Люди

«Полиглот» инструментов: как звучат этно-музыканты России

Шаганэ Даниелян Шаганэ Даниелян
Мультиинструменталист рассказывает о том, как этническая музыка способна менять чувство ритма у человека и почему для этого нужно чистое сознание.

Этника, возможно, самое разнообразное направление в музыке. Royal Cheese поговорил с Константином Бутом — мультиинструменталистом, который отошел от популярных жанров ради звуков народов мира. Почему гитара не главный инструмент? Как ритм пробуждает тело? Зачем нужны табу на вещества и алкоголь на мероприятиях? Наша редакция разобралась в этих вопросах.

«Мой инструмент нашел меня сам»


Я никогда не знал, кем стану, когда вырасту, и в итоге просто решил расти всегда. И поэтому постоянно поражаюсь тому, кем становлюсь. На данный момент я играю экзотических музыкальных инструментах: диджериду, варган, дарбука, рик, тар, джембе, кахон, клаве, караталы и шейкеры разных видов. Я обучаю людей ритму и организую тематические вечера, где каждый может соприкоснуться с этой музыкой.

Первым инструментом, который я выбрал по-настоящему сам, стал диджериду, или йирдаки на языке аборигенов Австралии. На записи он звучит довольно странно, но, однажды услышав его вживую, уже никогда не забудешь. Его звучание одновременно напоминает рев волков и слонов, гул мотора и перфоратора, крики птиц и тувинских шаманов, а также современную трансовую электронную музыку. И когда я услышал диджериду на концерте уральского проекта Sage, то понял, что хочу на нем играть. Говорят, твой инструмент сам находит тебя.

Было одно препятствие. Чтобы играть на диджериду, необходимо освоить специальную дыхательную технику. Мне говорили, что это практически невозможно сделать самостоятельно. Но я настолько этого хотел, что мне хватило всего одного урока у мастера, чтобы дальше учиться самому.

Поскольку диджериду — инструмент ритмический, освоение его техник требует не только усидчивости, но и развитого чувства ритма. Этого же требуют и любые барабаны. Мало кто знает, что для того, чтобы сыграть ритм, его важно сначала суметь проговорить. Чтобы работать с этим глубже, я последовал примеру старших коллег и начал изучать коннакол — индийскую систему проговаривания ритмов. Любой, кто слушал народную музыку Индии, сталкивался с фрагментами, когда музыканты начинали ритмично строчить скороговорками. Это почти наверняка был коннакол. Сегодня эта система переведена на все языки мира и доступна каждому, кто желает развить свое чувство ритма.

Спустя полтора года я уже играл на достаточно серьезном уровне, чтобы собирать людей на выступления и вдохновлять учиться вместе. И с тех пор я повторяю своим ученикам: для того, чтобы играть хорошо и быстро, достаточно сильного желания и усердия.

Все начиналось с метала

Всю жизнь я лишь слушал в основном тяжелые и очень тяжелые жанры. Но многие музыканты рано или поздно начинают искать вдохновение в песнях других народов, особенно в древней традиции. В 2007 я начал открывать для себя смежные направления метала, где группы экспериментировали со звучанием народных инструментов, знакомя слушателя с историей либо погружая в мистическую атмосферу фэнтези. Продолжая внешне оставаться типичным металистом, я стал открывать для себя фольклорные направления. Это приблизило меня к осознанию двух фундаментальных вещей: 1) гитара не главный инструмент; 2) музыкантом может быть любой.

Первый этнический инструмент — первая музыкальная глава в жизни

Свой первый этнический инструмент я купил в марте 2013-го. Это был небольшой африканский барабан джембе из музыкального магазина. На покупку меня вдохновил вечер с друзьями на Старый Новый год, когда я попал в большую музыкальную компанию, где несколько часов подряд мы играли на самых разных инструментах, даже на посуде и мебели. Тогда я понял, что каждый предмет звучит по-своему и что я люблю ритм. И именно с покупки барабана началась музыкальная глава моей жизни.

Никогда не знаешь, что перевернет твою судьбу. Можно дожить до седин и внезапно открыть нечто, что настолько захватит тебя — и ты бросишь все привычное и начнешь новую страницу своей биографии! Я рад, что такой опыт случился со мной в относительно молодом возрасте, потому что я смог осознать, чем хочу и могу заниматься. Для человека как существа социального нет ничего важнее ощущений взаимной любви и востребованности.

От себя — к единомышленникам: как хобби вылилось в проект


В 2015 году я уже играл на нескольких инструментах и очень хотел, чтобы в моем городе было место, где я смогу регулярно собираться с единомышленниками. Так появился мой проект «Этно-Джем», где я начал популяризацию по-настоящему народной музыки. Никто и никогда не учил меня, как это делать, и поначалу никто не помогал мне. Я стал приглашать людей для совместных встреч и спонтанных музицирований. Со временем на этом мероприятии начали складываться компании, группы и даже семьи, зарождалась тусовка, я узнал кучу новых людей и постепенно бросил все свои привычные работы, чтобы заниматься только музыкой и организацией таких событий.

Не без ложки дегтя в «музыкальном» меде

Я понял, что на своих мероприятиях хочу видеть исключительно трезвых и позитивных людей. Чтобы ко мне могли приходить люди семейные. Поэтому сразу начал борьбу с несознательной публикой, которая позволяет себе приходить в нетрезвом виде или измененном сознании.

В моей деятельности был и кошмарный опыт приглашения одного широко известного в узких кругах московского гостя, почитаемого в среде растаманов. Я сомневался, но меня фактически уговорили. И я рискнул в погоне за новой аудиторией. В тот вечер собралось более 200 человек, но никакие заработанные деньги не стоят тех нервов, что я потратил, отлавливая и отчитывая накуренных раздолбаев. В конечном счете даже сам звездный гость (мужчина преклонных лет) позволил себе запретное курево, хотя ранее божился, что все будет чинно и пристойно. К счастью, тот бедлам не закончился приездом полиции, и кроме моей нервной системы никто не пострадал. Я принес извинения своим завсегдатаям и с тех пор не работаю с «любителями пыхнуть». Репутация дороже заработка.

Я понял, что моя аудитория — это люди, похожие на меня. Это интеллигентные взрослые после рабочей недели или студенты после учебы. Путешественники проездом через южную столицу. Молодые пары с детьми или креативные семьи. Юноши и девушки, любящие этническую музыку и ищущие новых друзей. Музыканты, танцоры, художники и поэты в поисках вдохновения. Йоги и спортсмены, ценящие трезвый отдых. Мы разные, но разделяем общие культурные ценности.

Со временем «джемы» стали шире, регулярнее и качественнее. Мероприятия, которые я создаю или помогаю организовать, всегда про качество и глубину. Про культурный отдых в доброй компании и для всей семьи. Мне важно дать другим то, чего в свое время так не хватало мне: место, где все адекватно, откуда всегда уходишь заряженным и полным веры в себя. Веры в то, что ты можешь быть кем хочешь и достичь всего сам, что вокруг есть такие же чудаки и что мир полон любви.

От звуков к телу


В этом году совершенно неожиданно для себя я занялся направлением body percussion (телесная перкуссия). Это целое международное движение, собирающее огромные творческие фестивали. До того, как попробовал это, я и представить себе не мог, что существует настолько легкий и приятный способ развивать чувство ритма.

Техника body percussion состоит из простых и понятных приемов игры на собственном теле. И что особенно интересно, самые веселые занятия получаются именно со взрослыми группами. Они будто возвращаются в детство, играя и экспериментируя со звуками. К концу каждого занятия группа превращается в дружный ансамбль со светящимися счастьем участниками. Каждый находит музыку в себе и ощущает способность творить и играть.

В настоящее время мое внимание занимает восточная музыка и ее ударные инструменты. В моем активе освоения: турецкая дарбука (глиняный барабан с кожаной мембраной), тар (рамочный барабан африканского типа) и рик (небольшой арабский рамочный барабан с цимбалами). Восточная музыка требует вдумчивого подхода. Она буквально призывает внимательно слушать, танцевать, творить и раскрывать свои самые сильные стороны. На мой взгляд, единственным ее минусом является глубина каждого ответвления — можно заниматься всю жизнь. Из этого следует нелегкая необходимость выбирать.

Загрузить еще