Подражание, героизм и безысходность: как работает феномен массового самоубийства
Массовый суицид в истории человека фиксировался часто и в разных проявлениях: политический протест, результат религиозных гонений, ответ на безвыходную ситуацию или ритуальный акт. В зависимости от места и обстоятельств меняется и отношение к подобного рода явлениям. Наша редакция разбирает феномен массового суицида с точки зрения науки и вспоминает яркие примеры из истории.
Эффект Вертера
Американский социолог Дэвид Филлипс немалую часть своей карьеры посвятил феномену, который назвал эффектом Вертера, отсылая к творчеству немецкого писателя Иоганна Гете. Эффект описывает волны массовых самоубийств, которые начинаются с подачи СМИ. Филлипс провел исследование, в котором проанализировал 12 585 прецедентов суицида среди подростков. Выяснилось, что количество таких смертей напрямую зависит от появления статей, телепрограмм и репортажей о самоубийствах медийных личностей. В первую неделю после публикаций число наложивших на себя руки значительно возрастало, причем такая корреляция имела наибольшее воздействие именно на подростков.
Филлипс проанализировал такие случаи и составил примерный портрет подростка в зоне риска:
- неуверенный в себе;
- склонный к подражанию;
- человек, чья личная жизнь похожа на жизнь знаменитости.
Такие люди воспринимают известие о гибели кумира как подсказку и триггер к действию.
Филлипс писал, что в России в конце 18 века нашли противоядие против эффекта Вертера. Тогда Карамзин выпустил книгу «Бедная Лиза», и среди молодых девушек началась волна утоплений в озерах и прудах. Бороться с этим стали посредством сарказма. В потенциальных местах утоплений стали вешать таблички со следующим содержанием:
Здесь в воду кинулась Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, в пруду довольно места.
Прием сработал. Волна самоубийств пошла на спад.
Смерть как акт подражания
В прошлом столетии было задокументировано несколько волн массовых самоубийств под влиянием кумиров.
5 августа 1962 года в своем доме мертвой была найдена Мэрилин Монро. Вскрытие показало, что она переборщила с барбитуратами. В результате ее смерти по Америке прокатилась волна самоубийств.
Другой не менее примечательный случай произошел 5 апреля 1994 года. Тогда в собственном доме было найдено тело Курта Кобейна. Музыкант под воздействием наркотиков застрелился с помощью дробовика. После его смерти по всему миру прокатилась волна суицида среди молодежи до 30 лет.
В России тоже были свои прецеденты. 15 августа 1990 года из жизни ушел Виктор Цой. Музыкант заснул за рулем своего «Москвича», вылетел на встречную полосу и попал под автобус. Смерть кумира слушатели музыканта восприняли крайне болезненно. Многие фанаты стали прыгать с пятиэтажек, а более благоразумные сохранили память об артисте посредством надписей «Цой жив», которые и сегодня встречаются повсеместно.
Эффект Вертера не единственный триггер к массовому суициду и причинами самовольной гибели людей не всегда становится подражание. История знает десятки случаев, когда особые обстоятельства толкали людей на отчаянный шаг.
Смерть как акт героизма
Интересный случай произошел в 101-113 годах до н. э. Тогда племена кимвров и тевтонов с целью захвата двинулись на территорию Римской империи. Их земли затопило Северное море, и у народа, по сути, не было выбора. Стоял вопрос о выживании этноса.
Кимвры и тевтоны двинулись на запад и вторглись в Галлию. Там они поставили Риму ультиматум: «Мы остаемся жить на этой земле и становимся вашими союзниками». Но имперский сенат ответил отказом: слишком нервно было иметь многочисленное варварское племя прямо под боком.
Апогей конфликта случился в 101 году до н. э., когда варварами была полностью разграблена Нарбонская Галлия. Римляне не стали это терпеть и разгромили противника. В том сражении, помимо воинов-мужчин, участвовали и женщины. Кимвры запросили у имперского сената пощады для своих жен, однако им ответили отказом. В итоге воительницы задушили своих детей, а сами с помощью вил, мотыг и немногочисленного оружия дали бой римлянам. Вот что об этом пишет римский историк Луций Анней Флор:
Битва с женами варваров была не менее жестокой, чем с ними самими. Они бились топорами и пиками, поставив телеги в круг и взобравшись на них. Их смерть была так же впечатляюща, как и само сражение. Когда отправленное к Марию посольство не добилось для них свободы и неприкосновенности — не было такого обычая, — они задушили своих детей или разорвали их на куски, сами же, нанося друг другу раны и сделав петли из своих же волос, повесились на деревьях или на оглоблях повозок.
Примерно с этого момента и начинается Золотой век Римской империи: угроза нашествия варваров была устранена, а реформированная армия страны стала залогом ее процветания на целые столетия. Само событие потом обросло легендами, а фраза «Тевтонская ярость» в латинице является крылатой и символизирует акт героизма.
Смерть как ритуальный акт
Примечательна и необычная история города Читторгарх в Индии, который в своей истории трижды осаждался мусульманскими армиями.
В Индии среди раджпутов — касты владетельных воинов — действовал обычай джаухара, когда женщины из высших слоев подвергали себя самосожжению в случае нападения на город. Это уменьшало вероятность быть изнасилованной, а новоявленные вдовцы куда охотнее обороняли свои владения.
Впервые ритуал совершен в Читторгархе в 1303 году. Тогда мусульманский султан Ала-уд-дин, по легендам, возжелал местную королеву Рани Падмини и осадил город. Вскоре оборона была прорвана, правитель убит, а войско защитников разбито. Тогда женщины из высших слоев во главе с Рани Падмини, по преданиям, бросились в огромный костер. Разозленный султан в результате приказал казнить 30 тысяч индусов.
Следующий акт джаухара случился в 1535 году. Тогда Читторгарх осадил султан Бахадур-шах. Самосожжение случилось перед боем. Согласно данным историков, себя сожгли около 13 тысяч женщин и детей. После этого 3 тысячи защитников крепости вышли и встретили свою смерть в кровопролитном бою.
Самосожжение как протест
Сегодня акты массового суицида кажутся варварскими пережитками Средневековья. Кажется, что в гуманном и цивилизованном мире не могут происходить такие вещи. Однако некоторые люди все еще готовы отдать жизнь за свои идеалы. Например, тибетцы, которые долгое время находятся в конфронтации с китайским правительством, устанавливающим свои порядки на святой земле.
Жители горных районов часто протестуют против существующего режима, и иногда их акции заходят слишком далеко. В 2009 году, будучи недовольными политикой Поднебесной, тибетцы устроили акт массового самосожжения. С тех пор похожие прецеденты случались не один раз, и за три последующих года более 50 человек наложили на себя руки во имя своих идеалов. Правительство Китая считает такую форму проявления недовольства терроризмом и в качестве ответной меры периодически закрывает Тибет для въезда иностранцев. В 2012 году Пекин осудил Далай-Ламу за следующую позицию:
Я совершенно уверен, что если те, кто пожертвовал своей жизнью, сделали это с искренней мотивацией во имя Учения Будды, во имя блага людей, то с религиозной, буддийской точки зрения они совершили благое деяние. Если же они совершили то же самое во власти гнева, ненависти, то это неправильно. Но судить здесь трудно. Как бы то ни было, все это очень и очень печально. Трагично.
Каких бы целей человек ни придерживался, совершая попытку суицида, этот поступок вряд ли можно назвать правильным. Уйти из жизни всегда проще, чем попытаться что-то изменить в себе и мире. К тому же мало что изменится, если несколько человек одновременно решат свести счеты с жизнью. Покойник не сможет привнести в этот мир что-то новое, в отличие от группы живых людей.