Просвещение

Аэндорская волшебница, магические руководства и костры: как эволюционировали ведьмы

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Почему ведьмами становились именно женщины?

Женщина в возрасте, с не очень приятными чертами лица, сидящая на метле и в остроконечной шляпе — это тот образ, который сразу же ассоциируется у людей с ведьмами. Он стал популярным нарядом на тематические праздники как у взрослых девушек, так и у девочек. Royal Cheese выясняет, откуда взялся этот гендерный стереотип.

Библейские ведьмы 

Возможно, частично ответ на этот вопрос исходит из средневекового отношения к магии и поведению, которое не соответствует общепринятым рамкам и приписывается мужчинам и женщинам, ставшим преступниками колдовства.

На самом деле, не совсем ясно, когда именно ведьмы появились на исторической сцене, но одно из самых ранних упоминаний можно найти в Библии. Аэндорская волшебница вызвала дух умершего пророка Самуила, чтобы помочь победить в войне против филистимлян. Она разбудила его, а после предсказала смерть царя от собственной руки. Другие библейские отрывки предостерегают от гаданий или их использования для контакта с мертвыми. 

В 11 веке епископ Бурхард Вормский писал, что люди уверены: некоторые женщины, соблазненные иллюзиями и фантазиями демонов, в ночное время катаются на животных, рассекая небо. По словам епископа, женщины в действительности находились в состоянии сна, а за их действия отвечал дьявол. Он также считал, что никто, кроме самых глупых и недалеких, не стал бы заниматься колдовством.

В середине 1400-х годов распространилась истерия вокруг ведьм в Европе, когда многие обвиняемые начали признаваться, зачастую под пытками, в самых страшных и порочных проступках. В течение всего столетия охота на ведьм была обычным явлением, а большинство из них казнили путем сожжения на костре или же через повешение. Особое внимание уделялось одиноким женщинам, вдовам и тем, кто принадлежал к маргинальным слоям общества.

Читать по теме: «Матриархат, инквизиция и онлайн-гадания: чем современные ведьмы отличаются от средневековых»

Женщины или мужчины?

К концу 15 века взгляды на магию стали меняться. Если раньше дамы, летающие в небе, вызывали только бурю скептицизма, то после он превратился в страх. Волшебный ночной полет начал ассоциироваться с тайными субботними собраниями ведьм, которые включали гнусные действия, например убийство младенцев, участие в оргиях и поклонение сатане. Так, то, что первоначально считалось верой глупых людей, стало восприниматься гораздо серьезнее. Почему же стартовал этот процесс трансформации? Историк Майкл Бейли предложил свою версию: в течение 14-15 веков религиозные деятели, возможно, невольно объединили магию обычную и изученную.

Первый вид не требовал никакого формального обучения, был достаточно широко известен и мог применяться как мужчинами, так и женщинами. Он ассоциировался с любовью, приворотами, исцелением и сексом. А изученная магия пришла в Европу с востока и была представлена в «магических руководствах». Они оказались достаточно распространены среди образованных людей. Профессор религиоведения Ричард Кикхефер описал эту касту как членов духовного преступного мира. 

Интересно то, что рассказы о людях в полете действительно часто встречаются в этих руководствах, но они изображают оба пола. Ключевые различия заключаются в том, что мужчина в небе — образованный, интеллигентный человек, действующий исключительно по зову своих желаний, а не находящийся под влиянием чар, как описывались «недалекие» и «глупые» дамы на метлах. Распространенные представления о ночных женских полетах объединялись с заклинаниями, призывающими демонов. Так, средневековые инквизиторы стали опасаться, что ведьмы станут жертвами разложения духов, которых они не могли контролировать.

Низкий интеллект 

Мужчины также фигурировали в печально известном руководстве по охоте на ведьм 15 века «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum), но книга уже давно признана глубоко женоненавистнической. Авторы уверены, что «недостаток интеллекта» женщин породил их покорность нечистым силам:

«Они более склонны отречься от веры из-за своего недостатка причинять различную месть через колдовство. Поэтому неудивительно, что у этого пола существует так много ведьм».

К концу Средневековья мнение о женщинах как об особенно восприимчивых к колдовству распространилось. А представление о том, что ведьма может путешествовать на метле, только подчеркивает ту домашнюю сферу, к которой они и принадлежали. Угроза, появившаяся перед установленными социальными нормами, была заложена в идее, согласно которой девушки выходят за рамки приемлемого поведения.

Однако эта угроза была также отображена в ряде обвинений, выдвинутых против мужчин-ведьмаков. Например, в 13 веке Папа Григорий в своем письме описал собрание еретиков. Эта картина была очень похожа на более поздние рассказы о шабашах ведьм. В тексте говорилось, что на оргиях мужчины «будут развращать» других мужчин. Так, по его мнению, они становились женоподобными, нарушая законы природы, которые и управляли сексуальностью. Тогда магия во многих отношениях рассматривалась церковью как выражение восстания против общепринятых норм и институтов, включая гендерную идентичность.

Мысль о том, что женщины могли использовать демоническую власть, которую раньше связывали с образованными мужчинами, пугала людей. Никому не разрешалось вступать в контакт с духами, но в то время считалось, что именно мужчины имели достаточно сил, чтобы противостоять темным силам, а девушки этого были лишены. 

Предполагаемый недостаток интеллекта вместе с представлениями о «страстях» женщин означал, что они более склонны к верности дьяволу, которую не могут контролировать. Именно поэтому в глазах церкви дамы оказались больше привержены колдовству, чем мужчины.

Загрузить еще