Мы в этом живем

Поза льва: отборный трэш российского телевидения

Алина Исаева Алина Исаева
Вспоминаем все худшее, что было в твоем телевизоре.

История телевидения в постсоветской России — это совершенно особенная страница нашей культуры. В 90-е и нулевые продюсеры обладали уникальным стартовым набором для создания самых безумных проектов: отсутствие профессионального образования, море наличных и полная творческая свобода. Так, появился легендарный старый НТВ с его «‎Куклами» и «‎Тушите свет», амбициозный MTV, вечно соперничающие СТС и ТНТ. Окунемся в мир кривых ток-шоу, мракобесия и трэша: вспоминаем самые сумасшедшие порождения отечественной телеиндустрии.

Окна


Тем, кто застал во всех красках начало нулевых, Дмитрий Нагиев запомнился не только культовой ролью в «‎Прапорщике Задове», но и в качестве ведущего безумного ток-шоу «‎Окна». Его транслировали по СТС и ТНТ с 2002 по 2005 год. Сценарий каждого выпуска был прост: вначале Нагиев озвучивал тему — конфликт героев. В студию поочередно приглашали участников, которые смачно осыпали друг друга ругательствами, матерились, дрались, разносили все вокруг, — страсти в «‎Окнах» кипели похлеще, чем в «‎Пусть говорят». Шоу запомнилось первой массовой дракой в истории ТВ. В том эпизоде в студии сидели жених и невеста, которые хотели расписаться прямо в эфире, но внезапно в зале появился мужчина, одетый в свадебное платье. Началась драма с диалогами в стиле «‎Яблоневого сада» («‎Да я люблю тебя-я!»):

— Ты на кого меня променял? Я твоя невеста! Да вы понимаете, даже если он не на мне женится, я ему член оторву, он все равно ко мне придет!
— Ты че, дурак, что ли.

Далее в зале появляется бывшая супруга жениха, которая сознается, что гей в свадебном платье — нанятый ею актер. Слово за слово — и в студии начинается жесткая потасовка, в ходе которой досталось и Нагиеву. Это был шедевр постановочных драк: пострадали даже декорации.

Малахов+


Ну уж про этого веселого деда, который с федерального телеканала призывал лечить все болезни мочой, помнят все. Серьезно, у империи Эрнста явно проблемы с просветительскими передачами о здоровье: то Малахов с банкой урины, то Малышева с костюмом мошонки.

Мало кто знает, что изначально шоу «‎Малахов +» называлось «‎Малахов + Малахов», и соведущим Геннадия Петровича была не Елена Проклова, а тот самый Андрей, который «‎берегитесебяисвоихблизких». В передаче было два Малахова. Но, видимо, второй быстро почуял неладное и открестился от целительского мракобесия.

В каждом выпуске Малахов обязательно рассказывал, что предвещают грядущие лунные сутки, и давал советы по лечению всех болезней проверенными «‎народными» средствами. Среди наиболее резонансных случаев — история мальчика с сахарным диабетом первого типа. Отец ребенка рассказал, как ему удалось избавить сына от инсулиновой зависимости по методу Малахова: 300 приседаний в день и особая дыхательная техника. Это было, по сути, убийством собственного ребенка: организм диабетиков не вырабатывает инсулин, и этот гормон жизненно необходим больному. Этот несчастный мальчик, скорее всего, благодаря помешательству папаши попал в реанимацию с кетоацидозом.

Помимо лечения диабета приседаниями, Малахов советовал пить мочу по любому поводу, лечить ветряную оспу водкой, а заболевания опорно-двигательного аппарата — костями рыб и яичной скорлупой. Ну и знаменитая «‎поза льва» для прогревания пазух — куда без нее.

Программа закрылась в 2010 году со скандалом: поговаривали, что Геннадий Петрович находился на грани самоубийства. Однако спустя какое-то время все вернулось на круги своя: сначала псевдознахарь воскрес в 2011 году на украинском ТВ с программой «Здоровенькі були з Малаховим», потом, в 2012, вернулся на Первый, переименовав передачу в «‎Доброго здоровьица!». Вытравить народную уриномедицину с федерального телевидения удалось лишь в 2014 году.

Три обезьяны


Передача, которая стала началом телевизионной карьеры Гарика Харламова. Пожалуй, ее можно отправить в Палату мер и весов как эталонную единицу измерения тупости, банальности и идиотизма в мире телевидения. Суть передачи заключалась в следующем: три участника, олицетворяющие трех обезьян, отвечают на максимально глупые и банальные вопросы ведущего, и за неправильные ответы (или же просто так, шутки ради) лишаются права говорить, слышать или смотреть. В ходе игры на них надевают повязки, респираторы или строительные наушники — все шутки и гэги строятся вокруг этого. На работу Харламова как ведущего просто невозможно смотреть: от его аффективной манеры речи, мимики и жестов устаешь буквально через минуту. Долго передача в эфире Муз-ТВ не продержалась — и слава богу.

Не ври мне!


Жанр документальной мелодрамы на российском ТВ — это отдельная история ужасов. Сегодня такие передачи можно найти разве что на «‎Домашнем», который смотрят только парикмахерши в своих салонах и домохозяйки, а раньше, лет 10 назад, их крутили по федеральным телеканалам. На первом долго существовал мегапопулярный проект «‎Понять. Простить», а на РЕН ТВ — его более дешевый аналог «‎Не ври мне!», который было куда веселее смотреть. Уморительно-плоская игра актеров, их гениальные диалоги и полные «‎логики» действия — все это делает передачу достойным конкурентом украинских телешоу, которые так любят ценители трэша. Передачу растащили на мемы: весь интернет знает Ксению Гарбышеву, которая не понимает, что происходит.

Сердца за любовь


Это достаточно свежий проект, который продолжает лучшие традиции штамповки идиотских шоу, цепляющих зрителя грубостью, вызывающе-колхозным поведением участников и откровенной имбецильностью. Суть «‎Сердец за любовь» в том, что в студии сидят несколько девушек, которым предлагают познакомиться с участниками-парнями. Молодые мужчины оценивают себя в определенное количество «‎сердец» — своеобразная валюта внутри шоу, которой девицы платят за знакомство с ними. Количество сердец у них ограничено. В процессе «‎смотрин» девушки оскорбляют друг друга, поливают грязью парней и вообще вытворяют всяческий идиотизм. Юноши на это шоу приходят максимально странные — то, как они выглядят, держатся и разговаривают, нарочно не сыграет никакой актер. Например, чего стоит одна только песня про куриных гусей (2 сезон, 60 выпуск — если кому-то интересно увидеть первоисточник):

«‎Куриные гуси залетели в мой дом.
Я все дела отложу на потом!
Куриные гуси залетели в мой дом,
Я все дела отложу на потом,
Со всех ног
Побегу к ненаглядным гусям!»

Передача выходит на телеканале СТС Love. Сами создатели описывают свой шедевр как «‎аукцион невиданной щедрости, где с молотка «‎продаются» парни на любой вкус». Как-то бесчеловечно, не находишь?

Это далеко не все кошмарные порождения отечественных телеканалов. Мы не упомянули легендарный «‎Званый ужин» с Должанским, «‎Битву экстрасенсов», за которой с замиранием сердца следит половина страны, «‎Военную тайну», где Игорь Прокопенко без капли иронии рассказывает про рептилоидов. Однако не так страшны сами передачи, как, собственно, люди, которые их смотрят. Передачи ведь делают для зрителей — учитывая их вкусы, предпочтения, уровень образования и сложность мироощущения. Делай выводы сам, как говорится.

Загрузить еще