Как тут жить

Мемосоциология: кто такие бумеры, блумеры, думеры и зумеры

Антон Подрезов Антон Подрезов
Учимся разбираться в смешных картинках о поколениях и не обижаться на них.

Поколения сменяют поколения, и за некоторыми уже закрепили определённые буквы (X, Y, Z), какие-то характеризуются своими пафосными названиями (молчаливое поколение, величайшее поколение). А для отдельных подвидов поколений даже создали свои особые мемы, через которые определяют целые эпохи.

История в картинках


Я человек, заставший зарождение мемов во всём его безобразном минимализме. Я помню trollface и FFFUUU, будто это было вчера, поэтому для меня было удивительно то, что мемоделы сделали мем и из меня — не лично, а как представителя поколения.

Строится эта серия мемов на известной многим теории поколений. Не вдаваясь в подробности и рассуждения о смене различных пород людей, ограничусь кратким описанием: поколения меняются, люди меняются, но общие тенденции для нескольких десятков лет, что занимает то или иное поколение, постоянны. И получается, что мы с тобой (мы с тобой = человечество) постоянно крутимся в водовороте одних и тех же событий, которые можно кратко назвать таким образом: подъём, пробуждение, спад и кризис. Соответственно, после какого-то глобального кризиса мы опять выходим к подъёму.

А ты думал, будет статья про мемчики? Тут серьёзный исторический анализ! Для этого круговорота есть отличная фраза, которая помогает разобраться в сплетениях человеческого цикла жизни:

«Хорошие времена порождают слабых людей, слабые люди создают плохие времена, плохие времена рождают сильных людей, сильные люди создают хорошие времена».

Так что если ты в неописуемой заднице, то твои дети и внуки (или чужие дети и внуки) будут жить если не прекрасно, то уж точно лучше, чем мы. Таков закон сансары, сказал бы Вася Вакуленко.

Но вернёмся к нашим картинкам. Теория эта вообще американская, и придумали её американцы, чтобы показать американцам, как сменяются поколения американцев. Но её взяли и натянули на российскую историю тоже. И в общем-то там всё сходится. А потом у нас на имиджбордах взяли и нарисовали 4 класса россиян 20-21 веков, дали им названия и наделили характерными гротескными свойствами. Теперь давай посмотрим на них и попытаемся понять, насколько это выглядит правдоподобно. Проведём ещё один серьёзный анализ.

Бумеры

Поколение эпохи бэби-бума, который случился после окончания Второй мировой войны. На временной шкале это люди, рождённые в период с 60-х до начала 80-х годов. Соответственно, это поколение «подъёма».

Характеристика:
Здесь всё просто: это практически любой человек 40+. Закоренелый совковец, часто использует фразы «Такую страну развалили!» и «Вот в наше время…». Устроенный в жизни заядлый работяга, любит стабильность и дешёвое пиво. Живёт по старым устоям и, естественно, не успевает за развитием современных течений. Если бы время можно было заморозить навсегда, он бы не задумываясь нажал на эту кнопку, потому что прогресс — от лукавого.

Графические особенности:
Тёмные очки а-ля терминатор, аккуратная стрижка с залысинами и такие же аккуратные усы, в руке либо банка жигулёвского, либо — известного энергетика. Лицо расплывается в блаженной полуулыбке человека, у которого всё в достатке. Любит майки-алкоголички и стоять.

Анализ:
В мем-приключениях — персонаж не особо функциональный, что характеризует его приверженность традициям и стабильность. Таким образом в 60-70-е годы и произошёл тот самый подъём, о котором бумер вспоминает с теплотой. Движение в одном направлении: не останавливаться и не сворачивать. В современных реалиях — тот самый груз, который держит нас на месте.

Блумеры


Поколение начала 80-х — начала 90-х. Помнит о традиционном Союзе и с благоговением воспринял наметившуюся оттепель, перестройку и дальнейшее устранение СССР. Соответственно, поколение «пробуждения». Как можно назвать «пробуждением» поколение, предшествовавшее кризису 90-х? Не всегда важные дела вершат те, кто характеризует эпоху.

Характеристика:
Тот твой одноклассник, который всегда широко тебе улыбается, когда встретит. Даже если вас разделяет 6-полосное шоссе, он будет кричать тебе с другой стороны улицы. Жизнерадостен и нацелен на результат. Улыбчив, приветлив, хороший семьянин. Его жизнь — прозрачная калька гайда «Как стать счастливым». Универ-армия-работа-брак-ипотека-ребёнок. Ничто ему не в тягость, и он может всегда слетать в Турцию.

Графические особенности:
Не обременённая волосами макушка и ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ! Глаза либо закрыты в блаженном экстазе, либо открыты соразмерно ширине улыбки. Идёт легко, помахивая рукой прямиком в светлое будущее.

Анализ:
Натворил делов, не оглядываясь на последствия. Абсолютно беззаботен, и у него при этом всё получается! Видимо, период избавления от оков СССР даёт слишком мощный толчок в дальнейшую жизнь, а с последствиями этих событий уже разбираются думеры.

Думеры

Дети 90-х, потерянное поколение, люди, родившейся в самом низу графика функции y=х2 — то есть в нуле. Разумеется, это поколение «спада».

Характеристика:
Унылое зрелище. Это как родиться звездой рок-н-ролла в стране без рока. Вот и думер не успел поучаствовать в знаменательных событиях 90-х, не успел за развитием трендов нулевых. Споткнулся на пути блумеров где-то в районе универ-армия-работа. На общие процессы в мире глядит равнодушно, живёт по принципу «день тот же, дерьмо всё то же». Надеется, что и на его улице будет праздник. Задумчив, немногословен, местами маргинален. Не противопоставляет себя обществу, но и не старается в него сильно внедряться.

Графические особенности:
Щетина, многоуровневые мешки под глазами, плотная шапка, весь в стиле all black, сигарета и наушники. Обычно изображается на фоне унылых индустриальных пейзажей (заводы, районы, пустые улицы) или серых хрущёвок. Помимо графического изображения, популярными являются подборки классических плейлистов уровня иду-курю-смотрю.

Анализ:
Тут всё ясно: так и выглядит спад — поколение, потерянное не только тем, что появилось в не самый благоприятный период и в не самом большом количестве, но и тем, что принимать участие в общественной жизни не стремится. Некоторые причины этой хронической грусти хоть и можно обозначить, но в большинстве своём это — загадка для науки, как и причина выбрасывания на берег китов (возможно, и там, и там причина одна и та же).

Зумеры


Дети 2000-го и следующего десятилетия. Поколение из сети, акселераты и циники. Кто бы мог подумать, что так будет выглядеть «кризис».

Характеристика:
Благодаря развитию интернета, умнее многих, разбираются в любых новых веяниях и подхватывают их на лету (так же быстро от них избавляются). Стартап, краудфандинг, воркшоп. Развлекаются, объединяются и примерно одинаково раздражают представителей других поколений. Толерантны, но иногда излишне жестки в своих высказываниях и радикальных взглядах. Не пуганы.

Графические особенности:
Очки в круглой оправе, выбритые виски, лицо, не обремененное интеллектом. Любит Fortnite, цветные волосы, бренды и рюкзачки. Иногда изображается в радикальных танцах, что приближает его к уровню умственно отсталого человека. Такое изображение, мягко говоря снисходительное, подтверждает мысль о том, что он одинаково не любим всеми остальными поколениями.

Анализ:
Имеем, что имеем. Действительно, родились на всём готовом и в расцвете массовых коммуникаций и прочих благ цивилизаций. Воспринимают это как должное и берёт от жизни всё — поколение, не задумывающееся о завтрашнем дне и живущее в стиле YOLO (you only live once). Поэтому же склонны к употреблению наркотических средств (таких как мефедрон, например), что лишь приближает кризис.

После кризиса по теории вновь будет подъём. Неизвестно лишь, насколько этот кризис затянется и кто будет осуществлять этот подъём. А может, и кризиса никакого нет, и нам пора задуматься о пути блумеров, а рефлексирующих думеров просто оставить развлекаться где-то на задворках мемосоциологии.

Загрузить еще