Срежиссированная реальность: феномен Баадера-Майнхоф, при котором люди видят странные повторения
Часто случается так, что наш ум приковывает внимание к новым явлениям жизни. Представь: сегодня ты идешь на работу, по дороге узнал про новый вид кофе, который показался тебе очень приятным и уникальным на вкус. Ты хочешь поделиться находкой с коллегами, но когда приходишь в офис, то видишь на их столах точно такой же кофе. Может возникнуть странное ощущение, о котором мы сегодня поговорим. Royal Cheese узнал, какой эффект эксплуатирует маркетинг, расскажет, почему у этого феномена такое странное название, и поделится знанием о том, как феномен Баадера-Майнхоф используется в пропаганде.
Эффект, названный в честь банды
Название феномену дали медиа, когда газета «St. Paul Pioneer Press» в 1994 году опубликовала статью своего обеспокоенного читателя. Тот сообщил, что его знакомый в течение суток дважды слышал о ранее неизвестной ему леворадикальной организации Баадера-Майнхоф, которая на тот момент действовала в ФРГ и западном Берлине. На ее счету 34 убийства, серия банковских налетов, нападения на гражданские учреждения и высокопоставленных лиц. На момент публикации статьи в «St. Paul Pioneer Press» банда упоминалась в СМИ, но все же не так часто. Тем более, обратил внимание на странную ситуацию именно американский подписчик газеты, хотя беспорядки проходили в Германии. Позже в издание последовали сообщения от других читателей со схожей проблемой, но по другим темам.
Дело в том, что когда ты видишь что-то новое, будь то порода собаки, особая архитектура здания или слово, то начинаешь замечать это повсюду. Так появляются предпосылки к эффекту Баадера-Майнхоф. В общем-то, за неимением других названий было принято решение дать феномену имя радикальной организации.
Иллюзия частоты упоминаний
В 2005 году профессор Арнольд Цвики описал похожее искажение сознания словосочетанием «иллюзия частотности» или, если быть точнее, «иллюзия частоты упоминаний». Дело в том, что наш мозг может прицепиться к какому-нибудь атрибуту реальности, безжалостно его про себя подмечая. Пример: если какая-нибудь песня возглавляет топ-чарты, то это нормально, когда ты постоянно ее слышишь. Однако если песня непопулярная или, более того, старинная, то ее повторное упоминание в течение дня может вызвать у тебя странное ощущение. Поздравляю, ты в тисках феномена.
Цвики описал два проявления иллюзий частотности:
- Избирательное внимание. Когда ты замечаешь только то, что интересует тебя больше всего, игнорируя все остальное.
- Предвзятое подтверждение. Когда ты ищешь в мире вещи, которые подкрепляют твой образ мышления. При этом ты специально игнорируешь то, что не согласуется с твоим мировоззрением.
Иллюзия частотности имеет негативное влияние на судебную систему. В некоторых случаях этот эффект может сбить следователей с верного пути.
Как выявить эффект Баадера-Майнхоф
Представь, что твоя голова — это радиоприемник, и ты сам настраиваешь частоты. В обычном состоянии мы не уделяем внимание бытовым вещам, однако если явление жизни имеет «крючок», за который можно зацепиться, то это может привлечь тебя. Этим «крючком» станет характеристика явления: внешний вид, возраст, цвет, исторический бэкграунд или еще что. Вернемся к истории с бандой. Она была не настолько популярна, чтобы появляться в СМИ так часто, тем более в Америке. Человек, увидевший новость дважды за короткий промежуток времени, начинает напрягать свои извилины, и по итогу у него могут возникнуть мысли в духе: «Кто режиссирует мою реальность?» Как минимум, вероятно, возникнет странное, необъяснимое ощущение.
Другой пример проявления феномена, но более бытовой. Ты купил красную машину, чтобы выделиться из толпы. Довольный, ты выезжаешь на парковку, и тут случается нечто странное: почти все машины вокруг — красные. Поздравляю, у тебя возник эффект иллюзии частотности. Но правда в том, что никто не будет специально покупать машины, чтобы «стриггерить» тебя или нарушить твои планы. Люди не меняют свое расписание и не умеют видеть будущее, чтобы припарковаться на той стоянке, которую выбрал ты и твоя красная машина. В действительности мы зря волнуемся попусту. Мозг обманывает нас.
Как лечат Баадера-Майнхоф
Этот феномен не нуждается в серьезном лечении. Обычно эффект Баадера-Майнхоф безвреден и даже активно используется в рекламе. Дело в том, что чем чаще человек что-то видит, тем больше вероятность, что он это купит. Следовательно, пользу от этой странности активно эксплуатируют маркетологи и производители. Человеческое восприятие устроено таким образом, что мы считаем более важными вещи, которые чаще появляются в информационном пространстве. Кстати, этот прием активно использует пропаганда в формировании повестки дня. К примеру, в стране нехватка помидоров. Государство может запустить по каналам СМИ новости про хороший урожай огурцов. Эта повестка будет упоминаться чаще, и мы можем забыть про помидоры, «ведь огурцы важнее». Хотя по факту всем хочется помидоров.
Реальную проблему этот эффект представляет для научных исследований и людей с паранойей и шизофренией. В первом случае этот эффект может усугубить симптомы психологических расстройств, а когда нечто подобное происходит с ученым, который разрабатывает сложную теорию, то он может не устоять перед соблазном увидеть доказательства, подтверждающие ее. «А что? Ведь часто же встречается, а значит, теория верна» — в таком духе.
Кстати, информирование об этом феномене повышает частотность его появлений. Будь готов к нему и не теряй здравый рассудок. Ведь все хорошо — ты знаешь, как он работает.