Секс

Говорим близости «нет»: что такое сексуальные забастовки

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Секс-забастовка — симптом общества, которое хочет перемен.

Женщины часто использовали свою сексуальность для достижения политических и социальных целей. Исторически одним из самых распространенных форм протеста были сексуальные забастовки. Какова их суть и к чему приводили, — рассказывает Royal Cheese.

Древнегреческая шутка


Первая сексуальная забастовка упоминается в комедии Аристофана «Лисистрата». Взбунтовавшиеся женщины закончили Пелопоннесскую войну, объявив бойкот мужьям. Жены не ложились с ними в постель до окончания боевых действий, что вынудило мужчин уладить споры мирным путем. История выдумана от начала до конца, но она оказала важное влияние на «Политику ненасильственных действий», а показательное воздержание прозвали «лисистранским бездействием».

«Лисистрата» сегодня считается эталоном феминистских произведений. Антропологи уверены, что эта забастовка — источник вдохновения для современных движений. Мнение вряд ли можно назвать объективным, ведь сюжет — часть комедии, которая создает атмосферу абсурдности. Такая ситуация невозможна в реалиях Древней Греции из-за отсутствия должного авторитета у женщин.

Однако ученые много писали о том, как женщины объявляли сексуальный бойкот для того, чтобы отстоять свои права. Например, есть легенда о нигерийском женском профсоюзе. Участницы следили за тем, чтобы мужчины не домогались замужних и не занимались сексом с кормящей матерью. Если правила нарушались, общество объявляло забастовку и покидало деревню.  Помимо отказа от секса женщины прекращали заниматься урожаем, шить одежду, готовить и вести домашнее хозяйство. Так, сексуальный бойкот — часть масштабного действия, которое порой имело успех.

Сила огласки

Классический пример секс-забастовки современности — бойкот либерийских женщин во главе с активисткой-миротворцем Леймой Гбови в 2003 году. Совместными усилиями они внесли вклад в конец кровавой гражданской войны. Сама же Гбови говорит, что забастовка была продающим заголовков, который привлек внимание СМИ к проблеме. За работу с организацией «Женщины Либерии — массовое движение за мир» Лейма получила Нобелевскую премию. 

Реальным оружием движения была моральная ясность, настойчивость и терпение. Фактически на достижение мира потребовалось три года непрерывного информирования общества, сидячих митингов, ненасильственных демонстраций. Все это было организовано обычными рыночными торговками и домохозяйками. И только после совокупности действий, за год до окончания войны, они объявили об отказе от секса со своими мужьями.

Без работы СМИ ничего бы не вышло. Этот факт и имеющееся настроение в обществе влияют на успех. Например, в 2006 году в Колумбии женщины аналогичным образом призвали местных гангстеров прекратить разбой и сдать оружие властям. Акция длилась 10 дней. Но эта история куда глубже. В это же время городские власти работали над сокращением преступлений с применением огнестрельного оружия. За месяц до акции 140 тысяч жителей проголосовали за разоружение гражданских. Секс-забастовки — симптом культуры, которая отчаянно стремилась к переменам. Тактика опять выступила кликбейтом, привлекла внимание и усилила поддержку от разных сообществ. Результат: снижение преступности на 2,6%.

Не всегда протесты успешны. В начале 2000-х в Того, государстве в Западной Африке, женщины, вдохновленные опытом Либерии, отказались от сексуальной близости в знак несогласия с правлением диктаторской семьи Фора Гнассингбе. Акция не отличилась организованностью, не привлекла внимание и, как результат, не достигла своей цели.

Во всех известных случаях участниками были девушки. Однако в 2010 году оппозиционный политик из Уганды Стэнли Калембайе попытался пойти по их стопам и призвал сторонников-мужчин к действию. Несмотря на все усилия, успеха он не достиг. Так что сексуальные забастовки работают не из-за отсутствия секса, а из-за усиленного внимания общества.

Быт и критика


Порой сексуальные забастовки не выходят на уровень политики и имеют бытовой характер. Например, неаполитанские женщины объявили о своем решении прекратить интимную связь, чтобы запретить использование фейерверков. А в колумбийской деревне дамы «скрестили ноги», призывая к ремонту дорог. Некоторые используют метод в рамках семьи, чтобы добиться от мужа тех или иных действий. Конечно, это не всегда имеет действие и представляет собой обычную манипуляцию.

На самом деле, феминистки не поддерживают идею. Критика связана с объективизацией девушек, ведь в этих рамках они позиционируются как машина для удовлетворения и производства потомства. Многие уверены, что это только подчеркивает наличие патриархата, эксплуатирует образ секса. Так что секс-забастовки — сомнительная тактика, особенно для обществ с более свободными нравами.

Загрузить еще