Просвещение

Уютная, театральная и наивная крепость: почему мы любим ситкомы

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Почему мы так любим пересматривать старые ситкомы — рассказывает Royal Cheese.

Ты живешь в то время, когда новые фильмы и сериалы появляются на платформах с невероятной скоростью. Каждый день можно выбирать что-то новое и при этом не пересмотреть все до конца жизни. Так почему многие продолжают возвращаться к ситкомам 90-х и начала 2000-х снова и снова — разбирается Royal Cheese. Добро пожаловать в мир не событийного телевидения.

Безопасная отдушина


В первом эпизоде голливудской сатиры «Конь БоДжек» герой произносит пьяную речь о вымышленном ситкоме Horsin’ Around, сделавшей его звездой 90-х. Он говорит, что для многих жизнь — это постоянный и сильный удар в пах. После долгого дня такого «избиения» хочется просто прийти домой и посмотреть шоу о хороших, симпатичных людях, которые любят друг друга.

По сути, Конь в грубоватой форме объяснил всю магию ситкомов. Это некая уютная вселенная, комфортная среда, в которой зритель всегда будет чувствовать себя в безопасности. Это скромный мир, так похожий на реальность, где нет мифических существ, долгих, страшных снов и злодеев. Тема ситкомов — повседневная жизнь, и лишь изредка в ней присутствуют трудности и разочарования, а если проблема все же появляется, то юмор и позитивная психология достаточно быстро одерживают победу.

Ситуационная комедия, как выразился Сайнфелд из одноименного сериала, говорит о том, что множество незначительных вещей составляют основу жизни. При просмотре любимых шоу ты наслаждаешься театральными реконструкциями, которые не только напоминают о нереальности происходящего, но и являются суммой твоих собственных сильных и слабых сторон.

Идентификация зрителя


Герои, которых ты видишь на экране, точно так же заняты самыми обычными рутинными вещами: они работают где-то за кадром, строят отношения, грустят и веселятся. Они вовлечены в себя, полны страхов и желаний, подвластны глупым эмоциям. Словом — это уязвимые люди, не всегда способные справиться с ситуацией. Персонажи показывают зрителям, что они точно такие же люди, которые выходят в мир в масках и помогают другим поддерживать их собственные. Ситкомы показывают аудитории не вымышленный мир, где каждый персонаж — сверхчеловек, а обыденность и неподвластность обстоятельств, используя призму юмора.

Например, компания молодых ребят из сериала «Друзья» живет в мире, где каждый строит свои планы. Они обманывают, раскрывают истории друг о друге, расстаются и влюбляются снова. В каждом из героев зритель может рассмотреть часть себя: свои сомнения, страхи или добродушие. Так, перед тобой открывается театральный и упрощенный вариант собственной жизни.

По сути, ситуационные комедии — история человеческой психодинамики, а герои — яркие примеры собирательных образов, о которых ты читаешь в книгах и статьях. Режиссеры, вместо того чтобы предложить зрителю сложные теории устройства человека и его роли в социуме, разыгрывают те же самые проблемы вымышленными и немного неуклюжими персонажами.

Некоторые из них изображены потерянными в своих собственных ограничениях и комплексах. Их от остальных героев отличает безумие, кажущееся достаточно забавным, хотя некоторых оно может смущать и мешать подсознательно идентифицировать себя с такими героями. Так, Джордж в сериале Сайнфелд значительно отстает в эмоциональном развитии от других персонажей. Он явный неудачник, а главный его недуг — неумение общаться с девушками. Но у него нет иллюзий по поводу своих целей, а за чудаковатостью Космо Креймера скрывается проблема поиска себя и средств к существованию. Его безумие — это защита от жестоких реалий мира.

Чаще всего в ситкомах система персонажей строится так, что один уравновешивает другого. Поэтому в противовес эмоционально неразвитому Джорджу зрителю «дают» Джерри — успешного, хорошо функционирующего в обществе нарцисса.

Конечно, персонажи различаются не только по тому, насколько они сумасшедшие или нормальные, но и по степени понимания самих себя и тому, какой аспект личности был затронут в сюжете. Эти типы достаточно узнаваемые, как это обычно бывает в комедии. Каждый персонаж — одна или несколько форм дисфункциональности, которая присутствует в большинстве из нас. Здесь есть хвастуны, «шуты», зануды и чудики. Эта схема применима ко всем ситкомам, будь то «Друзья», «Как я встретил вашу маму» или «Клиника».

Конечно, не весь юмор ситкомов связан с безумием и комплексами. Он высмеивает все, что аудитория потенциально может воспринимать негативно или атипично. Кроме того, он также через призму шуток изображает нашу нормальную реакцию на трудности. Создатели подобных сериалов — в некотором роде психологи, давно понявшие, что их главное творческое сырье — это человеческое состояние.

Мир ностальгии


Другая форма комфорта, в которую приходит зритель, пересматривая ситкомы, это ностальгия. Аудитория словно пытается вернуться на мгновение или годы раньше, когда все казалось намного проще. Ты уже знаешь, что произойдет. Пересматривая «Друзей», ты уже не переживаешь за отношения Росса и Рейчел, а просто наслаждаешься атмосферой и юмором. Повторы не требуют слишком сильного внимания или напряжения, потому это эффективный способ отдохнуть, почувствовать себя полноценным. Одно исследование даже показало, что некоторые зрители, чувствующие себя одинокими и несчастными, предпочитают смотреть шоу о людях, оказавшихся в похожих жизненных ситуациях. Так они видят, как персонажи находят способы разрешения проблемы, и путь решения вопроса не кажется таким уж тяжелым. Для таких людей просмотр пары серий о счастливых и процветающих героях может стать успокоением.

Персонажи перемещаются в пространстве между сантиментами и жизненными трудностями, создавая нечто не только развлекательное, но и духовно обогащающее. Сценаристы, режиссеры и актеры используют комедию, одновременно внося острую чувствительность не только к недостаткам личности, но и к доброжелательности, поддерживающей тебя в самые нелегкие периоды.

Загрузить еще