7 самых откровенных сцен советского и российского кино
Времена спрятанных VHS-кассет с какой-нибудь «клубничкой» уже прошли, а откровенные моменты, которые могли впечатлить тебя в детстве, больше не кажутся такими горячими. Но некоторые эротические сцены произвели на российского зрителя неизгладимое впечатление. Какое значение они имели и чем удивляют режиссеры сегодня?
1. «Экипаж»
Масштабный советский фильм-катастрофа, который был большим событием в 1979 году по многим причинам. Персонажи проявляли лютый героизм на фоне горящего самолета. Но момент с самым высоким градусом — не со взрывающимся воздушным судном. Фильм содержал минутную постельную сцену. А если ты помнишь, в СССР секса не было, а значит, и появление подобного эпизода в фильме, где показан подвиг советского человека, было очень внезапным и шокирующим.
По нынешним меркам сцена не представляет из себя ничего особенного. Мужчина и женщина лежат в постели, едят яблоко, мелькают огни светомузыки, а на фоне какая-то легкая советская мелодия. Казалось бы, обычная амфетаминовая вечеринка. Смягчить сцену, видимо, был призван аквариум целомудрия, через который была снята половина эпизода. Выглядит это как ремейк «Русалочки» 18+. Но для своего времени это было смелое событие в кино. Ведь там показали женскую грудь (Инстаграм тоже до сих пор не готов показывать ее целиком) и расслабленные беседы после соития. Если актриса Александра Яковлева в этой сцене была готова к подобным поворотам сюжета, то Леонид Филатов не смирился с тем, что его герой будет развратничать. Вот и лежал он под одеялом в джинсах.
Первоначально сцена была несколько длиннее, но, разумеется, ее сильно урезали при монтаже. Да и оставшегося материала было много: режиссер фильма Александр Митта еще долго получал гневные письма от пенсионеров со словами, что его фильм развращает молодежь.
2. «Маленькая Вера»
Фильм, после которого актриса Наталья Негода долго являлась во влажных мечтах советским подросткам. Это кино принято считать разделяющим традиционный советский кинематограф и тот, более смелый, который был дальше. Шел 1988 год, изменения начинались не только в кино.
Фильм еще до выхода получил статус скандального. Сценарий был опубликован в «Московской правде», и, конечно, его называли произведением, порочащим молодежь. В итоге кино посмотрели 56 миллионов человек — и во многом из-за 1,5-минутной сцены секса! Актриса позже говорила, что они просто украли эту сцену у Бертолуччи. Но отечественному зрителю было неважно, ведь это оказалось первое в истории изображение секса в советском кино. Однако не все были готовы к такому новаторству: особо оскорбленные зрелищем выбегали из кинотеатров с криками «Позор!». Может, виной была откровенная сцена, а может быть, и откровенная подача проблем общества того времени.
Стоит сказать, что это прорыв не только для кино, но и для Натальи Негоды: она уехала в Америку и даже попала на обложку «Playboy». В современных реалиях для этого нужно более откровенное портфолио.
3. «Интердевочка»
«Маленькая Вера» вышибла дверь в покои откровенного кино, поэтому появление «Интердевочки» не было внезапным. Но если героями в «Вере» были студенты и молодежь, то здесь на первый план вышли проститутки. Стоило ли ждать откровенных сцен в таком сетапе? Да. Но ожидания в этом случае превзошли реальность. Лента о проститутках, а его режиссера называли «порнорэкетиром» — тем не менее главный постельный эпизод этого фильма (секс японца с героиней Елены Яковлевой) была скорее демонстрацией умений и фантазии съемочной группы. Так получилось, что актриса отказалась раздеваться и тем более участвовать в подобных сценах. Поэтому она просто лежала в постели, пока вокруг нее создавался секс. Елену Яковлеву трясли за ноги, оператор дергал камеру в такт, осветитель тоже создавал нужные блики на лице героини, которое было измазано глицерином, заменяющим пот, а кровать расшатывал еще один человек. Думаю, что эту сцену можно назвать первой картиной группового секса в советском кино! Ура, товарищи!
4. «Про уродов и людей»
Это уже фильм российский — из конца 90-х. Здесь я не буду стараться выделить какой-то отдельный эпизод. Сама лента рассказывает о природе порнографии, ее влиянии на людей и о различных сексуальных девиациях, возникающих на этом фоне.
Для жителей 21 века фотографии, которыми занимается один из героев фильма, выглядят как наскальные изображения обнаженной фигуры, отдаленно напоминающей женщину. Но для конца 19 — начала 20 века такие фотокарточки имели большое значение. Алексей Балабанов рассматривал подобные изображения в Гамбургском эротическом музее — тогда же у него и возникла идея фильма. В этой эклектике строгости немого кино и пугающей откровенности зарождающейся порнографии и сняты все откровенные сцены фильма, но большинство из них дорисовываются уже в голове.
5. «Груз 200»
Еще один фильм Балабанова. Если ты его смотрел, то уже понимаешь, что я хочу описать. Конечно, это сцена изнасилования главной героини бывшим заключенным. Не думаю, что кто-то рискнет назвать ее хоть сколько-нибудь эротичной. Она скорее омерзительная и шокирующая. При этом порнографии в ней нет: средний план, никакого голого тела — одна лишь психологическая игра со зрителем.
Если раньше в фильмах шокирующими были сцены обнаженной груди или обычного секса, то к 2007 году таковыми стали эпизоды с насилием, в частности насилием рядом с трупом, с использованием бутылки.
6. «Человек, который удивил всех»
Вот уже то, что вызывает бурю эмоций у зрителей в наше время. Фильм 2018 года рассказывает о жителе сельской местности по имени Егор, который по определенным мифическим соображениям решает перевоплотиться в женщину.
Дальнейшие эпизоды российского зрителя если не пугают, то напрягают уж точно, как и соседей Егора. Главный герой, ничего не объясняя, расхаживает по городу в узком платье, на каблуках и с неловким макияжем на лице. Его оскорбляют, избивают, прогоняют.
Завершается все сценой изнасилования Егора охотниками в лесу. Это событие шокирует не самим своим наличием, а тем, что является кульминацией всех испытаний Егора-женщины. Но для кого-то и появление мужика в платье в кадре было трагедией высшей степени.
7. «Верность»
Картина 2019 года, которую кинокритик Антон Долин назвал «маленькой революцией в отечественном кино», потому что, по его словам, в российской индустрии еще никогда не было такого градуса откровенности и чувственности.
Фильм нарушает все табу и демонстрирует целый конвейер из измен главной героини в исполнении Евгении Громовой. В отличие от привычных для кино изображений героев-любовников, здесь зритель следит за поиском сексуального наслаждения глазами женщины. Кстати, режиссер картины тоже женщина — Нигина Сайфуллаева.
«Если человек не понимает смысла кино, то, пожалуй, эротические сцены могут его раздражать. Мне хочется вывести секс из зоны табу», — говорит режиссер.
Многие зрители воспринимают ленту как бесконечную постельную сцену: прячут глаза, ерзают, испытывают определенный дискомфорт. Но здесь каждая такая сцена — это маленький кусочек пазла большой проблемы в жизни обычной супружеской пары.