Психология

Трансперсональная психология: что общего у секса, наркотиков и религии

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
В девятнадцатом веке Ницше похоронил бога, и людям потребовался новый способ постижения мира. И они его нашли.

Человек всегда пытался познать три вещи: себя, вселенную и смерть. Вечные вопросы, на которые сегодня нет четких ответов. Однако специалисты все равно не сдаются. Личность изучают психологи, космос — астрономы, а потусторонний мир — религии. Любители и особо пытливые стараются постичь мир с помощью транса: наркотиков, оккультизма и медитаций. Высшие состояния сознания заинтересовали в 20 веке американских ученых, которые основали новый подход в психологии — трансперсональный. Об этом и пойдет речь.

Кого изучают трансперсональные психологи


Ученые задумались над тем, какой опыт переживают те, кто разными средствами старается на некоторое время покинуть бренное тело. Было отмечено, что люди, постигшие что-то (вселенную, бога или себя), рассказывали о своих путешествиях примерно в одном ключе. Эти байки приглянулись специалистам, и они решили подробнее ознакомиться с феноменом. Однако ни в какие привычные нормы науки приобретенные знания не входили. Пришлось закладывать фундамент для новых свершений. Как говорит Википедия, трансперсональная психология интересуется измененными состояниями сознания и религиозным опытом. В эту же категорию попадают сектанты, психонавты, телепаты и все остальные, познавшие миры. Короче, идущий к реке — идеальный пациент для этих ученых.

В 1902 году американский философ Уильям Джеймс впервые применил понятие и заложил основы науки. Тогда он опирался на религиозный опыт. За ним последовал знаменитый Карл Юнг, который фанател от изучения трансперсональной психологии. Нельзя же всю жизнь изучать с Фрейдом фаллические желания и образы. Несмотря на интерес со стороны маститых докторов, наука сформировалась только в конце 60-х годов. Тогда американское общество охватил интерес к психоделикам и религиям Востока. Ученые, видимо, немного удивились и пытались понять, почему классические иудео-христианские традиции больше не в моде. На их место пришли дыхательные практики и медитации. Они чаще вводили человека в измененное состояние, нежели молитва. Чего уж говорить о веществах. На интересе к возможностям человеческого потенциала и построена трансперсональная психология.

Религиозный опыт: на стыке гипноза и физиологии


Новая наука универсальна и охватывает все особенности цивилизации, которые выводят человека за рамки черепной коробки. Древнейший способ постижения жизни и смерти, вселенной и себя — религия. Классические конфессии Книги заложили базис, с помощью которого сегодня изучают все остальное. Специалисты пытаются понять, как молитва и другие практики изменяют сознание фанатиков. Ты наверняка видел пребывающих в молельных домах людей в экстазе, которые бьются в конвульсиях, будто готовы взорваться. Это любимое блюдо психологов.

Например, экзорцизм, о котором мы уже рассказывали. С точки зрения психологии оба участника действия переживают в этот момент опыт общения с внеземным. Если смотреть со стороны, кажется, что священник действительно сражается с бесом внутри одержимого. Однако ученые объясняют это гипнотическим эффектом. На выходе мы получаем жгучую смесь: один из участников общения не в себе, а другой — фанатик, верящий в свои способности. Более интересный вопрос — что испытывают люди в этот момент. Чаще всего участники акта ощущают чувство эйфории, паники, видят галлюцинации и так далее. Неужели до такого способен довести гипноз? Не совсем так. Тут большое влияние оказывает учащенное дыхание. Человек поглощает больше воздуха, отчего получает называемое в народе «‎кислородное опьянение». Это напоминает один из методов трансперсональной терапии Станислава Грофа — холотропное дыхание.

Отдельного внимания заслуживают шаманы, которые испытывают мистический опыт во время своих танцев и заклинаний. Зачастую их отрешенность от мира в эти моменты поясняют особой чувствительностью к бессознательному. В трансовом состоянии теряется связь с реальностью, а тело действует по скрипту. Кому-то нужны для этих дел вещества, а кто-то благодаря психологическим особенностям способен выйти за рамки разума. Зачастую к подобным практикам приходят во время духовного кризиса. Например, если утратил интерес ко всему бытовому, то ищешь во всем некий сакральный смысл. В такие периоды жизни у человека начинается духовное обострение.

Вещества и их влияние с точки зрения трансперсональной психологии


Также трансперсональная психология исследует глубинные причины наркомании. Американский психолог Маслоу заявлял, что эндорфины доводят человека до «‎пиковых состояний сознания». Когда этот гормон вырабатывается в организме, то личность находится в экстазе и эйфории. Однако каждый по-разному доводит себя до этих состояний. Слабые люди расширяют границы разума веществами, которые стимулируют выработку эндорфина. Но стоит помнить, что личность при этом стирается, а организм медленно умирает.

Психологов интересует не столько способ выработки гормона, сколько эмоции. Гроф утверждал, что под действием психоделиков можно испытать повторное переживание собственного рождения. Получается своеобразный мост между обычным и трансперсональным состоянием. Но не торопись лезть в даркнет. Во-первых, это уголовно наказуемо. Во-вторых, специалисты утверждают, что те же чувства испытывают во время медитации. Эксперименты Грофа показали, что ЛСД делает людей более восприимчивыми. Нечто похожее испытывают и шаманы без воздействия веществ (моменты «‎духовного обострения»).

Некоторые ученые прибегали к ЛСД-терапии, чтобы помочь некоторым больным в решении психологических проблем. Человек в эти моменты становится более чувствительным, и доктор путем опроса испытуемого ищет корень зла в глубинах сознания. Однако сегодня подобная практика разрешена только в Швейцарии. И то исключительно тяжелобольным людям. Тем не менее во многих других европейских странах активно ведутся исследования по применению психоделиков в психотерапевтической практике, и некоторые из них показывают довольно амбициозные результаты.

Секс — трансцендентальное переживание

Как ни странно, но любовь и секс тоже изучаются трансперсональной психологией. Как и тебя, докторов в этом аспекте больше всего привлекает оргазм. По их мнению, в этот момент человек также пребывает в состоянии измененного сознания. Практика скоротечна, но проявляется в моменте не хуже религиозной. Вильгельм Райх внимательно изучал этот аспект.  Он считал, что полный оргазм — это почти трансцендентальное переживание, связанное с потерей «Я» и чувством глубокого покоя. Поэтому те люди, которые чувствуют вину по поводу сексуальной экспрессии, действуют против потока биоэнергии. Возможно, он познавал практику эмпирическим путем, как настоящий ученый.

Райха тревожил тот факт, что в западном обществе тотальный невроз считается нормой. Доктор полагал, что такой тип характера сформирован главным образом сопротивлением свободному течению сексуальной энергии. Основная идея ученого состояла в том, что человеку следует освобождаться от подавленной энергии. Он даже разработал систему работы с телом. Специалист поделил организм на 7 частей, воздействуя на которые, можно постепенно избавиться от накопившегося. И речь не о способах мастурбации. Райх включил глаза, рот шею, диафрагму в список зон, способствующих улучшению состояния. Предполагается, что, правильно работая с участками, человек придет к расслаблению.

Трансперсональная психология своими исследованиями вызывает бурные обсуждения — большая часть научного сообщества не признаёт её как научную дисциплину, ссылаясь на бездоказательность доводов и сомнительную эффективность практик на её базе. Тем не менее трансперсональная психология всё же получила ограниченное признание в научных кругах: в 1996 году Британское психологическое общество создало целое отделение, посвященное этому направлению. Возможно, когда-нибудь это течение станет «‎четвертой силой» классической психологии, разделив власть с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистическим направлением.

Загрузить еще