«Самое важное — это желание и увлеченность процессом»: интервью с мастером шарнирных кукол Екатериной Гончаровой
Для одних любимое хобби — это хороший способ расслабиться и отвлечься на насущных забот, а для других ручное ремесло все-таки не просто увлекательное занятие, а способ творческого самовыражения и поиска смысла.
Многие мастера хендмейда создают настоящие произведения искусства, которые завораживают и привлекают внимание большого количества людей. Открываем серию интервью с ремесленниками и виртуозными умельцами беседой с талантливым мастером по изготовлению шарнирных кукол — Екатериной Гончаровой.
О мастере Екатерине Гончаровой
Около пяти лет назад Екатерина открыла для себя искусство лепки человеческих фигур и лиц из полимерной глины. Процесс создания уникальных игрушек настолько увлек девушку, что простое хобби стало той частью жизни, без которой мастеру уже сложно себя представить.
Работы Екатерины Гончаровой @goncharova_dolls поражают совершенной красотой, реалистичностью, продуманностью образов и вниманием автора к деталям, в чем ты также можешь убедиться. Кажется, что куклы совсем как настоящие и вот-вот начнут жить своей самостоятельной жизнью.
Мы поговорили с Екатериной о современном искусстве, важности любви к своему делу и трудностях, которые возникают на творческом пути ремесленника. Екатерина Гончарова рассказала нам о сложностях работы, о том, с чего начать новичку, который решил освоить необычное хобии, а также поделилась с нами, какими качествами должен обладать кукольных дел мастер. Ответы на эти и на многие другие вопросы ты найдешь в нашей беседе.
Екатерина, Вы создаете действительно необычных кукол. Кажется, они совсем как настоящие модели, сошедшие с глянцевых страниц модных журналов. Скажите, что значит для Вас изготовление таких кукол? Это ремесло, мастерство или искусство?
Это очень субъективное определение. Современное искусство — предмет вечных споров. Например, сейчас можно встретить фотографии картошки, которые продаются на аукционах за несколько миллионов долларов. Или инсталляции из мусора, а также всем известное чучело акулы (в 2005 году его купил за 12 млн долларов коллекционер Стив Коэн, прим.ред). И все это называется искусством.
Наверное, считать такие вещи предметом творчества или нет, в данном случае решает зритель или коллекционер. Точно знаю, что мои куклы мало кого оставляют равнодушным и вызывают разные реакции. Для одних они кажутся ужасными, а для других — уникальными произведениями искусства.
Может быть, поэтому некоторые люди называют мои куклы искусством, ведь они вызывают яркие эмоции. Но я в этом не уверена. Очень многое вокруг нас порождает сильные чувства, как позитивные, так и негативные, но далеко не все это будет искусством.
К произведениям искусства лично я отношу некоторых кукол известных авторов, но только те экземпляры, где образ полностью готов и продуман «от и до». Это уже не просто кукла, которую покупатель сам может нарядить, переодеть или поменять ей парик. Она обязательно должна быть в единственном экземпляре либо выпущенная небольшой серией. Это, опять же, мои субъективные представления.
Что касается именно моих кукол, я все же отношу их к игровым. То есть я — мастер, создающий коллекционных игровых кукол, и не считаю, что их стоит сохранить во времени и передать потомкам. Да, таких кукол очень мало, тиражи небольшие, и каждая из них — это ручная работа. Их лица не имеют реальных прототипов, и в этом коллекционная ценность этих кукол. Но этого, на мой взгляд, недостаточно, чтобы назвать их искусством.
Да и цели такой нет. Не хочу, чтобы меня считали художником или каким-то крутым творческим деятелем. Никогда не ощущала себя таким человеком. Мне просто нравится делать кукол, а дать им какое-то определение… Ну, пусть этим занимаются те, кто разбирается в искусстве лучше меня.
Каждая из Ваших кукол — уникальный образ, рожденный живым воображением и кропотливым трудом. Сейчас авторские вещи ручной работы заслуженно получают одобрение покупателей. При этом, одни мастера продолжают просто штамповать свои изделия сериями, а другие создают редкие произведения. Как Вы думаете, должна ли каждая созданная вручную вещь быть единственной в своем роде, можно ли создать один раз «заготовку» и пустить ее на конвейер?
Тут сначала нужно понять, о чем идет речь. Если конкретно о куклах, то все зависит от технологии изготовления. Большинство шарнирных кукол отливают из полиуретана. Это прочный материал, позволяющий коллекционеру активно взаимодействовать с куклой — переодевать, менять ее образ, брать с собой в поездки.
Такие изделия всегда изготавливаются тиражом. С одной стороны, это просто штамповка одного и того же, с другой — каждая кукла имеет уникальный, нарисованный вручную макияж, парик и одежду. То есть каждое готовое изделие все равно будет уникальным. Фарфоровые куклы производят как в единственном экземпляре, так и по несколько штук. Зависит только от желания автора. Получается, что почти всех кукол по сути штампуют.
Также нужно разделить предпринимательство и желание что-то создавать именно руками. Я бы с радостью, помимо кукол ручной работы, выпустила бы какую-то серийную игрушку, которую можно «штамповать» и продавать в каких-нибудь сетях за невысокую цену. Но это уже совсем другая история.
Чтобы подготовиться к нашему интервью, я прочитала о Вас несколько статей. Вы упоминали, что начали заниматься изготовлением кукол в 2017 году. Что подтолкнуло Вас к такому достаточно редкомому виду творчества?
Все получилось спонтанно! Давно хотелось чем-то заняться таким, что вызывало бы ощущение, как в детстве. Тогда я могла часами увлеченно работать над какой-то поделкой, вроде открытки маме к 8 марта, и ничего не слышать и не видеть вокруг. Довольно долго я перебирала в голове варианты: вязать, шить, вышивать, готовить, рисовать и многие другие. Но все это оказалось совершенно «не моим». Все знакомые мне варианты ручной работы не принесли подобных ощущений.
Но вот однажды я увидела в интернете процесс лепки лица из полимерной глины. До этого момента считала, что лепка — это обязательно керамика или пластилин. И на том видео меня поразил именно материал — приятный на вид, податливый и не пачкающий руки. Вот тогда мне тоже очень захотелось попробовать создать что-то из полимерной глины. Конечно, я не имела ни малейшего представления о том, что именно хочу изготавливать, и никогда не встречала подобных кукол.
В этот же день я купила полимерную глину и сразу села лепить фигурку человека. Уже в процессе поиска информации о том, как запекать такую глину и чем ее шлифовать, наткнулась на шарнирных кукол. Так и началась моя творческая карьера в этом ремесле.
Где и как Вы обучались лепке? У Вас был наставник или Вы погружались в творческий процесс самостоятельно? Насколько сложно вникнуть в специфику кукольного ремесла?
Обучалась сама путем проб и ошибок: изучала распечатки из анатомического атласа, просматривала множество фотографий людей из интернета. Это нужно для того, чтобы понять строение тела или отдельных его частей: губ, глаз, носа и т.д.
Например, не получается слепить губы? Окей, просто вбиваешь в Гугле «губы», смотришь тонны фотографий и пытаешься понять, где выпуклость, а где, наоборот, впадинки и ямочки. Очень помогают так называемые «обрубовки» — это рисунки или скульптуры, показывающие основные плоскости лица или тела.
Лично я — практик и в любом обучении ничего не пойму, пока не начну делать. У меня не получается усваивать теоретический материал без практических попыток. Поэтому, сразу приступив к лепке, вникнуть в детали процесса не составило труда. По сути ты обучаешься тогда, когда уже находишься в процессе. Вот открыл глину, начал лепить и параллельно уже учишься.
Многие мечтают освоить какой-то вид ручного творчества, чтобы впоследствии зарабатывать на любимом хобби. Скажите, изготовление кукол — это Ваш основной источник дохода, или Вы занимаетесь чем-то еще?
Конечно, помимо лепки кукол, у меня есть обычная работа, которая приносит основной доход. Ничего интересного, простые офисные обязанности — сметы, тендеры, 1с и прочее. Куклы — это мое хобби, которое тоже помогает зарабатывать, но доход с их продажи — не стабильный и постоянный.
Да, игрушки стоят дорого, их хорошо покупают — часто очередь из покупателей растягивается на полгода и более. Но процесс изготовления одной куклы очень длительный и дорогой по себестоимости.
Мастер-модель каждой игрушки лепится вручную, и это занимает более года. Потом с мастер-модели снимаются формы и отливаются копии из полиуретана — это тоже долгая процедура. Далее каждая копия обрабатывается вручную, кукла собирается на резинку и расписывается. На каждом этапе — ручная работа, которая требует времени. Даже если спрос на такие игрушки большой, их просто физически невозможно изготовить большой партией.
Кажется, для того, чтобы начать лепить изделия, которые захотят купить, и в дальнейшем развивать свое дело, необходим какой-то минимальный стартовый капитал: материалы, инструменты и прочее. С этим все понятно, но скажите, нужно ли что-то еще? Вдохновение, талант, какой-то особенный подход?
Наверное, самое важное — это желание и увлеченность процессом. Изготовление кукол — очень кропотливая работа, и часто некоторые детали приходится переделывать заново по нескольку раз. Поэтому если интересует именно конечный продукт, то есть сама кукла, то проще ее просто купить. Без вдохновения и вовлеченности в сам процесс лепки вряд ли получится что-то стоящее.
Собрав волю в кулак, можно, например, сесть и написать какой-нибудь отчет, даже если очень не хочется или лень. Что называется «из-под палки». А вот сделать куклу, потому что «надо», скорее всего не удастся.
Как я уже говорила, создание мастер-модели может занимать более года, а изготовление самой первой куклы — несколько лет. И не факт, что она получится идеальной. В процессе вы будете ошибаться, но зато обретете опыт и, скорее всего, ближе к окончанию работы осознаете, что бОльшую часть того, что уже есть, хочется просто переделать. То есть в данном случае процесс лепки — и есть само хобби. Ты получаешь удовольствие именно пока лепишь, ищешь формы, переделываешь. Если понимаешь, что лепка — это не твое, то такое занятие будет просто бесконечно раздражать.
Приведу пример с вязанием. Мне нравятся шерстяные вещи, но я совершенно не люблю вязать. Конечно, если поставить перед собой задачу, долго и упорно вязать, то рано или поздно я, наверное, свяжу свитер. В процессе буду страдать и раздражаться, но ведь цель поставлена — довяжу как-нибудь. Но стоит ли оно того? Если конечная цель — свитер, то его нужно просто купить. А вот если вас увлек сам процесс вязания — тут совсем другое дело! Так же и с куклами. Основное, что нужно — проникнуться процессом, тогда обязательно все получится.
Для того, чтобы начать лепить, даже глину покупать необязательно. Многие новички для первой модели используют скульптурный пластилин. Поэтому на этапе создания мастер-модели затраты минимальны. Стартовый капитал нужен будет именно на тиражирование уже готовых изделий.
Какие инструменты и материалы требуются для изготовления? Составим небольшой набор для новичка, только необходимое.
Первое — это полимерная глина, а также печь для ее запекания. Например, обычная духовка, которая может поднять температуру до 130 градусов. Микроволновка не подойдет. Также можно использовать самозастывающую глину, она не требует печки.
Далее — скальпель и какой-то инструмент, которым можно вдавливать/разглаживать материал. Обычно это разные стеки для обработки ногтей. У меня, например, это просто металлическая лопаточка для маникюра. Главное, чтобы инструмент подходил именно Вам. То, что нравится одному мастеру, может совершенно не подойти другому.
Следующее — набор абразивных губок для шлифования разной зернистости — от самых крупных до самых мелких.
Еще может понадобится дремель — им сверлят различные каналы, прорези и т.д. Но на первом этапе я бы не стала его покупать. Если человек решил сделать куклу, думаю, стоит начинать именно с лепки. Сверло может пригодиться совсем не скоро.
Все это касается создания прототипа или мастер-модели. А вот для завершающего этапа работ над чистовой куклой понадобятся другие материалы. Это и волосы для париков (обычно их делают из шерсти альпаки, козы или используют синтетические материалы), и термоклей, и разные краски и лаки для нанесения и закрепления макияжа, а также замша либо другой материал для проклейки шарниров. Каждый материал подбирается путем постоянных экспериментов.
Хорошо, из нашей беседы я поняла, что лепка — это кропотливый творческий труд. И чтобы начать создавать уникальные изделия, нужно по-настоящему полюбить и вовлечься в процесс. Допустим, с этим проблем не возникает, все просто. Но есть ли какие-то сложные нюансы именно у этого вида ремесла?
Сложно ли кататься на сноуборде? Наверняка непросто, и это тоже требует особых навыков. Но если человеку нравится процесс, то для него все это будет в кайф: и тренироваться, и оттачивать мастерство и совершенствоваться. Тяжело ли ему? Физически, наверное, тяжело. Но к чему это отнести — к тяжелому труду или к классному отдыху? Тут, наверное, сколько людей, столько и определений.
С куклами и любым ремеслом так же. Они требуют усидчивости, внимания к деталям, времени, часто монотонных и однообразных действий. Ну и, конечно, вдохновения. Трудно сказать, откуда конкретно оно приходит. Иногда просто хорошее настроение, погода, любые позитивные эмоции и подъем играют роль. Сложно ли это? Да, пожалуй, не очень просто. Но я не могу назвать это какой-то тяжелой работой именно потому, что сам процесс мне очень нравится.
Многие считают, что создавать что-то необходимо через страдания. Я с этим категорически не согласна. Либо мы с этими людьми по-разному понимаем само слово «страдание». В моем понимании, если какой-то вид деятельности приносит человеку мучения и прочие не очень приятные эмоции, с этим видом занятия надо завязывать. В нашей жизни и так хватает забот и дел, которые мы выполняем, потому что «надо».
Создавать же что-либо руками, я думаю, стоит тогда, когда ты кайфуешь от самого процесса. Конечно, у каждого мастера есть нелюбимые этапы работы. У меня — это все, что касается работы с клеем, например, вклейка магнитов. Всегда откладываю ее до последнего, но это уже мелочи.
Что значит для Вас конкретно Ваше ремесло? Это просто способ заработка или возможность самореализации, воплощения своих идей и самопредставления/самовыражения?
Способов заработка сейчас достаточно — более простых, надежных и понятных. Конечно, для меня куклы — это нечто большее. Мы живем в материальном мире, и безусловно, деньги важны. Их количество тоже. Тут важно оценивать соотношение времени и дохода. Изготовление кукол требует очень много внимания и сил. Если бы они не приносили доход, позволить себе тратить столько времени на вид деятельности, от которого нет прибыли, я бы просто не смогла.
Но вместе с этим, если рассматривать этот вид деятельности исключительно с точки зрения заработка, то однозначно есть более надежные и понятные способы. За год-полтора, пока создается мастер-модель, невозможно угадать, будет ли она востребована. За это время можно успеть сменить несколько работ, например, и даже продвинуться по карьерной лестнице или обучиться чему-то новому. Так что это — скорее симбиоз способа самовыражения и заработка.
Читай также: