Остроконечные шляпы, мантии и метла: как женщины заняли место у истоков пивоварения
Пиво стоит сразу после воды, чая и кофе в списке самых популярных напитков в мире и является, пожалуй, неотъемлемой частью рациона. Но будучи максимально распространенным, пиво чаще всего ассоциируется с маскулинностью, однако у истоков его создания стоят женщины.
Женщины спасли мир пивом
Компания Discovery Channel в документальном фильме 2011 года «Как пиво спасло мир» говорит, что именно эта индустрия помогла возродить и укрепить торговлю, медицину и систему охлаждения напитков. Документалисты объясняют, что зависимость от пива действительно могла способствовать формированию главных аспектов существования человека. И все же современная история и производители уверенно игнорируют факт, что именно женское общество стало движущей силой развития пивоварения.
В шумерской мифологии есть богиня по имени Нинкаси, на нее легла ответственность за пиво и другие алкогольные напитки. В гимне в ее честь говорится:
Нинкаси, только ты и даешь эту жизнь!
Вино, пиво пусть всегда для тебя журчит!
Медовуха пусть сладко тебе поет!
В начале 21 века археологи нашли в Китае самое первое «зелье», оно представляло собой смесь фруктов, меда и риса. Именно это открытие опровергло мнение, что пивной напиток был приготовлен в древней Месопотамии на основе зерен. Исследователи также обнаружили, что за производство отвечали преимущественно женщины. Именно они собирали ингредиенты и варили их, пока мужчины занимались охотой. Это следствие разделения труда. Монахиня Хильдегард фон Бинген, жившая в современной Германии, еще в 12 веке писала о хмеле и описывала, какие ингредиенты она добавляла в свой рецепт.
Часть семейного быта
Начиная с каменного века и до 1700-х годов, эль, а позже и пиво, являлись основным продуктом домашнего хозяйства большинства семей во всем мире, а особенно в Англии. Напиток составлял основную часть рациона средневекового человека и, соответственно, его производство — одна из самых обычных задач хозяйки. Среди дам находились особенно предприимчивые, они-то и перенесли свое умение на рынок, запустив продажу. Особенно популярным это занятие стало среди вдов и одиноких дам. С помощью пивоварения они зарабатывали себе на жизнь, потому что никто не мог их обеспечить. Но способ заработка не обошел стороной и замужних, они объединялись со своими супругами, чтобы вести семейный бизнес.
А может быть, ты — ведьма?
Тенденция пошла на убыль, когда феодализм начал перестраивать общество, а жизнь многих женщин-пивоваров превратилась в опасную, поскольку в Европе усиливались преследования предполагаемых ведьм. Остроконечные шляпы и мантии были способом рекламы. Так торговок можно было заметить на многолюдных рынках и направиться к ним за свежесваренным пивом. Пивовары ставили метлы у двери, давая знак покупателю, что пиво уже готово и ждет его. Соответственно, в котлах варились совсем не зелья и яды, а напиток, ставший популярным и актуальным на века. И последний элемент ведьмовской атрибутики — кошки. Но питомцы просто ловили мышей и защищали зерно.
В 1500-х годах приняли закон о стандарте качества пива, с тех пор женщины были вынуждены уйти с рынка из-за значительного увеличения затрат на производство, а уже через несколько сотен лет пивоварни полностью монополизировали мужчины. Для женщин в период инквизиции было особенно опасно владеть хоть какими-нибудь знаниями о травах или о том, как растения могут сочетаться, какими они обладают лечебными свойствами. Поскольку производство пива требовало именно всех этих навыков, не сложно было без какого-либо злого умысла спутать местную «повариху» с ведьмой. Тогда обвинение в колдовстве не оставалось невинной ошибкой, оно приводило к преследованию, а чаще всего — к пыткам и казни.
Изменение соотношения мужчин и женщин в этой индустрии частично связано со старомодными представлениями о том, из чего должны состоять рутинные занятия последних. В 1540 году в городе Честер официально запретили женщинам от 14 до 50 лет заниматься подобным бизнесом. В то время в Англии их обвиняли в обмане клиентов, аферах и жульничестве, словом — по мнению общества, они были менее надежны, чем мужчины, в вопросах торговли. И вообще, процесс пивоварения требовал много времени и самоотверженности, и если бы девушки занимались этим, у них совершенно не осталось бы времени на семью, мужа и детей.
Мужской напиток
Изображения ведьм с их остроконечными шляпами, котлами, метлами и черными котами сохранились и плотно вошли в историю, точно так же, как и мужское доминирование в индустрии пива. Крупные компании вроде Asahi Group Holdings Ltd, Diageo plc, Heineken NV, Carlsberg Group и ряд других находятся под руководством именно мужчин-директоров. В рекламных компаниях они изображают пиво как напиток, принадлежащий исключительно мужчинам. Кроме того, одна из реклам вовсе называлась как «Пособие по мужественности». Такая гендерная предвзятость сохраняется и на небольших крафтовых производствах. Стэнфордский университет провел исследование, которое показало, что, хотя у 17% пивоварен есть хотя бы одна женщина — генеральный директор, только 4% этих предприятий нанимают дам на должность пивовара. И все же есть надежда, что женщины станут активнее возвращаться к пивоваренному делу с меньшим страхом быть сожженными на костре.