Просвещение

Крепостная интеллигенция: как жили представители творческих профессий в старой России

Елизавета Пышкина Елизавета Пышкина
Как складывалась судьба творческих крепостных в XVIII веке и чем известен этот период.

Как известно из истории, во времена царской России крепостничество широко распространилось уже в XVI веке, что официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года. А затем, два века спустя — 19 февраля 1861 года (3 марта 1861) оно было отменено «манифестом о земле и воле».

Крепостная интеллегенция стала отдельным слоем общества — в статье мы расскажем о талантах в неволе и их жизни в этот нелегкий период.

Феномен «крепостной интеллигенции»


Крепостное право — это довольно суровая форма крестьянской зависимости, которая предполагала прикрепление крестьян к земле (крепость), что означало запрет покидать земельные наделы и предполагало безукоризненное подчинение административной и судебной власти землевладельца.

Причем, если во многих странах Европы — в Англии, Германии, Франции крепостная зависимость исчезла еще в средние века, то в России она сохранялась гораздо дольше, что было основным препятствием для экономического, культурного, социального развития государства. Именно поэтому в первой половине XIX века все общественные вопросы сводились исключительно к проблеме отмены крепостного права, поскольку начиная с XVIII века крестьянство составляло самый многочисленный класс страны.

В числе «крепостной итлеллигенции» были крепостные крестьяне «свободных» профессий: архитекторы, музыканты, актеры, живописцы, танцоры, писатели и даже ученые, которые состояли на службе у высших сословий и могли получать гонорар за свою деятельность.

Термин «крепостная интеллигенция» не был современен людям, которых он определяет. В научные круги это понятие вошло намного позднее — в 1883 году. Ввела его в обиход русская писательница, мемуаристка, переводчица Е. П. Леткова.

Как появилась прослойка представителей крепостной интеллигенции

Первые крепостные интеллигенты появились во второй половине XVIII века. В это время культура и экономика России претерпевала кардинальные изменения: дворянство стало доминирующим сословием и получило практически бесконтрольную власть над крестьянами.

Также в этот период формируется новая политика правления Екатерины II — «просвещенный абсолютизм», что предполагало повышение грамотности всего населения, а также активное развитие культуры и искусства.

Так начинает формироваться дворянская культура, а крестьянские таланты становятся инструментом для достижения ее целей.

Связь между дворянской и крепостной культурой


Светская дворянская культура тесно связана с творчеством крепостных. Несмотря на экономические и имущественные дистанции между дворянином и крестьянином, они были объединены одним социальным пространством жизни и деятельности, поэтому не могли развиваться обособленно и сильно влияли друг на друга.

В обществе происходил своего рода взаимообмен: традиции, мироощущение и взгляды простонародья естественным образом вшивались в ткань дворянской культуры и наоборот.

«Строительство» дворянской культуры руками крепостных

Руками интеллигенции создавались шедевры музыки, театра и живописи, строились особняки и усадьбы, красота и монументальность которых приносила славу их владельцам. В сотрудничестве и сотворчестве помещиков и крепостных владелец выступал в роли заказчика, невольный талант — в роли исполнителя.

Способный и образованный крестьянин был более ценным и мог приносить больше пользы, но крепостному народу дорога в мир образования была закрыта. Такое положение крепостных привело к развитию частной инициативы — заметив у своего слуги способности к какому-либо ремеслу, дворянин мог вложить средства в его образование, а затем обеспечить работой в своем поместье.

Некоторые дворянские семьи курировали даже целые династии крепостных интеллигентов — старшие крепостные обучали творческому ремеслу собственных детей и передавали им в наследство свои обязанности. Расскажем более подробно об одной из них.

Династия крепостных Аргуновых, трудившихся для графов Шереметьевых


Аргуновы — семья крепостных мастеров, прославившаяся своими заслугами в архитектуре и живописи. Изначально семья принадлежала князьям Черкасским, а затем перешла во владение графов Шереметьевых.

Талантливый архитектор Федор Семенович Аргунов участвовал в строительстве петербургской усадьбы Шереметевых на Фонтанке. Его брат, Иван Петрович Аргунов совместно с немецким живописцем Георгом Гротом писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Павел Иванович Аргунов, сын И. П. Аргунова был главным архитектором строительства дворца-театра в Останкино.

Николай Аргунов, второй сын И. П. Аргунова был известным портретистом и академиком Императорской Академии художеств. По приказу графа Н. П. Шереметьева Николай получил освобождение от крепостной зависимости в 1816 году вместе с третьим братом Яковом Аргуновым, который также был известным портретистом и графиком.

Как влияла творческая деятельность крепостных на развитие культуры

Творческий вклад крепостных способствовал открытию учебных заведений, появлению литературных шедевров, живописных полотен, театральных спектаклей.

Дворяне, которые видели перспективы в талантливых крепостных, вкладывали деньги в их обучение. Некоторые меценаты открывали заведения, в которых крепостные могли обучиться бесплатно. Так, например, русский живописец Венецианов, происходивший из дворянского сословия, открыл школу для талантливых художников, не имевших возможности оплатить обучение. Среди его восьмидесяти учеников большую часть составляли крепостные, жившие на содержание Венецианова.

В большиснстве случаев творчество крепостных использовалось их владельцами для получения материального дохода. Например, театры князя Н. Г. Шаховского в Нижнем Новгороде и С. М. Каменского в Орле, где выступали крепостные актеры, были коммерческими и приносили хорошие деньги их владельцам. Многие дворяне посылали своих крепостных актеров играть на ярмарках для того, чтобы получить доход.

Жизнь представителей крепостной интеллигенции

При всей ценности образования представителям крепостной интеллигенции жилось непросто. Они стали главными героями развернувшейся социальной драмы и всячески содействовали ее будущему разрешению.

Социальная драма крепостной интеллигенции развивалась на основе зависимости и несвободы, которая удручала свободный творческий ум. Расскажем об основных сложностях жизни творческих крепостных.

1. Быт крепостной интеллигенции


В отличие от простых крестьян, представители крепостной интеллигенции могли жить в более хороших условиях при доме помещика, а также нередко получали жалованье. Помимо оклада им выдавались съестные припасы и одежда.

Денежное вознаграждение получали только самые ценные для помещика крепостные, остальные жили на то, что им предоставлялось хозяином. Тем не менее, покинуть дом помещика крепостной представитель творческой профессии не мог.

2. Зависимость от помещика

Крепостные без помощи помещика не могли обучаться, так как на это нужны были немалые средства. А полученное ими образование могло лишь усугубить драматизм их существования.

3. Кнут или пряник

Многое зависело от личного отношения помещика и его представлений о взаимоотношениях с творческими крепостными. В один момент с ними могли обращаться вполне себе человечно, а в другой — могли наказать плетьми за любую оплошность, как и любого другого крепостного.

Иногда все же бывало, что отношения с дворянином складывались приятельские — тогда барин разрешал свободу творчества, давал возможность крепостному развиваться и совершенствовать свои навыки. В этом случае крепостному могло быть позволено выполнять разного рода работу, в том числе на заказ.

4. Соседство творчества и лакейства


После получения образования крепостной был обязан вернуться в слуги к своему помещику. Даже после обучения ремеслу творчество было не единственным, чем крепостной обязан был заниматься: в свободное время крепостной интеллигент выполнял обязанности по дому и прислуживал гостям за столом.

5. Продажа талантливых крепостных

Люди искусства были самым дорогим «товаром», особенно актеры, музыканты и живописцы. Как и любого другого крестьянина, крепостного интеллегента можно было продать, подарить, обменять на вещи или услуги, расплатиться им в качестве долга. Чем более талантлив и обучен был крепостной, тем выше была его стоимость.

Когда даровитый крепостной не был более нужен для дома, его продавали вместе с попугаями, свиньями и лошадьми. Известно, например, что актера М. С. Щепкина выкупили у графа Волькенштейна за 8000 руб.

6. Одаренные крепостные могли получить вольную

Освободиться от крепостной зависимости интеллигент мог двумя способами: получить вольную грамоту от помещика или собрать достаточную сумму денег для своего выкупа.

Бывали случаи, когда высокоодаренного крепостного выкупал меценат, чтобы в дальнейшем подарить ему свободу и помочь построить карьеру. Многие крепостные ожидали своего освобождения долгие годы и даже десятилетия, но, конечно, не всегда получали то, чего хотели.

7. Сложность в утверждении нового социального статуса


Клеймо крепостного сохранялось и после обретения свободы: новый социальный статус в высшем обществе могли и не признать. Бывшие крепостные часто не справлялись с давлением нового окружения, в связи с чем довольно часто заканчивали жизнь пьянством или самоубийством.

Работа в барских театрах

В период с конца XVIII — первой половине XIX веков в России насчитывалось примерно 170 крепостных театров. Театр был самым модным увлечением аристократов и самым развитым видом искусства. Наличие частного театра свидетельствовало о достатке хозяина, и, кроме того, это позволяло ему приумножать свое богатство.

Будущих крепостных артистов брали обучать смолоду. Они заканчивали театральные школы и получали профессию под руководством лучших учителей, как правило, таких же крепостных. Ученики же со слабыми актерскими данными становились не артистами, а костюмерами, гримерами и другими театральными работниками.

Чтобы представления становились лучше и рос уровень профессионализма актеров, порядки в театрах устанавливали особо строгие, а наказания были суровыми.

Крепостные актеры занимали привилегированное положение среди крепостной интеллигенции. Они жили в отдельных флигелях, тщательно охранялись, получали повышенный оклад и питались лучше других творческих рабочих. Однако в свободное от спектаклей время, как и другие крепостные интеллигенты, помогали по дому и прислуживали гостям.

Одним из самых блистательных театров в этот период был театр графов Шереметьевых, из-под крыла которых вышло немало талантливейших деятелей искусств.

Известные представители крепостной интеллигенции

В XVIII веке было множество талантливых крепостых, которые внесли вклад в культуру царской России и тем самым повлияли на ход истории. Имена некоторых из них не забыты и сегодня.

1. Поэт, прозаик и живописец Тарас Шевченко


Знаменитый поэт, прозаик и живописец был личным слугой крупного помещика П. В. Энгельгарта. Заметив способности к рисованию у своего подчиненного, Павел Иванович Энгельгардт решил сделать юношу своим домашним живописцем, но у судьбы были другие планы.

Однажды одаренный крепостной познакомился с известным на тот момент художником И. М. Сошенко, который по достоинству оценил талант молодого человека и представил его именитым деятелям художественного искусства: Карлу Брюллову, Алексею Венецианову, а также наставнику и поэту князя Александра Николаевича — Василию Жуковскому. Именно они и помогли собрать Шевченко необходимую сумму для выкупа, на то время превышающую в два раза стоимость обученного ремесленника.

После своего освобождения Тарас Шевченко стал учеником Карла Брюллова и выпустил первый сборник стихотворений «Кобзарь», который принес ему довольно широкую известность. Наследие автора составило более тысячи художественных работ и ряд книг, которые стали классикой литературы.

2. «Халатный» художник Василий Тропинин


Известный московский портретист начала XIX века Василий Тропинин, более известный как «халатный» художник, был крепостным графа Ираклия Моркова. Он закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств, посещал лучшие мастерские и побеждал в академических конкурсах. Будучи уже знаменитым и востребованным мастером среди высокопоставленных господ, Тропинин продолжал оставаться в неволе: исполнять волю графа и прислуживать за барским столом.

В возрасте 47 лет благодаря давлению друзей графа Тропинин получил долгожданную свободу, после чего продолжил свою карьеру и прославился целой серией «халатных портретов» — он писал портреты людей в домашней одежде, стремясь к передаче максимальной естественности и непринужденности.

Получив вольную, художник продолжил писать портреты дворян, купцов и благородных господ тех времен. Кажется, что он перерисовал портреты всех известных людей того периода. Сейчас картины живописца можно увидеть в лучших музеях России.

3. Писатель и академик Александр Никитенко


Огромную ценность для историков сегодня представляет литературное наследие крепостного писателя, академика А. В. Никитенко.

Писатель происходил из крепостных графа Н. П. Шереметева. С большим трудом в возрасте двадцати лет писатель получил вольную и отправился в Санкт-Петербург. Уже будучи свободным человеком, Никитенко окончил философско-юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета и далее вел активную литературную жизнь: читал лекции, писал статьи, работал цензором.

Из наиболее известных работ Александра Васильевича Никитенко можно выделить 3 тома произведения «Дневник», которые представляют собой записи о литературной и общественной жизни середины XIX века.

4. Крепостной скульптор Федот Шубин


Федот Шубин, крестьянин по происхождению, почти полностью повторил путь своего великого земляка Ломоносова. Отдав предпочтение искусству, он учился не только в России, но и в Италии и Франции и великолепно владел резьбой по мрамору. Среди скульпторов-портретистов ему не было равных. Несмотря на довольно успешную карьеру и очевидный талант, в конце жизни ему пришлось столкнуться с тяготами, которые пережить ему так и не удалось.

В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами. Многие из них были окончены, другие только начаты. Тем не менее, скульптор продолжил творить: академия искусств, в которую он обратился, выделила мастеру некоторые средства, но жилье не предоставила. Поэтому положение Федота Шубина оставалось довольно плачевным.

Одна из последних его работ — бюст Александра Первого, сейчас эта работа хранится в областном музее Воронежа. За этот бюст царь пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. После этого академия предоставила скульптору квартиру и свечи уже в 1803 году. В скоре Шубину по указу императора назначили жалование и статус профессора. Однако было уже поздно — в мае 1805 года Шубина не стало.

Свобода воли — наивысшая ценность

Во второй четверти XIX века крепостная интеллигенция практически прекратила свое существование. Сегодня нам достаточно сложно представить себе нравственные страдания этих людей. Этот непростой период подарил миру не только богатое наследие, но и ценное понимание, что нет ничего более печального, чем посягательство на свободную волю человека.

Несмотря на всю драматичность положения крепостных, которые редко имели свободу творчества и самовыражения, крепостная интеллигенция оставила неизгладимый след в истории страны — крепостные мастера, в совершенстве овладевшие разными направлениями, создавали классические образцы сценического мастерства и высокохудожественные произведения искусства, которые стали образцами для следующих поколений художников, живописцев, скульпторов и архитекторов.

Высокий уровень мастерства и квалификации ставит плоды трудов крепостной интелегенции в один ряд с различными другими достижениями в русской и зарубежной культуре.

Читай также:

Загрузить еще