Гедонизм

Артисты-амфибии и спектакли на реальных событиях: 5 самых необычных театров России

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Места, которые заставят тебя пересмотреть взгляды на театральную культуру.

Театру предрекали смерть едва ли не чаще, чем живописи и бумажным книгам. Тем не менее все они живы и здравствуют. Театр даже заново изобрели миллениалы: в России есть необычные площадки, где тебя удивят. Сегодня мы не только расскажем о них, но и попытаемся понять их философию.

«‎Прозрачный мир»: плавание + балет


«Прозрачный мир» появился в Москве в 2004 году, чтобы добавить в этот город сюрреализма. Артисты и декорации находятся под водой — кажется, что ты наблюдаешь за огромным аквариумом, в котором воплощаются в жизнь твои самые магические сны. Это первый в мире театр такого формата, идея создания принадлежит режиссеру Александру Куранову. Он объединил в один жанр элементы экстремального плавания и классического балета. Затея настолько заинтересовала общественность, что первую постановку транслировали около 300 телеканалов из разных уголков мира. Обычно спектакли проходят в спорткомплексе Олимпийский, но труппа дает гастроли и за пределами столицы. Так, в 2005 году на французском Всемирном фестивале подводного изображения «Прозрачный мир» получил приз за художественное воплощение темы.

Сегодня в состав входят около 30 артистов, а отбор кандидатов жесткий: пластичность, грациозность и умение находиться долго под водой — ключевые навыки для попадания на сцену. Вернее, в бассейн. Требования выдвигаются не только к команде, но и к условиям: глубина, в которой происходит действие, должна быть не менее 6 метров, а температура воды как минимум 29 градусов. Представь, насколько затратно проводить репетиции, учитывая освещение и декорации. Но результат того стоит: спектакли пронизаны магией и вполне могут потягаться по зрелищности с подводными сценами фильмов «Пена дней» и «Форма воды». При этом темами моря Куранов не ограничивается: зачастую его постановки отсылают к небу и полетам. «Прозрачный мир» поразит тебя разнообразием, магией, эстетической красотой и артистами, которых нельзя назвать никак иначе, кроме как амфибиями.

Адрес: отсутствует постоянная сцена.

Детский театр теней: воплощение твоих снов


Тим Бёртон застыл бы в немом восторге при посещении московского Детского театра теней. Как и в случае с предыдущим участником топа, здесь ты насытишься атмосферой волшебства. Это не мини-концерты с фонариком, которые тебе устраивали родственники в детстве, складывая собачку из пальцев. Участники труппы — настоящие кудесники, владеющие руками не хуже хирургов. Филигранная точность в движениях, пластика и чувство ритма — основные требования к артистам. При этом они остаются безликими, находясь все представление за ширмой. Очевидно, что эти люди живут своим делом.

Детский театр теней основали в июне 1944 года художник Екатерина Зонненштраль и режиссер Софья Свободина. До конца 50-х годов они использовали только проекционную куклу, дающую на экране черный силуэт, но позже решили воспользоваться китайской технологией. Ее суть в освещении экрана сверху и своеобразной конструкции марионетки. С помощью этого не только получают цветное изображение, но и используют всю плоскость экрана при постановке мизансцен. Проекционный теневой театр не позволял использовать поверхность полностью и играть с освещением.

Главное оружие артистов — куклы: их делают вручную, подстраивая конструкцию так, чтобы при постановке движения казались естественными. Сборкой занимаются художники-конструкторы и мастера по работе с деревом и металлом. Нигде в России ты не увидишь более профессиональных представлений.

Адрес: Москва, Измайловский бульвар, 60/10.

«‎Театр Простодушных»: как помочь людям?


«Театр Простодушных» растопит сердце, даже если вместо него у тебя сухарь. Это социокультурный феномен, задействующий людей с синдромом Дауна. Деятельность организаторов показывает, что склонность к творчеству не зависит от состояния умственного здоровья. Труппа, созданная в 2000 году, стремится быть в авангарде театрального процесса и делает упор не на финансовый аспект, а на искусство. Участники живут своим делом, ведь это единственное, в чем они могут себя реализовать. И проблема не в способностях, а в отношении общества к людям с особенностями развития. Награды на конкурсе «Протеатра», европейском фестивале «Орфей» в Версале, фестивале «Доверие» подтверждают это.

«Простодушные» соединяют элементы народного театра, символизма, индивидуального творчества. Эти составляющие сливаются в полупрофессиональных формах, ведь в строго профессиональной сфере потенциал этих исполнителей не реализуется. Артистов относят к направлению Арт Брют — творческий акт в чистом проявлении, свободный от всех установившихся норм. Близкие по смыслу явления: интуитивное творчество, творчество аутсайдеров.

Организаторы не только стараются дать артистам возможность творить, но и пытаются интегрировать их в общество. Где еще, если не на сцене, люди с синдромом Дауна получат возможность быть услышанными, показать свои таланты?

Адрес: отсутствует постоянная сцена.

«‎Театр.doc»: основано на реальных событиях


«Театр.doc» понравится тебе, если ты не прячешься от современных реалий, — сюжеты спектаклей зачастую основаны на реальных событиях. С 2002 года молодые драматурги Михаил Угаров, Елена Гремина и Александр Родионов в документальных пьесах обличают жесткие, романтичные, печальные и радостные стороны нашего быта. В основе историй лежат письма, дневники и рассказы людей. Со сцены говорят о любви, сексе, офисах, политике, убийствах, гастарбайтерах, медицине — в общем, обо всем, что тебя окружает. Диалоги героев часто сопровождает грубый русский мат. Удивишься ли ты факту давления со стороны государства? В октябре 2014 году департамент имущества Москвы расторг в одностороннем порядке договор об аренде помещения, где проводились спектакли. И это несмотря на соблюдение всех норм безопасности и своевременную плату по счетам. Но это самое малое, что сделали власти.

31 декабря 2014 года московская полиция прервала показ в «Театре.doc» украинского фильма о киевском майдане, который транслировали в поддержку украинского кинорежиссера Олега Сенцова. Силовики переписали данные зрителей, демонтировали и изъяли аппаратуру. Елена Гремина и Михаил Угаров назвали произошедшее погромом. Но временные трудности не спугнули энтузиастов, и театр по-прежнему устраивает спектакли и даже приглашается на гастроли в Европу.

Адрес: отсутствует постоянная сцена.

«‎Человек» абсурда и гротеска


«Человек» — настоящий центр абсурда: здесь ставят Ионеско, Хармса, Мрожека. Спектакли рассчитаны на небольшое число зрителей, потому что фанатов у этих авторов немного, да и жанр просто выносит мозг. Но если ты любишь безумие, то тебе здесь понравится. Эстетическое пристрастие театра выражено в трагическом гротеске, позволяющем добиваться смысловой и эмоциональной заостренности. Постановки театра, прошедшего в свое время через серию запретов и тяготы полулегального существования, неоднократно отмечены дипломами международных и отечественных фестивалей и широко освещены в прессе.

«Человек» появился в 1974 году. Художественный руководитель Людмила Рошкован держит за собой пост президента театра со дня основания. Благодаря ее усилиям в его стенах свой талант выразили музыкант Сергей Летов (брат Егора) и актер Владимир Гаркалин (звезда «Ширли-мырли»). К сожалению, как и большинство других сцен, «Человек» находится в Москве, но периодически дает гастроли.

Адрес: Москва, Скатертный пер., 23 А

А как давно ты покупал билеты на спектакль? Расскажи нам о необычных театрах своего города.

Загрузить еще