Просвещение

Эффект полного погружения: как работает иммерсивный театр

Дарья Корюкина Дарья Корюкина
Квесты и спектакли с эффектом погружения стирают границы между зрителями и актерами. Новый вид искусства вовлекает человека в свой мир и вызывает бурю эмоций.

Иммерсивный театр — это бунтарь в своем виде искусства. Он подрывает все устои и традиции классических представлений.

В отличие от многих других попыток обновить консервативные жанры, эта стала не просто удачной, а фактически превратилась в мейнстрим.

Разрушение «четвертой стены»


Понятие «четвертой стены» сформировалось в театральной среде. На сцене есть всего 3 стены, а четвертая, невидимая, как будто отделяет сцену и актеров от зрительного зала. Но участники представления могут ломать ее, обращаясь к публике и взаимодействуя с ней.

Такой прием пришел из античного театра, позже его подхватил Шекспир, а окончательно термин вошел в употребление уже в XIX веке. Также он перекочевал в другие виды искусства, например, в кино, комиксы и компьютерные игры.

В театральной же среде «слом» четвертой стены в последние 20 лет развился в иммерсивность. В переводе с английского immerse означает «вовлечение», «погружение». Такие шоу также называют театром-променадом, потому что посетители могут свободно передвигаться во время представления.

То есть четвертая стена не просто ломается или истончается, а напрочь отсутствует. Границы между сценой и зрительным залом стираются. Именно благодаря участию наблюдателей, их действиям такие представления вообще могут существовать. Также часто аудитории бросается вызов, людей заставляют сделать выбор или принять решение.

Корни этого жанра лежат в инсталляции, а также физическом и авангардном театре, популярном в начале XX века.

Чем отличается иммерсивный театр от других направлений

Сам термин «иммерсивный театр» до сих пор остается отчасти спорным из-за разных подходов к нему. Поэтому для удобства выделяют несколько признаков таких спектаклей.

1. Активное участие в творческом процессе


Окружающее пространство сильно отличаются от традиционного театра, где зрители пассивно наблюдают за артистами.

Но это не значит, что представление жестко привязано к месту его показа. Некоторые подобные шоу проходят в обычных залах. Правда, их, как правило, приходится подготавливать, а иногда даже перестраивать.

2. Задействованы все 5 органов чувств

Стимулируются все пять органов чувств: зрение и слух (как и в случае с обычными театральными постановками), а также осязание, вкус и иногда даже обоняние.

3. Это и музей, и инсталляция

Это одновременно и художественная инсталляция, и практический музей. Реквизит часто выступает в роли неких артефактов, которые помогают зрителям исследовать мир спектакля.

Кроме того, благодаря декорациям создается эффект присутствия.

4. Индивидуальный подход


Зрители получают свой уникальный личный опыт вместо того, чтобы быть частью огромной толпы.

5. Упор на социальное взаимодействие

Группам участников могут даваться специальные задания. Либо создается свободная атмосфера вечеринки, располагающая к общению и знакомствам.

6. Необычный сторителлинг

Иммерсивные представления часто берут какой-то известный сюжет и преподносят его по-новому. При этом разрозненный формат рассказа предполагает, что зрители должны самостоятельно собрать его кусочки в единый пазл. Поэтому часто такие истории становятся своеобразным детективом.

История иммерсивных представлений


Первые попытки поместить зрителей внутрь спектакля относятся к 1969 году. Тогда итальянец Лука Ронкони поставил спектакль «Неистовый Роланд» в церкви. Несколько специальных сцен было установлено в углах помещения. Переходя от одной площадке к другой, участники сами выбирали дальнейшее развитие сюжета.

Однако настоящим изобретателем жанра считается британское театральное объединение Punchdrunk. В 2003 году они представили революционный по тем меркам спектакль «Больше не спать» (Sleep no more).

В этом представлении сюжет шекспировского «Макбета» перенесен в 1930-е годы, а также добавлена нуарная стилистика из фильмов Альфреда Хичкока. Само шоу проходило в «заброшенном отеле»: около 90 разных номеров организовали в старом складском 4-этажном здании. Каждое из них можно было исследовать, находить тайники и отмечать интересные детали.

Спектакль с успехом прошел в Лондоне, а после переехал в Нью-Йорк, где до сих пор пользуется большой популярностью. Punchdrunk получило за него несколько престижных наград, а жанр иммерсивного театра привлек внимание зрителей и критиков.

Другая известная компания, которая ставит похожие представления — американская Third Rail. Правда, в их шоу больше внимания уделяется танцам, а зрители перемещаются по декорациям не хаотично, а линейно. Такова их известная работа «И она упала» по мотивам «Алисы в стране чудес», премьера которой состоялась в 2012 году.

Почему иммерсивный театр так популярен


Сами особенности жанра делают иммерсивное искусство привлекательным для публики. Оно использует приемы, недоступные большинству других форматов. Именно поэтому такие представления можно считать логичным шагом вперед для театра.

Вот что по этому поводу написал обозреватель New Yorker Майкл Шульман:

«Возможно, наше желание быть чем-то большим, чем просто зрителями, — быть с головой затянутыми в альтернативные миры — вызвало недавний бум иммерсивного театра, который меняет четвертую стену на извилистые коридоры и танцплощадки в надежде подарить зрителям не шоу, а опыт».

Действительно, осязаемое трехмерное приключение во многом выигрывает у двумерных фильмов и сериалов. Оно может дать зрителю гораздо больше ощущений. Это что-то вроде виртуальной реальности, только в данном случае она живая.

Кроме того, такие спектакли играют на любопытстве, присущем каждому человеку. В обычных шоу нельзя заглянуть за кулисы, приблизиться к актерам, потрогать декорации. Но все это не только допускается, но и приветствуется на иммерсивных представлениях.

И даже больше: зритель становится не ключевым, но все же участником происходящего. Эта механика больше всего напоминает квест видеоигры. Возможно, поэтому новый формат пришелся по душе молодежи, в то время как пожилые люди часто уходят домой с таких мероприятий разочарованными.

Иммерсивные представления в России

О вовлечении публики в спектакль в России задумывались еще в прошлом веке. Например, театральный режиссер Всеволод Мейерхольд подсаживал актеров в зрительный зал и переносил место представления в фойе. Однако это были, скорее, единичные попытки.

Современная мода на иммерсивные представления закрепилась в России в 2010-х годах. Одной их первых постановок этого формата стал «Черный русский», сюжет которого частично основан на романе Пушкина о Дубровском.

Отметим также следующие проекты, повлиявшие на становление иммерсивного театра в России.

«Москва 2048»

Это самый большой иммерсивный театр в России. Он был создан в 2016 году в здании бывшего завода «Кристалл». На площади в 1 500 квадратных метров показывают две самостоятельные постановки с элементами квеста.

Каждая из них происходит в одной вымышленной Вселенной — постапокалиптической Москве будущего, где людям приходится выживать после атомной войны.

«Вернувшиеся»

Спектакль поставлен по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Он проводится в петербургском особняке XIX века на Дворцовой набережной. В здании расположено более 240 импровизированных сцен, которые функционируют одновременно.

Всего они занимают около 50 комнат, некоторые из них — тайные. Участники сами выбирают, каким маршрутом передвигаться, продолжительность представления ограничена 2,5 часами.

«Пиковая дама»

Это попытка внести иммерсивность в оперное представление. Оно проходит в историческом особняке, где легко проникнуться атмосферой XIX века. Зрители могут рассмотреть все детали повести Пушкина и становятся соучастниками шоу.

Все артисты, оркестр и балетные танцоры играют и поют прямо между гостей. Критики отмечают отличное техническое исполнение спектакля.

Недостатки иммерсивного театра

Взаимодействие с пространством не всегда происходит так, как это задумывали организаторы иммерсивного спектакля.

Так, известны случаи, когда зрители заходили в закрытые помещения театров, которые не были частью представления. Табличка «Не входить» воспринималась как часть антуража. Любопытство брало верх, и люди уходили по незапланированному маршруту. В таких случаях создатели даже не могут гарантировать безопасность участников.

Иммерсивный театр — молодой жанр. До сих пор многие зрители не знают, как именно нужно себя вести во время представления. Часто получается так, что большие группы людей следуют за главными персонажами шоу. Вокруг них образуется толпа, которая мешает другим участникам исследовать территорию.

Поэтому организаторы перед началом спектакля заранее предупреждают публику о правилах поведения. Они советуют обращать внимание на второстепенных актеров и декорации, а также исследовать детали антуража.

Иногда для каждого посетителя прописывается свой уникальный маршрут, что позволяет получить индивидуальный опыт. Кроме того, некоторые спектакли ограничивают количество участников группой в 10-15 человек.

Читай также:

Загрузить еще