Тимбилдинг как новый вид сектантства
Погодите, что здесь происходит? Почему все танцуют? Почему поют? Что за дурацкие лозунги? Да, друг мой, ты попал на чёртов тимбилдинг — прогрессивный способ сплотить коллектив, повысить его продуктивность и сделать максимально счастливым каждого сотрудника. Именно так считают многие руководители современных компаний после прочтения модных книжек по эффективному ведению бизнеса и посещения тренингов разнообразных бизнес-гуру. И думают правильно. А вот делают — нет. Что же не так с русским тимбилдингом?
Барин хочет, чтобы все плясали
На Западе тимбилдинг — одно из основных направлений деятельности многих компаний, и подходят к нему с соответствующим профессионализмом. Кроме того, вопросами построения эффективной команды занимаются целые группы исследователей, формируя каждый год десятки новых методик, результативность которых доказана конкретными показателями. Но так уж сложилось, что заимствованные методы, которые отлично работают в одной социокультурной среде, просто паршиво работают в другой, особенно если применять их безграмотно.
В лучшем случае у нас принято так: услышал/прочитал/узнал от партнёра об очередном тренде в тимбилдинге — надо сразу пробовать. Зачем проводить анализ коллектива? Зачем париться о том, что методика рассчитана на молодую команду до 20 человек, а у тебя аграрное производство с сотней рабочих?
Но чёрт с ним, когда хотя бы так. Хуже, когда руководители берут эти методики из головы, основываясь на своих субъективных суждениях: «Все же любят каждый день петь корпоративный гимн компании, придуманный завхозом, да? И о шашлыках на майские с ламбадой и дебильными конкурсами, ещё и у какой-нибудь грязной речки за городом, мечтает каждый.
О, о, придумал! Можно в день рождения кого-то из сотрудников собираться всем вместе и петь песню «Happy Birthday To You», как за границей делают, — ему точно будет приятно!» Ну и так далее.
Маниакальная фаза
Кстати о сектах. Тимбилдинг до безобразия извращенно используют в своих корыстных целях создатели различных «пирамид» и сетевых корпораций. Только в этих случаях их специалисты умело совмещают элементы тимбилдинга и НЛП-технологий. Благодаря унаследованной от далеких предков привычке быть в стае и тянуться к сильным, люди сами с распростертыми объятиями идут в лоно мошенников в надежде на красивую жизнь.
Особенная степень унижения — это дни рождения компании. Нет, не те безобидные «покушали тортик и разбежались», а полноценное, театрализованное представление с последующей попойкой, где на плечи сотрудников падает зубрежка роли, а порой и создание костюма какого-нибудь персонажа из «Игры Престолов» или что там смотрит начальник. Не хочешь участвовать — значит, не командный игрок, а значит, и интересы компании тебя волнуют меньше собственных. О том, что так вообще-то и должно быть у нормальных людей, никто не задумывается.
Но и это ещё не всё. В некоторых ресторанах распространена практика, когда официанты танцуют специальный танец или поют особую песню, если утром, до начала рабочего дня, приходит босс. Маразм просто зашкаливает. Непонятно, кто и для какой цели это придумывает. Управляющий, чтобы сплотить команду и подбодрить коллектив? Официанты, чтобы порадовать руководство ну или как следует подлизать? Или же сам начальник-самодур, чтобы потешить своё эго? Что-то мне подсказывает, что третье.
Есть исключения
В целом тимбилдинг — это действительно хорошая штука. Если проводить анализ личностных характеристик каждого сотрудника, изучать последние наработки в этой области от авторитетных исследователей или людей, практикующих их в крупных компаниях, и применять всё это грамотно и профессионально, то можно сделать по-настоящему сильную и сплоченную команду. При этом подчинённые будут относиться к руководителю не как к местному диктатору или сумасбродному клоуну, а как к мудрому и справедливому руководителю.
Увы, но во многих фирмах тимбилдинг превращается в типичное российское «командостроение» добровольно-принудительного порядка. Поэтому работодателям не стоит удивляться, почему после их мощнейшего заряда мотивации и поднятия духа работники организованно, как одна большая и сплоченная команда, пишут заявления и уходят покорять новые высоты.
Читай также: