Программное обеспечение вместо ниток: что такое 3D-одежда
3D-печать — та сфера, о которой в наши дни говорят практически все. Появляется все больше информации о печатных домах, продуктах питания, даже человеческих органах. Мода — еще одна область, в которую технологии постепенно вносят множество изменений. Так появилось новое направление — Digital Fashion.
Из киберпространства в реальность
Можно сказать, что путь цифровой моды начался с игровой культуры. Для геймеров мода принимает форму «скинов»: одежды и вооружения, которые украшают персонажей, становясь способом виртуального самовыражения. Средний скин, например, в Fortnite, можно приобрести по цене от 2 до 20 долларов. Стоимость самого редкого и эксклюзивного образа может достигать тысячи долларов. Люксовый бренд Louis Vuitton разработал полноценную серию «одежды» для популярной игры League of Legends. После того, как цифровой релиз побил все рекорды по продажам, создатели решили окунуться в мир 3D-печати и создать настоящие модели, которые могли бы дополнить коллекцию скинов, однако они не были предназначены для широкого пользования.
К всеобщему удивлению, именно так в мир киберспорта проникла высокая мода. Однако еще за год до этого события торговец Carlings выпустил первую в мире коллекцию бюджетной одежды в цифровом формате, каждая из 19 позиции была продана по цене от 3 до 9 центов, целая команда 3D-дизайнеров разработала и отредактировала одежду для онлайн-клиентов. Постепенно сформировалась схема создания одежды, аналогичная созданию скинов. Все начинается по классической схеме: с эскиза, который традиционно выполняется на бумаге, а после переносится в специальную программу, предназначенную для моделирования. Печать редко производится сразу, поэтому чертежи делятся на несколько частей. Далее происходит процесс печати, а затем сборка.
Основная проблема, с которой столкнулись производители, это жесткие материалы. Для изготовления одежды используют:
- моделирование с помощью направления — FDM (крайне низкое качество);
- селективное лазерное спекание — SLS (более высокий уровень детализации);
- лазерная стереолитография — SLA (самое высокое разрешение печати).
Для кутюрье или широкого потребления
Индустрия моды пошла дальше. Теперь платья, напечатанные на 3D-принтере, потенциально могут быть такими же революционными, как модели, созданные на швейной машинке. Одна из первых попыток создать позицию заняла целых 7 дней, принтер трудился 24 часа в сутки. К тому же позиции были созданы исключительно для подиумов и были не слишком удобны для повседневного использования. В одежде было трудно сидеть и передвигаться.
В 2013 году в Нью-Йорке прошла крупная конференция, вследствие которой о мире 3D-моды узнало общество. На красной дорожке появилась Дита фон Тиз, одетая в платье, украшенное кристаллами, произведенное с помощью принтера. Наряд был приспособлен для повседневного использования, благодаря 3-м тысячам подвижных соединений. За создание отвечали дизайнеры Франсис Битони и Михаэль Шмид. Чертежи, ставшие основой, были полностью разработаны на компьютере и напечатаны компанией Shapeways с помощью селективного лазерного спекания или SLS.
После этого дизайнеры крупных модных домов массово стали прибегать к использованию 3D-печати. Техника была распространена только в мире кутюрье. Следующим, кто представил технологичное платье в виде экзоскелета, был голландец Аноук Виппрехт. Его творение называлось «Spider Dress», соответственно, источником вдохновения был паук.
Однако некоторые команды не оставили идею внедрить 3D-печать в мир повседневности, сделав ее доступной каждому. Например, Данит Пелег уже несколько лет старается достигнуть этой цели. Ее сервис позволяет клиентам не только выбирать понравившуюся модель из лимитированной коллекции, но и предлагает возможность собственного регулирования. Несмотря на это, стоимость изделий все еще довольно высока, поскольку приобретение необходимых материалов и техники для производства требует больших финансовых вложений. Кроме того, внешний вид настолько непривычен обывателям, что «печатная одежда» не вызывает доверия, хотя она комфортна и практична.
Спасение природы
Главная мотивация использования 3D-печати в индустрии моды — осуществление экологичного, безотходного использования. Производство традиционной одежды уступает адаптивным технологиям, поскольку оно предполагает огромное количество отходов, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду. Например, на производство одной футболки из хлопка требуется приблизительно 3 тысячи литров воды, что является серьезной жертвой для природы. Кроме того, рядом с этими тратами стоят остатки материалов, которые непременно отправляются на свалки. Новые технологии позволят сократить как количество используемых материалов, так и отходы. Джулия Давий, один из ведущих специалистов по экологически чистым технологиям производства всячески продвигает биоразлагаемые материалы для производства повседневной одежды. 3D-печать — это прекрасная возможность сильно сократить отходы и прочие издержки. Сегодня этой философии стараются следовать крупные компании, такие как Adidas. Предприятие с 2019 года внедряет технологии 3D-печати, а так же использует переработанный пластик, найденный при очистке океана.
Конечно, современные способы создания одежды идут на пользу не только природе, но и потребителю. Так, некоторые компании предоставляют специальные сервисы, с помощью которых можно разработать собственную модель и подогнать ее по размеру, учитывая все особенности.
Новые методы, позволяющие сделать большой шаг в сторону экологичного будущего, не обошли стороной и Россию. Первым дизайнером, который дал толчок всему обществу, стала Регина Турбина. Однако общество все еще мало знает об этой сфере. Так как наряды выглядят достаточно космически и совершенно не похожи на то, к чему все давно привыкли, понадобится немало времени, чтобы общество действительно задумалось о ношении 3D-одежды на постоянной основе.