Просвещение

Боди-арт, кровь и крик души: откуда взялся перформанс

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Где находятся истоки перформанса и в чем его смысл.


В современном искусстве главным материалом стали не кисти, карандаши и холст, а сама жизнь, люди, их взаимоотношения друг с другом — иными словами, «перформанс». Самые неожиданные представления делают не для продажи, а как громкий способ заявить о своей позиции.

Перформанс: истоки


Искусство перформанса корнями уходит в период зарождения авангарда: футуризма, дадаизма и сюрреализма. До того как итальянские футуристы начали выставлять свои картины, они устраивали серию вечерних представлений, во время которых читали манифесты собственного сочинения. Точно так же возникло движение дада — в результате серии мероприятий в кабаре «Вольтер» в Цюрихе. Участники этих движений часто собирались в театрах и на похожих площадках, чтобы поднять те вопросы и проблемы, которые были актуальны в сфере изобразительности. Например, излишне юмористические перформансы служили выражением их отвращения к рационализму. Это был поток мыслей, который хлынул из движения кубизма.

Всякий раз, когда художники были недовольны традиционными формами искусства, они обращались к перформансам. Расцвет пришелся на послевоенное время, на закате модернизма и абстрактного экспрессионизма. В конце 1950-х движение начало развиваться в Европе и параллельно в Соединенных Штатах. Все еще страдающие от последствий Второй мировой войны, многие художники были разочарованы природой абстрактного экспрессионизма — преобладающего тогда направления. Они активно искали новые, неизведанные стили, стремились к самобытности и смелости. Например, флуксус —  одно из важных течений исполнительского искусства в Европе, которое привлекло художника Йозефа Бойса. В последующие несколько лет крупные города, такие как Амстердам, Париж, Кёльн и Дюссельдорф, становились площадками для самых грандиозных перформансов. К 1960-м годам все еще свежее течение нашло своих представителей по всему миру. Тогда оно было сосредоточено на теле, и его часто называли боди-артом. Это отразило период как процесс «деморализации арт-объекта» и уход от традиционных медиа. Хотя в то же время интересы перформанс-артистов изменились, но жанр остался постоянным и приветствовался в обычных музеях и галереях, которые когда-то его исключили.

Саморазрушительное искусство 


Другие проявления перформанса стали включать работу коллективов, которые были объединены определенной философией. Например, венские акционисты. Они позиционировали свое движение не просто как форму творчества, а больше как экзистенциальную позицию. Они заимствовали идеи американской живописи, но преобразовывали их в более ритуальный характер, который бросал вызов истории. Художники во время перформансов наносили себе увечья, использовали внутренности животных и даже пили мочу. Эти акции были катарсисом, который служил выходом, избавлением от агрессивных человеческих инстинктов, подавляемых обществом.

Во Франции боди-арт стал практикой, сделавшей язык тела центром художества. В Японии группа Гутай стала первой в послевоенном пространстве, которая отвергла все общепринятые стили. Главная тема театральных постановок — взаимоотношение тела и материи. В Великобритании художник Густав Мецгер впервые применил подход, описанный как «искусство самоуничтожения». В нем объекты жестоко разрушались на глазах публики, что отражало настроение «холодной войны» и ядерной угрозы.

Феминистки и перформанс


Развитие Американского сценического искусства 1960-х и 1970-х годов совпало с подъемом волны феминизма. Женщины обратились к перформансу как к новому конфронтационному средству. С его помощью они выразили чувства разочарования и несправедливости — это позволяло им проявлять и выпускать наружу гнев, быть услышанными. Они часто занимались теми проблемами, которые не были до конца рассмотрены их коллегами-мужчинами, привнося в решения новые перспективы. Например, Ханна Уилке полностью раскритиковала традиционное подавление христианством женщин в Super-t-Art 1974 года, представив себя Христом.

В то время женщины составляли большой процент артистов перформанса. Феминистское искусство расцветало в этой сфере среди художниц, таких как Кароли Шниманн, Вали Экспорт и Ханна Уилке. Они превращали свои тела в инструменты для преодоления разрыва между историческими изображениями женского опыта и вновь обретенной силой реальности. Некоторые из них, например Ана Мендьета и Ребекка Хорн, подвергли сомнению отношение плоти к миру. А Марина Абрамович совершала действительно шокирующие акты насилия над самой собой.

Читать по теме: «Растерзанные тела: прошлое и настоящее русского перформанса»

Основные концепции


Вместо того чтобы искать развлечения, творцы, занимающиеся перформансом, часто ждут, что их спровоцируют и вызовут. Что касается стиля — здесь нет какой-либо конкретики. Движение породило общие и пересекающиеся подходы: боди-арт, ритуалы и выносливость. Так, Ив Кляйн поставил несколько спектаклей, связанных с движением Флуксус. Они обладали ритуальной характеристикой, однако его «Антропометрия» относится к боди-арту. При всем этом мы можем выделить основные положения перформанса:

Action. Действие — самый ранний стиль. Он помогает отличить этот вид искусства от современных форм развлечения и подчеркнуть отношение артистов к своему творчеству. 

Happenings. События — популярный вид представления, возникший в 1960-х и проводившийся во всевозможных нетрадиционных местах. Он стимулировал критическое сознание в зрителе, давал ему возможность оспаривать представление о том, что искусство должно находиться в статике.

Endurance. Выносливость — важная составляющая представления. Актеры участвуют в сценах, которые порой граничат с пытками или жестоким обращением. Цель не заключается в том, чтобы проверить, сколько человек сможет выдержать. Здесь, скорее, изучаются упорство, решимость и терпение.

Ritual. Ритуал становился основой перформансов некоторых артистов, например Марины Абрамович. Он демонстрирует, как элементы стремятся использовать в качестве средства переосмысления.

Modern Performance


С 1960-х искусство перформанса изменилось: где-то к лучшему, а где-то к худшему. Цифровая эра перенесла нас в новый мир тотального общения, где проблема связи искусства и публики, однако, все еще актуальна, поэтому спрос на такой вид выражения не снизился. По всей планете мы можем найти артистов, которые активно ведут творческую деятельность, задаваясь вопросами о проблемах современного общества. Расскажем тебе о тройке перформансистов, известных по всему миру.

Американский художник Вафаа Билал прославился провокационными интерактивными инсталляциями. На одном из выступлений ему на спине вырезали 5000 чернильных точек: идея заключалась в том, чтобы изобразить количество погибших жителей Штатов на войне в Ираке. Точки видны на теле только при свете ультрафиолета.

Джесс Добкин — художница из Торонто. Ее представления откровенны и полны юмора. Она использует свою плоть как посредника и дает себе полную свободу. Так, она ставит под сомнение и разоблачает все «темные стороны» женского тела в современном обществе. 

Мирей Асторе — эмигрантка из Бейрута, художница, поэтесса и искусствовед. Ее самая известная работа называется «Tampa», она посвящена афганским беженца и их попыткам найти укрытие в Австралии в 2001 году. Этот перформанс стал представлением о стойкости и трагедиях, которые пережили люди. 

Загрузить еще