Просвещение

Человек-акула и космические погони: о чем писали советские фантасты

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Почему изобретатель Циолковский стал иконой научной фантастики и как Беляев обогнал Стэна Ли в создании людей-мутантов.

Советская литература до сих пор популярна в странах СНГ: Шолохов, Булгаков и другие авторы читаются и сегодня. Однако с появлением Роулинг и Толкиена быстро ушли в тень отечественные фантасты, которые в СССР были любимы всеми. Вспоминаем их заслуги и ищем ответ на вопрос: признание в народе — это следствие таланта или отсутствие альтернатив?

Математически продуманный роман ученого


Первые шаги в мир фантастики среди советских писателей проложил Константин Циолковский в 1918 году. Научному миру этот бородатый мужчина известен как изобретатель и автор сумасшедших теорий о космическом лифте. Эти и другие его рассуждения о космосе подтолкнули ученых к важным открытиям. Однако гики больше знают Константина Эдуардовича по повести «Вне Земли». Удивительно, но еще задолго до полета Гагарина Циолковский в деталях описывал свои представления о вселенной. Причем так, будто только что свалился с Луны. В произведении писатель рассказывает об условиях жизни на корабле и высокой миссии астронавтов: облететь Солнечную систему. «Вне Земли» — художественное описание тех процессов, до которых самостоятельно дошел изобретатель. Повесть продумана до мелочей, и все физические процессы, которые происходят с героями, — это настоящие расчеты Циолковского как ученого.

Произведение некорректно на сегодняшний день назвать фантастикой, ведь большинство суждений Константина Эдуардовича реалистичны. Значит, для своего времени автор был кем-то вроде Ванги в мире космонавтики. Гагарин, вернувшись из своего путешествия, говорил:

«Факторы космического полета, с которыми я столкнулся, не отличались от описанных им в повести «Вне Земли».

Герои Циолковского говорят математическим языком, однако автор постарался максимально упростить его. Видно, что это труд человека, который болен своим увлечением и заразил им остальных.

Знаменитый родственник Артемия Лебедева

Культивировал научную фантастику в СССР Алексей Толстой. Его «Аэлита» не простаивала в букинистических магазинах и библиотеках Советов. Писал произведение автор еще в эмиграции, однако, вернувшись, быстро стал «красным» до мозга костей, подружился со Сталиным и жил спокойно, несмотря на свое буржуазное прошлое. Кстати, его дворянский род до сих пор сохранился. Потомок Алексея Николаевича — известный веб-дизайнер Артемий Лебедев.

«Аэлита» Толстого — бестселлер научной фантастики СССР и один из лучших романов того времени об освоении других планет. Ридли Скотта еще в планах не было, когда персонажи «Аэлиты» столкнулись с внеземной цивилизацией. В романе есть все: коммунист, устроивший на Марсе революцию (видимо, буквально воспринял название «Красная планета»), чувства между инопланетной принцессой и человеком и головокружительная концовка. В итоге у Алексея Николаевича получилась настоящая фантастика, кардинально отличающаяся от идей Циолковского.

Вообще, Толстой любил писать идейные произведения — это помогало оставаться ему среди любимчиков власти. Чего только стоит его «Гиперболоид инженера Гарина». Роман плавно перетекает из фантастики об авантюристе-изобретателе в утопию о победе коммунизма над загнивающим капитализмом.

Дань Циолковскому


Как ты уже понял, в СССР любили тему космоса, наверное, предчувствуя скорые свершения. Александр Беляев не оставался от тренда в стороне и написал произведение о космических погонях «Звезда КЭЦ». А теперь время пасхалок: отгадай, к чему отсылает название? Выше уже сказано, что Циолковский в свое время протоптал дорожку в мир научной фантастики. За его достижения в науке Беляев в повести именовал светило инициалами прославленного ученого.

В произведении рассказывается о цепочке событий, которая наталкивает героев на мысли о космической погоне за человеком, который владеет тайными знаниями. Беляев рассказывает о жизни на КЭЦ — искусственном спутнике Земли, — живых организмах на Луне, свершениях Циолковского в области изобретений. Эта тема волновала советских граждан, людям было интересно узнать о том, что их ждет в ближайшем будущем. Неудивительно, что самый востребованный сюжет в фантастической литературе того времени — космос.

Однако Беляев известен прежде всего как автор «Человека-амфибии». Роман, написанный в 1927 году, повествует о существе, которое способно жить на суше и в воде. Стэн Ли в это время даже не задумывался о создании своей комикс-вселенной Марвел. Отечественный ихтиандр был юношей, но из-за болезни ему пересадили жабры акулы. Такое существо вполне могло бы жить в академии Профессора Х, но у советского писателя вышло все куда романтичнее. Монстр влюбляется в прекрасную аргентинскую девушку. Обворожительная извращенка тоже симпатизирует амфибии, ведь он спас ее. Однако все в этих южно-американских регионах трудно со здоровыми отношениями. Любви девушки мешают люди, что затрудняет возможность отношений с ихтиандром.

Главные фантасты СССР

Во главе авангарда советской фантастики шли, конечно же, братья Стругацкие. Аркадий и Борис написали десятки произведений, которые взахлеб читали советские подростки. Даже люди старшего поколения любили творчество знаменитого дуэта. Их путь начался с рассказа «Извне», который дебютировал весьма успешно. После фантасты заполонили все книжные и переросли в главных представителей жанра в Советском Союзе. Их «Пикник на обочине» стал культовым произведением, которое несколько раз экранизировали. Термины «сталкер», «хабар» и прочие, которые ты непременно знаешь, если играл в «S.T.A.L.K.E.R.», позаимствованы у Стругацких. Их популярность не спадает до сих пор, а фильм Тарковского, в котором они они поучаствовали как сценаристы, считается классикой отечественного кинематографа.

«Пикник на обочине» — лучшее произведение дуэта. Повествует о жизни в Зоне, которая непригодна для обитания, однако становится источником заработка. Главный герой Рэдрик Шухарт вынужден стать сборщиком артефактов, которые высоко ценятся. В это же время перед обществом стоит вопрос, насколько безопасно иметь дело с подобными находками и как человек должен относиться к неизведанному и опасному.

Феномен братьев состоит в том, что в своих произведениях они не только делали упор на фантастическую составляющую, но и виртуозно прописывали идеологию героев, их характеры и внутренний мир. Таким образом, под воздействием внешних факторов читатель видит, как развивается душевная борьба человека. Ко всему прочему сюжетные линии Стругацких выглядят богаче по сравнению с другими авторами. Взять хотя бы «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров». Фабула этих произведений нелинейная. Количество персонажей и событий выстраивает проработанный воображаемый мир. Формула успеха заключается не в выбранном жанре, а в богатой вселенной их книг.

Талант или отсутствие альтернатив?

Сегодня отечественная фантастика непопулярна. Только ярые фанаты жанра знают таких динозавров, как Ян Вагнер и Алексей Пехов. В большинстве своем читатели обращаются к Роулинг, Мартину и Толкиену. Из классиков знакомы только Стругацкие. Однако чаще упоминается имя Говарда Лавкрафта, которого в советское время не разрешали печатать. В СССР считали, что дьявольские персонажи американца не соответствуют идеологии Союза. Трудно сказать кто оказал наибольшее влияние на массы: зарубежные фантасты или отечественные. Что, впрочем, неважно — пусть фанаты сами решают, кто сильнее: Ихтиандр или Ктулху.

Загрузить еще