Как тут жить

Deep TikTok, Момо и Слендермен: что такое онлайн-мифология и чем опасны цифровые монстры

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Почему мы склонны верить в цифровых монстров и как интернет-страшилки влияют на психическое здоровье человека.

Каждый год информационное поле взрывает очередная интернет-страшилка. Из раза в раз люди одинаково реагируют на нее. Любопытство оказывается сильнее здравого смысла, провоцируя пользователей вступать в сомнительные авантюры. В итоге легенды о Момо или Слендермене становятся народным достоянием и иногда приводят к печальным исходам. Royal Cheese изучил феномен онлайн-мифологии и выяснил, кто такие цифровые монстры и почему нас тянет к ним.

Онлайн-мифология и цифровые монстры


Сам феномен не новый. Первые цифровые страшилки появились еще на начальных этапах развития современных технологий. Например, существует легенда, отсылающая к событиям 70-х годов. Тогда якобы существовала жуткая ТВ-передача «Свечная бухта», главным героем которой была маленькая девочка. Компанию ей составляли пираты, в том числе скелет с нервным тиком: его рот скользил вперед-назад. По легенде он питался кожей детей. Посетители неизвестного форума (конкретики в интернет-страшилках не бывает) рассказывали, что пытались найти это низкопробное шоу спустя время. Поиски заканчивались провалом, а после них в комнате на протяжении 30 минут держался спертый воздух.

Цифровые монстры стали чаще упоминаться с развитием интернета и технологий. Пик популярности онлайн-мифологии пришелся на нулевые-десятые года 21 века. В это время на сайтах по типу The SCP Foundation появляются истории о демоническом и неизвестном дополнении на видеоигру Morrowind или жуткие байки об аудиозаписях, которые лучше не слушать. Для изучения феномена понадобились эксперты. Доктор Вивиан Азимос одной из первых поставила перед собой задачу понять интернет-страшилки. Она провела масштабное исследование, результаты которого описала в книге «Digital Monsters».

Азимос заявляет, что многие люди считают цифровое пространство чудовищным само по себе. Возможно, это происходит из-за безграничности информации в сети. Говоря проще, ты всегда можешь наткнуться на что-то пугающее. Поэтому пользователям свойственно верить в то, что по ту сторону монитора может существовать нечто мистическое:

«Игра верований присутствует не только в ужасах и цифровом мире — она ​​присутствует в художественной литературе и популярной культуре во многих ее формах. <…>

Когда я хожу в места, где рассказывают истории ужасов, я не стремлюсь избавиться от постоянного недоверия, а иду с уже существующим отношением, будто все это правда. <…> Вместо того, чтобы сказать «Мне нравится твоя история, ты можешь вспомнить другую?», я говорю: «Боже мой, это безумие. Давай подробнее!»

Очевидно, что любопытство берет над нами верх, поэтому мы отдаемся на растерзание популярным байкам. Однако за этим стоит опасность для здоровья человека.

Опасность интернет-страшилок


Онлайн-мифология может привести к плачевным последствиям. Дело в том, что особо впечатлительные люди способны неправильно трактовать увиденные легенды. Особенно это касается подростков, чье психическое здоровье серьезно страдает от соприкосновения с интернет-страшилками. Хрестоматийный и избитый пример — игра «Синий кит». Втягиваясь в авантюру из любопытства, дети не могли выйти из аморальной забавы из-за страха. Кураторы групп смерти заставляли участников выполнять жуткие задания, а в случае неповиновения грозили убить родных. Конечно, плачевный опыт оставлял у подростков игры глубокие травмы, а некоторых доводил до самоубийства.

К сожалению, это не единственный пример. Несуществующие цифровые монстры все же становятся причиной смерти, хоть и в переносном смысле. Так, в 2014 году две школьницы из штата Висконсин (США) порезали свою подругу, оставив ей 19 ножевых ранений. Свой поступок они мотивировали желанием задобрить Слендермена — длинного, худого человекоподобного чудовища без лица. Ужаснее всего, что преступницам было по 12 лет. Их признали невменяемыми.

Эта история имеет счастливый конец. Жертва нападения Пэйтон Лейтнер выжила и спустя 4 месяца вернулась в школу. Но дело Слендермена получило огромный общественный резонанс, а создатель монстра Эрик Кнудсен выступил с заявлением:

«Я глубоко опечален трагедией в Висконсине, и мое сердце тянется к семьям тех, кто пострадал от этого ужасного инцидента».

Позднее специалисты стали рассуждать на тему влияния легенд на людей. Джон Эгельхоф, отставной агент Федерального бюро расследований, утверждал, что интернет превратился в «черную дыру» со способностью привлекать детей в более жестокий мир. Пользователи всерьез обеспокоились существованием онлайн-мифологии.

Читать по теме: Откуда пошли мифы о чудовищах и почему они так похожи друг на друга

Популярные цифровые монстры последних лет

Интернет полон страшных баек, но не все из них становятся мировыми хитами. Пожалуй, суперизвестных нет так уж и много. Наша редакция вспомнила лучшие и оценила их влияние на эпоху.

Слендермен

Описание: Слендер — очень высокое человекоподобное существо с неестественно длинными, сгибающимися произвольным образом конечностями. Является в строгом костюме, не имеет лица.

Монстр появился на свет в 2009 году в рамках конкурса Create Paranormal Images, проведенного на форуме Something Awful. Образ существа наделен неопределенностью: нельзя точно сказать, какие цели оно преследует. Чаще всего в качестве своих жертв оно выбирает детей, которых похищает и уводит в неизвестном направлении. Слендермен редко передвигается, чаще всего он стоит вдалеке и наблюдает за людьми. Он превосходный телепат, поэтому преследовать человека ему не нужно. Обитает преимущественно всего в лесах. Стал популярным за счет крипипаст. За 11 лет существования превратился в культового персонажа: отсылки к нему есть в популярных фильмах, сериалах и играх.

Момо

Описание: Момо — женщина с большим неестественным лицом, «жидкими» волосами и страшной гримасой. Глаза цифрового монстра огромные, нос пятаком, улыбка простирается от уха до уха.

Существо появилось 11 июля 2018 года, когда на YouTube вышло сразу несколько роликов с Момо. В видеозаписях говорилось о существовании чудовища, которое жаждет общения в WhatsApp. Блогеры заявляли: если написать уродливой женщине в период с 3 до 4 часов ночи, то жизнь изменится навсегда. В странах Латинской Америки считается, что это время идеально подходит для пробуждения злых духов. Люди массово начали засорять личку Момо, а в ответ получали страшные фотографии и сцены насилия.

Общаясь с монстром, нельзя было допустить появления двух сообщений подряд от существа. Иначе человек якобы бесследно исчезал с лица планеты. На фоне любопытства в интернете набрал популярность челлендж: его участники писали Момо и снимали свою реакцию на камеру. В сети был размещен ее номер телефона, зарегистрированный в Японии, поэтому поучаствовать мог любой. Быстрое распространение легенды привело к печальным итогам: по всему миру происходили самоубийства (особенно в странах Южной Америки), связанные с деятельностью Момо.

В сути же за обликом «монстра» прятались кураторы, действовавшие по принципу игры «Синий кит». Запугиваниями они доводили людей до крайней стадии. Кстати, внешний вид существа создатели позаимствовали у скульптуры «Мать-птица» (автор Кэйсукэ Айсава). Сегодня чудовище из WhatsApp утратило свою популярность.

Дип Тик-Ток

Описание: отдельное направление в Тик-Токе. Его представители снимают максимально сюрреалистичные видео.

Весной этого года контент в Тик-Токе окончательно разделился на стрейт и альт. Первые снимали ролики с танцами и доступным каждому юмором. Вторые высмеивали первых. У альтов появились свои отличительные особенности: копипасты вместо комментариев, психоделические видео, культ деревьев. Но вскоре это стало популярным, и фишки андеграундных блогеров начали появляться у стрейтов.

Альтам не понравилось заимствование, и они решили отпугивать хайповых тиктокеров. Так появилось еще одно направление в приложении — дип. Контент еще более трэшовый: страшные маски, звуки, зернистость и контрастность картинки и прочие приемы, делающие изображение жутким. Позже обосновалась легенда, что если посмотреть что-то из дипа ближе к 3 часам ночи, то произойдет нечто страшное. На деле же оказалось, что это еще одна отпугивающая уловка. К счастью, от нее никто не пострадал.

Вывод


Наша тяга к неизведанному и мистическому пробуждает в нас любопытство. Но не всем удается сохранить самообладание после прочтения очередной крипипасты о несуществующем монстре. Воображение способно проецировать легенду на реальность, что не всегда заканчивается хорошо. Именно поэтому законодательства стран призывают владельцев сайтов-сборников историй ответственно подходить к своему делу. Кто-то размещает информацию о том, что все на портале — выдумка, другие пользуются дисклеймерами. Вивиан Азимос заявляет, что любителям страшилок безопаснее пользоваться специализированными тредами и площадками. В пример специалист привела «No Sleep thread» из Reddit:

«Это также самое безопасное место для авторов ужасов в сети: No Sleep не получает такого же уровня вины, как, скажем, создатели Slender Man на другом форуме. Это безопаснее, потому что у него есть надежная пометка «вымысел».

Азимос считает, что мир продолжит наблюдать появление новых монстров и их дальнейшую смерть. Мы создаем их все время — они существуют с нами столько, сколько мы рассказываем истории.

Загрузить еще