Просвещение

Энвайронмент и экоарт: тонкая грань между природой и искусством

Дарья Корюкина Дарья Корюкина
Энвайронмент стирает границы между природой и искусством, а экоарт напоминает о важности защиты природы — читай в статье о нетривиальных арт-направлениях.

Природа всегда вдохновляла художников, скульпторов и архитекторов. С одной стороны, она находит отражение в пейзажах, фотографиях и инсталляциях.

С другой — развиваются и успешно существуют целые течения в искусстве, которые гармонично встраиваются в окружающую среду или говорят с нами о проблемах экологии. Таким образом, грань между творчеством и его изначальным источником истончается, и это приводит к необычным результатам.

Что такое энвайронмент


Энвайронмент (от англ. environmental art) — это искусство, которое легко встраивается в окружающую среду или, как его называют «средовое искусство». Подобные произведения создаются под вдохновением от естественного окружения дикой природы и существуют в гармонии с ней. Энвайронментальная эстетика получила свое распространение во второй половине XX века. Условно ее делят на два подвида: реальную и виртуальную. В концепции энвайронмента важно слияние окружающей среды и произведения искусства. При этом сама окружающая среда, т.е. сама природа наделяется особной эстетической ценностью.

Зачастую скульпторы через подобные объекты «средового искусства» поднимают экологические проблемы, а также другие социально важные вопросы. Тем не менее, искусствоведы советуют воспринимать произведения искусства в этом стиле в более широком смысле — замечать связь между художником, его творением и природой, а также глубокий философкий смысл, заложенный в этом. Каждый автор, заинтересованный в развитии энвайронментальной эстетики, говорит с наблюдателем о единстве урбанистического и естественного, природного.

Для энвайронмента важны используемые материалы, в качестве которых выступают, как правило, естественные природные ресурсы: дерево, земля, камни, уголь, графит. В этом смысле направление тесно пересекается с ленд-артом — направлением, в котором художники полностью встраивают творчество в окружающую среду, стирая разницу между ними.

Искусствоведы отмечают, что зачастую между энвайронментом и ленд-артом довольно сложно провести границу, и многие ленд-арт объекты также являются и произведениями энвайронмента, который принято расценивать как более широкое движение.

Энвайронмент в более широком смысле, с точки зрения идейной наполненности, оказался довольно близок к хеппенингу, поскольку слияние с окружением также выражается и в вовлечении публики к участию. Например, когда зрители не только наблюдают за концертом, но и участвуют в нем. Именно эта особенность противопоставляет традиционные практики и энвайронмент. Ведь обычно считается, что искусство стоит в стороне от жизни, сильно отличается от нее, но в данном случае объекты искусства и природа взаимодействуют между собой или даже приравниваются друг к другу.

Кроме того, здесь можно говорить о смешении искусства, политики и экологии. Многие акции и проекты, связанные с эстетикой энвайронмента, помимо творческой составляющей содержат мощное социальное или философское послание.

Природа — вечный источник вдохновения

Человек начал отражать природу в своем творчестве со времен палеолита. Тогда не было пейзажей, однако первобытные художники изображали другую важную информацию: животных, деревья, собственные фигуры. Таким образом, окружающая среда и ее объекты надолго стали главной темой для творчества.

Уже ближе к современности сформировалась практика пленэров. Художники выходили с мольбертом на свежий воздух и часами наносили на холсты слои краски, чтобы передать все детали увиденного — так они отражали свою связь с внешним миром. Их пристальные наблюдения выливались в правдивое, тонкое и чувственное отражение природы.

В современном искусстве формат пейзажа также остается важным. Правда сегодня он используется все чаще как материал для переосмысления и иронии. Например, английская художница Диана Бурко пишет один и тот же вид несколько раз, чтобы показать, как он менялся со временем. Так она привлекает внимание к экологическим проблемам и к необходимости переосмысления нашего отношения к дикой природе. А Алексис Рокман в своих ярких работах отражает пессимистичный взгляд на то, как страдает наша планета из-за загрязнения.

Становление самостоятельного течения

Как отдельное авангардное течение энвайронмент начал формироваться в 1970-х годах. Первое время он больше всего ассоциировался со скульптурными формами. Многие художники заметили, что памятники и похожие архитектурные объекты устарели. Самый главный недостаток был в том, что они не сочетались с окружающей их средой.

В 1968 году в Нью-Йорке прошла выставка нового формата под названием «Земляные работы». Несколько дизайнеров объединились, чтобы создать странные ландшафтные объекты. Большинство из них были представлены только в виде фотографий. Они были слишком масштабными, чтобы уместить их в галерее. Кроме того, такая подача бросала вызов традиционному представлению об экспозициях того времени.

В 1970 году была создана знаменитая «Спиральная дамба» Роберта Смитсона. Это огромное сооружение из камней на берегу Большого соленого озера в США, которое видно издалека. Со временем ее базальтовая основа сильно разрушилась, что вызвало споры о необходимости реконструкции. Сам художник, к слову, против ремонта: он считает, что такой распад добавляет изюминку и еще больше сближает конструкцию с окружающей средой. Так, абстрактные формы Кафки и Кастанеды приобретают реальные формы, ведь каждый, посмотрев на такой объект, может ощутить бесконечность движения по спирали жизни.

Подобный масштаб отражен в работе Агнес Денес 1982 года под названием «Пшеничное поле — Противостояние». Художница высадила пшеничное поле в центре Нью-Йорка на месте свалки, обозначив тем самым общечеловеческие приоритеты и ценности.

Одной их первых энвайронмент-акций стал проект «7 000 дубов». В 1982 году художник Йозеф Бойс предложил посадить именно такое количество деревьев по всей Европе: от Германии до России. В работах участвовали местные жители, а у каждого саженца устанавливалась специальная каменная плита.

Экоарт и природный активизм

Отделить природу от деятельности общества не всегда возможно. Темы экологии прочно вошли в политику, экономику, социологию. Искусство не осталось в стороне от этой тенденции. Так, некоторые художники не просто вписывают объекты в окружающую среду или городской ландшафт, а напрямую говорят о проблемах загрязнения.

Таким образом, экоарт — более узкое направление, чем энвайронмент. Официальное его отделение от «собрата» датируется 1972 годом. Тогда Георгий Кепес в своей книге «Искусство окружающей среды» определил, что экоарт нацелен на сбережение, защиту и восстановление ресурсов планеты, привлечение внимания к проблемам экологии. Здесь вопрос неотделимости искусства от окружения уходит на второй план. При этом художники составляют лишь часть тех активистов, которые работают над сохранением природы.

Часто экоарт-произведения создаются в протестном жанре. Такие объекты не просто демонстрируют проблемы, но и направлены на то, чтобы сформировать критическое отношение у публики по отношению к проблеме загрязнения окружающей среды, а значит, способствуют изменению поведения людей и политики государства в отношении проблем экологии.

Такие проекты действительно становятся чем-то большим, чем привычное искусство. Например, передвижная инсталляция из тысячи ледяных человечков от Неле Азеведо заставляет задуматься о глобальном потеплении. А фотопроекты Бенджамина Фон Вонга с использованием мусора и старых деталей электроники — о переработке отходов. Одна из самых известных его работ — «Русалки ненавидят пластик».

Городской энвайронмент

«Средовое искусство» или энвайронмент органично вписывается в инфраструктуру крупного города. Архитекторы и скульпторы используют пространство населенных пунктов как площадку для своих работ. Так они не только получают бесплатную публику, но и говорят с ней о важных проблемах.

В конце 1960-х и в 1970-х годах были созданы знаковые произведения, встроенные в общественную среду.

1. Парк «Милл Крик Каньон» (Кент, США)

Это полноценный парк площадью 2,5 акра, плотина для ливневых вод и одновременно объект искусства. Он был возведен по проекту Герберта Байера в 1982 году и функционирует до сих пор. Помимо эстетических, он выполняет и утилитарные функции. Например, служит как хранилище воды на случай засухи.

2. «Памятник исчезнувшего сокола» (Нью-Йорк, США)

Алан Сонфист стал известен благодаря проекту «Пейзаж времени» — его идея заключалась в том, чтобы на небольшом участке городской земли высадить деревья, кустарники и цветы, которые росли на этой территории до того, как она была заселена. С 1965 по 1978 год здесь появилось три стадии леса: от взрослых буков до фиалок и молодой травы. Это своеобразный памятник природе, похожий по замыслу на военные мемориалы.

Еще один известный его проект 2005 года — «Памятник исчезнувшего сокола». Художник высадил по всей поверхности силуета редкие виды растений, которые в скором времени могут полностью исчезнуть с лица земли. Тем самым Алан решил привлечь внимание широкой публики к проблеме исчезновения не только редких видов животных, но и растений.

3. «Пшеничное поле — Противостояние» (Нью-Йорк, США)

В 1982 году Агнес Денес засеяла пшеницей целый участок в 2 акра недалеко от Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке. На этом месте располагалась свалка после строительства небоскребов. При этом пустырь находился буквально в двух шагах от центра города. Через несколько месяцев появилось красивое янтарное поле. Оно стояло не просто так: его урожай отправили в 28 городов мира для борьбы с голодом. Проект показал противоборство природы и цивилизации.

Также активисты под руководством Агнес сажали капусту в виде слова «Cabbage» в черте города, делали частицы воздуха видимыми, устанавливали веревки на берегу залива, чтобы показать связь суши и воды. Часть таких экспонатов со временем разрушилась, но есть и такие, которые существуют до сих пор и признаны культурным наследием.

Энвайронмент и экоарт в России

С 2010 года в России существует место, которое объединяет множество произведений энвайронмента — Никола-Ленивец. Этот арт парк в Калужской области считается самым большим в Европе. На 650 гектарах расположены специально созданные здания, сооружения и скульптуры. Периодические коллекция заменяется и дополняется. Примечательно, что в ее возведении участвуют не только художники, но и местные жители.

Одна из самых популярных инсталляций Никола-Ленивца — это «Святилище», работа Николая Полисского. Стилизованные деревянные статуи оленей расположены на месте, где была обнаружена стоянка древних балтов. Выставка постепенно зарастает травой и кустарником. Встреча с ней для случайного путника должна стать неожиданностью.

Российские художники прибегают и к экоарту. Например, Инна Гринчель создала проект против вырубки лесов. Это выполненные из пепла макеты стволов деревьев в полную величину. Кора на них частично разорвана и обнажает фото человеческих тел.

Похожую идею заложил в свою инсталляцию Илья Селецкий. Он высадил целую рощу из всем знакомых автомобильных освежителей для воздуха в форме елочек. Так может выглядеть лес будущего, если мы не позаботимся о нем.

Может ли энвайронмент нанести вред природе

Как ни странно, не все деятели энвайронмента просчитывают влияние своих произведений на природу. Иногда это приводит к конфузам.

Так, эксцентричный скульптор Кристо (настоящее имя Христо Явашев) прославился тем, что оборачивал в яркие ткани целые острова и сооружения. Как раз из-за укрытия береговой линии в Австралии в 1969 году общественность раскритиковала «великого упаковщика». Такие эксперименты могли обернуться экологической катастрофой. С тех пор он действовал осторожнее, но успел завесить еще множество объектов по всему миру.

В 1983 году художник «обернул» яркой тканью сразу одиннадцать искусственных островов в Бискайском заливе, а в 1985-м после десятилетних переговоров с властями Франции — парижский Пон-Неф. Искусство Кристо включало в себя не только саму идею, но и реализацию проекта — не так просто убедить чиновников высшего звена, а также и простых фермеров о необходимости возведения подобного масштабного сооружения.

Упомянем также смежное течение в искусстве, как трэш-арт. Материалом для произведений, созданных в этом жанре, выступает обычный мусор. С одной стороны, это привлекает внимание к проблеме переработки, но с другой — может быть опасносно для окружающей биосферы. Кусочки трэш-скульптур падают на землю, в воду или съедаются животными. Вряд ли такие последствия можно оправдать благородной целью.

В конце концов любое искусство, так или иначе, влияет на природу. Нулевого эффекта нельзя добиться, пока все человечество не перейдет на экономику замкнутого цикла, минимализирующую вред окружающей среде, что предполагает также переход к полностью возобновляемым ресурсам.

Читай также:

Загрузить еще