сказать «да» или «нет». Пользуйся на здоровье.

Правило трех


Наш мозг оживляется на неожиданные повороты в повествовании. Эту интересную особенность полезно использовать в свою пользу. К примеру, говоря «красный, белый и синий», ты не почувствуешь ничего. Но в ответ на «красный, белый и полосатый» наш мозг оживится, потому что это был неожиданный поворот к «правилу трех».

Об этом можно думать следующим образом: 1 — нормальное, 2 — нормальное, 3 — смешное/странное/другое по смыслу.

Итак, вот несколько примеров:

  1. «Я научу вас, как быть более сексуальными, самоуверенными и как выучить больше слов на букву «с».
  2. «Я люблю хот-доги, гамбургеры и красивых женщин».
  3. «Я так взволнован, счастлив и до усрачки напуган быть здесь!»

Перестановка смыслов


Ванесса Эдвардс в своем кодексе пишет, что мы привыкли видеть Красную Шапочку уязвимой, а Волка — опасным. Это можно использовать себе на руку, ведь мы помним, что удивление и эффект неожиданности играют на пользу шутке. В данном случае можно сделать Красную Шапочку опасной, а Волка — уязвимым.

К примеру, сложилась такая ситуация, что тебя не отпускают гулять ночью под предлогом, что на тебя может напасть грабитель. «На улице, похоже, сейчас опасно гулять», на что следует ответить что-то в духе «Для кого? Для грабителей?», тем самым расставив акценты под принципиально другим углом. Или вот другой пример: кто-то выражает опасение наподобие «Ты пойдешь со мной в лес? Вдруг медведь нападет на меня», на что ты ответишь что-то в духе «Это плохо закончится для медведя».

«Неважно»


Казалось бы, простейшее слово, но, сказанное с нужной интонацией и в нужное время, оно обязательно вызовет эффект. Итак, когда его применять? Согласно практической рекомендации Ванессы Эдвардс, «неважно» можно применить в ответ на настойчивые вопросы своего друга-юмориста, который заигрался в попытке пошутить над тобой. К примеру, это может быть вопрос «Сколько ты прибавил в минувшем отпуске?», а ты ответишь игривой или нарочито печальной интонацией: «Неважно». Особенно это полезно в ситуациях, когда тебя пытаются дразнить и выбить из равновесия. Или когда ожидается, что ты потеряешь хладнокровие. Подобный пируэт моментально сделает тебя звездой вечеринки.

Наблюдай за нелогичностью мира


Умение подмечать нелогичные закономерности из реальной жизни мы уже разобрали на примере комика Идрака Мирзализаде. Пожалуй, это наиболее адаптированный к нашей реальности прием, ведь россияне всегда славились своей любовью к самоиронии и остроумной интерпретации реальности.

Иными словами, этот прием о том, как выделять забавные вещи из повседневности. Раньше комики таскали с собой блокноты, чтобы делать пометки. Сейчас с этой задачей отлично справится телефон. Ванесса Эдвардс советует рассказывать реальные истории, а не шутки или анекдоты. В реальности шутку рассказать сложнее, чем реальную историю. Тот же анекдот мы пичкаем фальшивкой, которая становится изюминкой, и если она не «стреляет», то мы выглядим как идиоты. Лучше рассказывать реальные истории с элементами юмора, и если люди не видят в них ничего смешного, то это нестрашно — история не обязана быть забавной. Если же они смеются, то тем лучше.

Да, быть смешным — это определенная доля риска. Ведь, высказывая что-то, пытаясь шутить, мы выходим из зоны комфорта. Но в этом деле важно практиковаться. Поэтому начинай с малого. Можешь начать смешить своих родственников, которые примут тебя любым. И помни: мир во многом абсурден, наше существование смешно, а признание этого факта даст все необходимое, чтобы видеть юмор в своей жизни каждый день. Удачи на пути, начинающий комик!

Загрузить еще