Как тут жить

Вслух не произносить: 5 проблем государственного воспитания школьников

Алина Исаева Алина Исаева
Болевые точки российского школьного образования.

Школа — место, где самые маленькие граждане страны учатся выживать в большом и страшном мире социальной ответственности. Государство стремится всеми силами создать условия для правильного и здорового воспитания детей — разумеется, «‎правильного» в понимании тех, кто находится у власти. Хочешь лучше понять страну? Посмотри, как и чему учат в ее школах. Порассуждаем о проблемах государственного воспитания школьников в России: как и кого растят из «‎ашек» и «‎бэшек».

1. Учитель — крайний


В современной России так сложилось, что классный руководитель из уважаемой фигуры превратился в глубоко несчастного человека, который несет наравне с родителями ответственность за всех «‎своих» детей круглосуточно. Поджег пух на автостоянке? Учитель не сформировал навыки пожарной безопасности. Утонул? Учитель не объяснил правила безопасности на воде. Сидит в сатанистских пабликах? Учитель обязан провести беседу о нравственности. Спрыгнул с крыши? Учитель вовремя не обратил внимание на то, что нужна психологическая помощь.

Это утрированные примеры, но подобных проявлений очень много — во всей системе образования. В школы ежегодно спускают сотни распоряжений по противодействию экстремизму, национализму, профилактике гепатита и инсульта жопы, развитию молодежного парламентаризма и всяческого христоцентризма. В каждом документе — сотни страниц с описаниями мероприятий и методов их проведения. Ответственность за весь этот праздник жизни ложится на плечи учителей: отряды маленьких экологов, юные инспекторы дорожного движения и так далее. Поощряется ли это материально? Не столь ощутимо, как следовало бы. Все эти мероприятия призваны воспитывать из маленьких россиян патриотов, спортсменов, комсомольцев и просто красавцев — но ответственность за эти процессы возложили на учителей, которым и так достается в этой истории больше всех.

2. Формы воспитания


Очень патриотичный федеральный проект «‎Живая история», написанный студентами, красочно описал методы и формы воспитания школьников в РФ: «‎побуждение», «‎приучение», «‎убеждение». Звучит, если честно, как-то по-собачьи, как будто в 11 классе дети сдают не ЕГЭ, а экзамен на ОКД — общий курс дрессировки. Как у нас прививают детям любовь к родине? Круглыми столами, тематическими видеороликами, добровольно-принудительными конкурсами самодеятельности, походами на военно-космическо-крымские фильмы от «‎Фонда Кино» и так далее. Но вот мнения школьников о таких мероприятиях никто не спрашивал. Интересно, существует ли хоть один ученик, который с искренним интересом принял участие в очередном круглом столе с участковым на тему «‎Почему нельзя слушать рэп про наркотики»? Сомнительно.

Куда больше любви к родине они почувствовали бы, если бы ощутили себя искренне нужными своей стране, — это ведь дети, они чувствуют в каждом подобном мероприятии фальшь, понимают, что все это «‎для галочки» и что этот круглый стол не нужен ни им, ни учителю, ни участковому, ни тому, кто будет принимать отчет о том, что мероприятие состоялось. Получается замкнутый порочный круг, который вращается, создавая иллюзию стабильности.

3. Отсутствие сексуального воспитания


«‎Основы православной культуры» у нас преподают, а вот уроков полового воспитания как не было, так и нет. И не будет, поскольку отношение родителей, учителей, министерства образования и общества в целом к этому абсолютно ханжеское. Принято считать, что это развращает и портит детей, но стоит заметить, что сейчас любой пятиклассник знает о сексе больше, чем его родители. Роль этих уроков не в том, чтобы объяснить, как пенис проникает в разные отверстия человеческого тела, а в том, чтобы сформировать у детей чувство ответственности и объяснить, что будет, если безалаберно относиться к сексу. Некоторые и к 17-ти годам не подозревают о том, какие последствия бывают у незащищенного секса, зачем нужен мирамистин, и думают, что вовремя вытащить — самый надежный способ контрацепции.

4. Отсутствие психологической помощи


В западном мультфильме или сериале школьный психолог — совершенно обычное дело. В наших школах они тоже есть! Сюрприз? Да, не во всех и не всегда. Но, как правило, даже если он есть, то ни дети, ни родители не знают о существовании этого загадочного NPC и уж тем более не обращаются к нему за помощью. Здесь опять же работает ярлык: зачем мне психолог, я же не больной. Чаще всего это идет из семьи, и дети стесняются обратиться к психологу, если у них проблемы. Между тем, если государство хочет вырастить здоровых, полноценных граждан, оно должно обеспечить им возможность получать своевременную психологическую помощь.

5. Попытки влезть в личное пространство детей


Попытки школ, духовенства и политиков ограничить свободу творчества и самовыражения детей — это сущее насилие. Нельзя отнимать у них то, что им нравится. Музыка, которую они слушают, одежда, которую они носят, паблики, в которых они сидят, и политические силы, которым они сочувствуют — это их личное дело, и заботить все это должно только их родителей. Православный сайт Милосердие.ру написал статью «‎Рэп забирает детей: 82% решили попробовать наркотики под влиянием рэп-музыки», — в которой автор ссылается на университет Южной Флориды. Да, действительно, американцы нашли взаимосвязь между музыкой и решением попробовать наркотики, но есть, как говорится, пара деталей. Во-первых, исследовали они хип-хоп, а не рэп, а это все-таки не одно и то же. Во-вторых, в зоне риска — темнокожие миллениалы. Много вы в пензенских школах темнокожих насчитали, а, Милосердие.ру? Матери, начитавшись таких статей, бегут истерить на форумы. Депутаты выступают с инициативами запрета рэп-концертов, Роскомнадзор закрывает паблики, а «‎Лолиту» Набокова и другие книги с отметкой 18+ не продают без паспорта. За детей решают, что им слушать, на кого подписываться, во что одеваться и что читать. Как по-твоему, это правильно?

Загрузить еще