Просвещение

Что думали мыслители Древней Греции о внеземной жизни

Дарья Корюкина Дарья Корюкина
Идеи о существовании других миров и их обитателях начали появляться еще в Древней Греции. Некоторые из них получили развитие и в современном научном мире.

Древнегреческие философы размышляли о космосе и внеземном пространстве, стремясь ответить на ключевые вопросы о нашей Вселенной. Они представляли инопланетян совсем не так, как современные ученые.

Ранние теории древнегреческих философов о Земле и жизни

О возможности существования жизни за пределами Земли мыслители задумывались, как минимум, начиная с IV века до нашей эры. Рассказываем о предположениях древних греков, которые поражают своей точностью.

1. Анаксимандр об устройстве Вселенной


Представим Анаксимандра — это философ, живший в Милете, древнегреческом городе в Карии на западном побережье Малой Азии, который был расположен южнее от устья реки Меандр. Именно он выдвинул одну ключевую идею, определившую будущее развитие философии и науки, которые в тот период были одним целым, и между ними не было никаких различий.

Анаксимандр впервые предположил, что Земля представляет собой тело, плавающее в бесконечной пустоте, причем ничем не поддерживаемое. Это было примитивным способом объяснить структуру Вселенной.

2. Анаксимандр и теория происхождения человека из воды


А еще он рассуждал о зарождении и происхождении жизни и о том, что люди произошли от других животных, обитавших в воде. Его догадки уже в начале XVIII века Чарльз Дарвин уложил в теорию эволюции, отметив, что главные факторы эволюции — это наследственная изменчивость и естественный отбор, а сам человек по своему существу недалеко ушел от представителей животного мира.

А в 1926 гуду Макс Вестензофер (и еще почти полвека спустя, независимо от него, морской биолог Алистер Харди в 1960 году) выдвинул теорию о происхождении человека от «водной обезьяны», чем можно объяснить, почему мы не обладаем тем же шерстяным покровом, что и приматы.

3. Аристарх о Солнце как о центре Солнечной системы


В III веке до нашей эры греческий астроном Аристарх выдвинул теорию о том, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы. Миру понадобилось почти два тысячелетия, чтобы прийти к такому же выводу.

4. Эратосфен и его вычисления


Эратосфен, еще один грек, точно вычислил окружность Земли и ее диаметр. Подобные идеи сильно опередили развитие науки того времени. До сих пор удивительно, что мыслители античности могли столько понимать о мироустройстве, не обладая тем же техническим арсеналом, который есть у нас сегодня.

Внеземная жизнь: идеи эпикурейцев и атомистов

Первые рассуждения о внеземной жизни, ставшие популярными в Древней Греции, связаны с философами-эпикурейцами, а также с атомистами. Свою деятельность они вели примерно в V-III веках до нашей эры.

Так, Демокрит считал, что Вселенная родилась в результате случайного столкновения атомов. Все, что мы видим вокруг себя, является различными комбинациями этих маленьких частиц. То есть все во Вселенной состоит из одного и того же материала. А значит, жизнь, возникшая на Земле, вполне могла появиться и где-то еще.

Эпикур позже усовершенствовал учение об атомах. Задумывался он и о жизни в других мирах. В письме к Геродоту философ привел мысль, которая сегодня кажется знакомой:

«Существует бесконечное количество миров, одни похожи на этот, другие на него не похожи. Ибо атомы, из которых может возникнуть мир, не все были израсходованы на один мир. Следовательно, ничто не будет препятствовать бесконечности миров».

Таким образом, среди множества миров может быть еще один или несколько обитаемых, очень похожих на наш. Или, как мы бы сказали сегодня: в бесконечной Вселенной случается все, что может случиться.

Внеземная жизнь и параллельные Вселенные


Теории древних греков об атомах и жизни сильно отличались от современных концепций. Стоит учесть, что все-таки древние греки не обладали тем же техническим инструментарием, который доступен нам.

Когда они говорили об иных мирах, то не представляли их как планеты, вращающиеся вокруг звезд. Скорее, эти описания больше похожи на параллельные Вселенные.

По мнению философов того периода, эти параллельные миры или Вселенные представляли собой отдельные изолированные системы. В центре каждой из них — своя Земля, вокруг которой вращается свое Солнце и еще пять известных на тот момент планет.

А звезды и иные небесные тела прикреплены на хрустальный купол, который окружает весь такой мир, что делает его похожим на пузырь.

При этом миры отделены друг от друга непроницаемым небесным сводом. И между ними не может быть установлено никакой связи — именно поэтому жители этих систем всегда остаются изолированными.

Кстати, многие древние греки считали, что на Луне тоже есть свое население. Например, писатель Лукиан поместил туда гиппогрифов — крылатых существ, способных переносить человека на своих спинах. Также там якобы можно было встретить полулошадей-полумуравьев. А философ Церкорс разглядел на Луне людские поселения и горы.

Споры о внеземной жизни и множественности миров


Ученик Эпикура, Метродор из Лампаска, сразу отбросил идею о видимом мире как о единственном в своем роде.

В его представлении в бесконечно огромной Вселенной это было странно, как если бы «всего один пшеничный колос вырос на огромной равнине». Предполагаемые другие Земли он понимал как далекие сферы за пределами нашей.

Римляне продолжили учение греков, как они это часто делали, расширив представление о внеземной жизни. Так, поэт-эпикуреец Лукреций писал:

«Ничто во Вселенной не является уникальным и единственным, и поэтому в других областях должны быть другие Земли, населенные другими племенами людей и породами зверей».

Но Платон и Аристотель считали, что существование других миров невозможно.

Так, Аристотель ввел концепцию об уникальности нашей планеты, в которой все элементы и стихии связаны между собой и имеют один центр — Землю. Существование двух и более Вселенных по его мнению было невозможно, поскольку не могло быть одновременно двух таких центров.

Идеи Аристотеля переняли мусульманские мыслители и европейские богословы средних веков. Вплоть до XIII века о множественных мирах и внеземной жизни почти никто не упоминал.

Любопытно, что в итоге именно труды Аристотеля возродили интерес к теме внеземной жизни. В какой-то момент священнослужители заметили, что идея об уникальности нашего мира противоречит представлению о всемогущем Боге: если он может все, то может создать и множество миров. Поэтому «аристотелевский постулат» официально отменили.

Встреча с внеземной жизнью: «пришельцы» в Древней Греции


Некоторые исследователи древнегреческих трудов искренне верят, что древние греки не просто размышляли о пришельцах, но действительно столкнулись с ними.

Именно от них они якобы почерпнули знания о мире и идеи, которые кажутся слишком прогрессивными для античных времен. Эта теория известна как теория палеоконтакта.

На чем основана теория палеоконтакта

Чем последователи теории палеоконтакта подтверждают ее правдивость? Приведем несколько примеров.

1. Антикитерский механизм


Например, знаменитый Антикитерский механизм датируется II веком до нашей эры. Это сложное устройство с десятками деталей позволяет следить за движением Солнца и Луны, а также определять важные даты.

Приверженцы палеоконтакта верят, что такой механизм не мог быть создан человеком. Он является творением высшего разума. То есть инопланетян. Действительно, это устройство настолько сложное, что иногда его называют первым в мире компьютером.

2. Оживающие статуи

Также поэт Пиндар в V веке до нашей эры писал о статуях, которые оживали, как движущиеся и дышащие существа. Современному человеку такое описание очень напоминает роботов.

Что на самом деле вдохновило Пиндара написать о них? Возможно, фантазия, а возможно, это пример более развитых технологий, откуда-то взявшихся в тот период.

3. Легенда о «звездном ребенке»


Любопытна и история Астрайоса. Согласно легенде, его нашли под деревом. Брошенный младенец лежал и не мигая смотрел на солнце. Мнесарх, отчим Пифагора, назвал таинственного малыша Астрайос, что буквально означает «звездный ребенок» на греческом языке. Затем он отдал его Пифагору, и мальчик стал его слугой и учеником.

Некоторые верят, что ребенка-вундеркинда на самом деле послали на Землю инопланетяне, чтобы научить гениального греческого математика его теориям, которые применяются и сегодня.

Внеземная жизнь: были ли греческие боги инопланетянами


Швейцарский автор Эрих фон Дэникен развил идею палеоконтакта еще дальше. Он предполагает, что греческие боги на самом деле были внеземными существами, прибывшими на Землю тысячи лет назад. В книге «Одиссея богов: инопланетная история Древней Греции» и других своих работах он подробно описывает свои доводы.

Используя спорные археологические данные и сочинения древних авторов, в том числе Аристотеля, фон Дэникен пытается доказать, что инопланетные боги Олимпа смешивались с людьми и проводили генетические эксперименты. Именно так, по его мнению, появились мифические существа: минотавры, кентавры, гарпии.

Писатель предполагает, что греческая мифология на самом деле является реальной историей. Конечно, это больше похоже на разыгравшуюся и воспаленную фантазию автора, и все же он утверждает, что на месте Дельфийского Оракула была заправочная станция для космических кораблей. И что погоня Ясона за золотым руном являлась поиском важной детали для одного из них.

Есть у автора и еще более дерзкая теория, которая гласит, что древние города Троя и Атлантида были одним и тем же поселением. Оно было разрушено в результате войны между пришельцами или их потомками.

Книги Дэникена, хоть и являются увлекательным чтивом, признаны антинаучными. Значит, древнегреческие философы дошли до идей о внеземной жизни своим умом. Этими блестящими теориями они заложили основы для формирования современных представлений о внеземной жизни и устройстве Вселенной.

На самом деле последователей у этих теорий даже сегодня все еще остается довольно много. Да и к тому же, что необъяснимо с точки зрения науки сегодня, может быть объяснено с появлением новых высокотехнологичных устройств другого поколения. Но это уже другая история.

Читай также:

Загрузить еще