Как тут жить

Архитектурные особенности городов России — от Калининграда до Владивостока

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
О том, как отличается архитектура городов России в разных регионах, где сочетаются черты СССР и Средней Азии и что такое дальневосточный классицизм.

Города России во время СССР постепенно превращались в трудно различимую массу. Хрущевки и плановая застройка стали лейтмотивом архитектуры страны. Однако панелька панельке рознь, а Дома Советов не везде одинаковы. Ищем различия в оформлении зданий и стараемся понять, как на это повлияло географическое положение и история.

Европейский город за пределами России


Пожалуй, Калининград — самый нетипичный город страны, ведь большую часть своей истории он принадлежал Восточной Пруссии. Возможность кричать «Калининград наш!» у нас появилась в 1945 году после штурма немцев. Поэтому вся архитектура бывшего Кёнигсберга разительно отличается от всей остальной России. Здесь много зданий, построенных в готическом стиле: монотонные цвета, шпили и резкие геометрические фигуры. Достаточно посмотреть на театр кукол, который специально переоборудовали на 300 посадочных мест. Изначально это была лютеранская церковь. Удивительно, что советские архитекторы сохранили фасад и конструкцию.

Вообще, здесь трудно выделить какое-то одно здание и сказать, что оно нетипично для нашей страны, ведь весь город в целом нельзя назвать российским. Удачно выцепили кусок пирога. Однако тебя поразит то, что все строения функционируют и не служат исключительно памятниками. Взгляни на Балтийский федеральный университет. Твой универ — венец конструктивизма с лозунгами Ленина на стенах. Калининградцы же ходят на занятия в уютные и невысокие здания БФУ имени Канта. Кирпичная кладка красного цвета, крыша в тон и небольшая башня с часами — в таком стиле построен один из старых корпусов вуза. Кстати, о конструктивизме и монументализме: один из символов — Дом Советов, который стал символом «долгостроя». Подобные объекты ты строил в детстве, когда собирал конструктор.

Что касается многоэтажек: здесь ты не будешь чувствовать себя муравьем — доля высоток (25 и более этажей) всего 3,1%. Все остальное это либо старые здания Кёнигсберга, либо хрущевки. Однако от последних избавляются, модернизируя их под ганзейский стиль. Иронично, что это происходит в основном на Ленинском проспекте. Отличительные моменты Кёнигсберга: единство стиля в оформлении города (относительно остальной России), огромное количество исторических районов и отсутствие высоток.

Москва Белокаменная, Стеклянная и Резиновая

Москву не единожды разрушали и отстраивали заново. Поэтому во время прогулки по ней у тебя появится чувство, будто ты путешествуешь во времени. Единого стиля у города нет и никогда не будет. Народ называет это мешаниной, а бывший мэр Лужков — эклектикой:

«Вообще, Москва отличается по своей архитектуре, это так называемая российская эклектика, что означает неопределенность стилей. Но она хороша и тем, что я называю не неопределенностью, а разнообразием стилей».

Итак, что можно встретить в лужковской Москве? Здания, которые сочетают в себе несочетаемые элементы. Посмотри на ТЦ «Наутилус». Возникает ощущение, что это сбежавший из сказки замок, притворяющийся современным зданием. Или дом «Патриарх» с замахом на сталинский ампир и Диснейленд одновременно. Многие архитекторы называют застройку Лужкова пошлостью.

Одна из отличительных черт — сталинские высотки. Иосиф Виссарионович решил, что столицу впору застроить небоскребами. У правителя возникла грандиозная идея создания в центре комплекса зданий, которые будут служить сопровождением к Дворцу Советов. Последний так и остался на стадии проекта, зато остальные 7 ты сегодня лицезреешь. Среди них мечта всех российских школьников — МГУ. Типичный представитель сталинского ампира: помпезность, роскошь и монументальность. Если ты посмотришь на здание МИД и гостиницу «Украина», то заметишь сходство с университетом имени Ломоносова. Эти и еще несколько зданий москвичи называют «семь сестер». Объединяет их единство стилей: ар-деко, постконструктивизм и классицизм. Каждое здание украшено шпилем. Так, на улицах Москвы начался переход от русской архитектуры к советской, о чем мы подробно рассказывали. Впоследствии тренд окутал и остальную страну.

Ну и куда без стеклянных офисов? Иконой считается Москва-Сити — комплекс в стиле нью-йоркских небоскребов. Однако культурологи видят в возвышающихся над Кремлем зданиях аллегорию. Победу Америки над Россией. Вообще, офисный центр действительно выбивается из общей архитектуры, которая и так разрознена. Везде камень, а в центре нелепо высятся стеклянные небоскребы. Это выглядит иронично, если учесть, что у Москвы прозвище Белокаменная.

Город мостов, колонн и арок


Питер, в отличие от столицы, выглядит более целостным. Первый император России заранее продумал вместе с архитекторами тонкости дизайна. В первую очередь государь решил, что строительство будет осуществляться по всем европейским стандартам. Особенности архитектуры Санкт-Петербурга: продуманная регулярность застройки и соразмерность городских ансамблей. Здесь ты редко наткнешься на здания, которые в десять раз различаются по своей высоте, — это главное отличие от Москвы. Местный Лидер-тауэр всего 145 метров — он считается крупнейшим небоскребом.

Город стоит на Неве-реке, из-за чего по всему Питеру ты постоянно натыкаешься на мосты. Здесь их около 800, что в два раза больше, чем в столице. Да и вообще, один из символов мегаполиса — разводные мосты.

Эклектика Петербурга имеет цельный вид, потому что период такой застройки длился с 1830-х по 1900-ые года. Архитекторы придерживались строгих норм и смешивали стили взвешенно. Яркий пример питерской эклектики — Дворец Белосельских-Белозерских. Здание в стиле необарокко, каких по всему городу не один десяток. Вообще, приставка «нео» становится в этот период популярной. Неоготика, неоренессанс, неорусский стиль и так далее. Отсюда столько арок, колонн и лепнины.

В Санкт-Петербурге плавно осуществлялся переход от стиля к стилю, и главным условием всегда было использование каменных пород при строительстве. В 20 веке город перенимает модерн. Главные памятники этого периода — магазин Елисеева и Дом книги. В это время здания будто отпочковывались друг от друга. Всего в этом ключе построено более полутора тысяч новых домов. Забавно, что они похожи друг на друга настолько, что при прогулке возникнет чувство дежавю. Кстати, тех же хрущевок в Питере гораздо меньше, чем в любом другом городе, — в конце 60-х их перестали строить и заменили на «дома-корабли», которые, к слову, позже появлялись и в других ветреных регионах России.

Однако стоит отметить, что современные архитекторы прибегают к практике хаотизма.  Исаакиевский собор долго считался одним из самых высоких зданий Питера, но скорое появление Лахта-центра переплюнет архитектурный шедевр по высоте в 4 раза. Из-за этого есть риск возникновения разрозненности архитектуры. В таком случае Эрмитаж, Зимний дворец и другие исторические памятники начнут выбиваться из общей картины города.

Мечети, церкви и хрущевки

Перемещаемся в Татарстан. Здесь, как и в Москве, главная достопримечательность архитектуры — Кремль. Так как город старый, то тут ты опять увидишь разрозненность стилей. Возможно, это главная проблема древних городов. Тем не менее в городе есть свои особенности градостроительства. В основном они проявляются в постройках 19-20 века. Это белокаменные дома с лепниной. Допустим, Александровский пассаж — один из немногих подобных зданий в России. В начале 20 века центр Казани имел две части городской застройки. Они отражали развитие двух главных городских национальных культур: русской и татарской.

В «русской» части преобладал неоклассицизм — здесь стоят Музей изобразительных искусств и здание Казанской художественной школы. Также в этой части города сооружено несколько соборов и церквей. Однако более интересны Новая и Старая Татарская слобода, ведь подобных памятников архитектуры ты не встретишь нигде в России. Район украшен различными минаретами мечетей. В этих районах жили татарские рабочие и ремесленники.

В 20 веке начинается типовая советская застройка. Появляются знаменитые хрущевки и сталинки, а самый яркий представитель этого периода — Мергасовский дом. Сегодня, если честно, он больше похож на помойку. Его обошли реновации, связанные с праздником тысячелетия города, подготовкой к Универсиаде и ЧМ. Однако жители не жалуются. Местный дизайнер Лера Цинк так отзывается о легенде Казани:

«Дом понравился мне тем, что отличается от других в городе. Перед Универсиадой Казань застроили, почистили, а Мергасовский дом остался таким же, каким был, — в этом есть какая-то магия».

Отличительные особенности архитектуры Казани заключаются в смешении стилей разных культур. Прошелся в одной части — побывал в Средней Азии, погулял в другой — посмотрел на типичную Россию. Вряд ли где-то еще найдешь такое смешение.

Столица Урала


Удаляемся вглубь страны, чтобы рассмотреть архитектуру Екатеринбурга. В 1781 Екатерина II даровала поселению статус уездного города Пермской губернии, хотя до этого местность была заводом-крепостью. Выходит, что у жителей на роду написано дышать выхлопами, но до тяжелой промышленности было еще далеко. В этот период заложена основа регулярной планировки города, которая подразумевала массовую застройку, — не хрущевскими темпами, но все же. Появляются здания в стиле классицизма, и, что удивительно, сегодня большинство из них в отличном состоянии. Посмотри хотя бы на аптеку горного ведомства: ее построили в 1821 году, а выглядит она так, как будто только вчера ее сдали в эксплуатацию.

В Екатеринбурге аккуратно относятся к историческим памятникам. Стоит отметить и уникальное решение преобразовать первый городской театр в кинотеатр. Сооружение выполняет свои функции на протяжении 173 лет. Только слегка подверглось техническим улучшениям. Кстати, екатеринбургские чиновники 19 века, видимо, любили, когда все нужное под рукой. Поэтому в черте города построено сразу 7 усадьб и резиденций. Это почти так же удобно, как холодильник у кровати: далеко по делам ходить не нужно.

А потом пришел Ленин со своим видением мира. Однако в период его правления в столице Урала не произошло существенных изменений. Зато у Сталина и его архитекторов было много идей. Допустим, Городок чекистов — комплекс зданий в стиле конструктивизма. Самое большое из них полукруглой формы — гостиница «Исеть». Кстати, изначально проект задумывался так, чтобы при рассмотрении с воздуха обитель чекистов была похожа на серп и молот.

Свою лепту в архитектуру города внес и знаменитый президент-выпивоха Борис Николаевич. Он был первым секретарем Свердловского обкома КПСС и принимал важные решения, в том числе касаемо и облика мегаполиса. По его решению отгрохали Белый дом — монументальное здание высотой в 90 метров. Он целиком облицован мрамором, за счет чего выглядит цельно и внушительно. Кстати, местные называют его «Зуб мудрости».

Фигура бывшего главы государства настолько значима в городе, что правительство решило отдать ему честь и построить рядом с Екатеринбург-Сити «Ельцин-центр». Это большая «стекляшка» на площади, у которой тебя встретит замурованный в белый камень Борис Николаевич. Кстати, угадай, в честь кого названа улица, на которой стоит музей в честь первого президента. Вообще, в городе щепетильно относятся к любой памяти — будь то сооружения советского периода или дореволюционной России. Сегодня же город массово застраивается небоскребами, что видно на примере Екатеринбург-Сити.

Соревнование с Сан-Франциско

Архитектура Владивостока — удивительная штука, ведь он изначально строился как город, и архитекторы постарались продумать многие детали. Однако не все смогли реализовать. Развитие города шло с трудом.

В 1880 году Россия наладила морское сообщение с Дальним Востоком и будущий портовый город постепенно начал заселяться и застраиваться. Первым делом в центре построили Русско-Китайский банк, чтобы китайцам было где хранить деньги. Потом появилась гостиница «Централь», чтобы после вкладов гости Поднебесной отдохнули. И, наконец, соорудили дома управляющих торговых фирм, чтобы продавать ребятам леса, рыбу и прочие ценности.

Однако город при этом оставался грязным и пыльным. В 1899 году сделали дорогу до почты, видимо, чтобы отправлять письма Николаю о плачевном состоянии улиц. Однако развитие шло, и архитектура становилась лучше. В какой-то мере местные архитекторы оказались новаторами, ведь их проекты обладали уникальным решениями, — появился термин «‎дальневосточный классицизм». В этом стиле выдержано здание генерального консульства Японии: колонны, лепнина, а снизу — нетипичная крупная и грубая каменная кладка. Видимо, в городе не было специалистов по обработке камня. Дом братьев Пьянковых и гостиница «Версаль» вообще будто бы одно строение.

А потом настал совок. Конструктивизм, который охватил волной практически весь СССР, слегка прикоснулся к облику этого города. Сейчас здесь только три подобных памятника архитектуры, а дом-коммуна на Светланской улице сохранился в первозданном виде. Отдельного внимания заслуживает ансамбль «Большой Владивосток» в стиле монументализма, а в отделке присутствуют черты классицизма. Кстати, минимализм и модернизм здесь четко прослеживаются во многих культурных зданиях: театр Горького, кинотеатр «Океан», а также Дом советов. Ну и, конечно же, хрущевки — куда российскому городу без них? В 1954 году Никита Сергеевич посетил город и решил, что пора бы его оборудовать по «последнему слову техники». Привет улице Спортивной, которая в 1958 году подверглась обновлениям.

Сегодня главная достопримечательность Владивостока — мост Золотой. Между прочим, его хотел проложить еще Хрущев, когда объявил, что хочет сделать город лучше, чем Сан-Франциско. Однако это совершенно разные города, и непонятно, на что опирался глава государства, когда делал заявление. Самое высокое здание российского порта 90 метров, когда как в американском городе такие дома даже не считают за небоскребы. Поэтому Владивосток — типичный советский город с нотками уникальной дальневосточной архитектуры, которую ты не встретишь в других городах страны.

Если ты будешь путешествовать по России, то заметишь, как города плавно меняют облик, их архитектура меняется, тенденции приобретают свои черты. Пожалуй, единственное, что придает им общий вид, — это хрущевки, обильное количество рекламных баннеров и тысячи «Пятерочек». Возможно, это новый русский стиль, который твои потомки будут изучать.

Загрузить еще