Красное диско
Антон Вагин (создатель паблика Red Disco, вокалист группы «Кобыла и Трупоглазые Жабы…»):
80-е были уникальным временем для музыки во всём мире. СССР не был исключением: во второй половине 80-х – начале 90-х в Союзе пышным цветом расцвела музыкальная самодеятельность. Да, она была и раньше, но лишь в Перестройку она достигла своего пика и окончательно вышла из подполья. Большинство людей довольно хорошо знакомы с рок-движением в те годы, однако до сих пор мало кто уделял внимание позднесоветской попсе, а также электронике. Пока что изучение этих направлений остаётся уделом энтузиастов и только нашим детям или внукам предстоит по достоинству оценить это наследие. А оценивать есть что, ведь только за короткий условный период 1986-1993 гг. была записана масса уникальнейших альбомов. Кто-то видит в них ностальгию по детству, когда диско-песни звучали из окон каждого автомобиля, кто-то — самобытное проявление общемировых музыкальных тенденций на русской земле.
Ритм Любви
Перестроечное DIY-диско во всей красе. Группу основал в 1987 году человек по имени Алексей Паутов — созвал своих знакомых, главным образом одноклассников. Сначала хотели играть рок-музыку, но незадача — нужных инструментов не оказалось. Выход из ситуации нашелся довольно скоро — почему бы не играть поп и диско о любви? Первый альбом «Ритма Любви» записывался в домашних условиях — глухой звук хрипит, иногда вообще ничего не слышно. Все это венчают чудовищные тексты («розовая девочка у-у, фея красоты»). Ритм Любви — это обаятельная самодеятельность, простые как две копейки песни о самом сокровенном: она ушла, а лето скоро кончится. Группа оставила после себя как минимум один безусловный шедевр: боевитый диско-шлягер «Эротический мир», написанный тогда, когда в СССР секса не было.
Дискография:
— Леди Ночь (1987)
— Богиня Любви (1988)
— Случайная Встреча (1989)
Зона Активности
Удивительное дело: советский минимал-вейв. Еще удивительнее то, что это первый проект Маргариты Суханкиной и композиторский дебют Андрея Литягина, то есть, грубо говоря, прото-Мираж. Мужской вокал, который появляется в некоторых песнях, записал Михаил Кирсанов, он же сочинял стихи. Музыка у «Зоны активности» гораздо более экспериментальная, чем у группы-наследницы, так что она явно заслуживает внимания. Здесь и мрачная электронная новая волна, и разбитной электропанк. Это явно одна из самых прогрессивных советских поп-групп.
Дискография:
— Снежный Человек (1985)
Сто
Группа из Бийска, основанная в 1990 году местным диск-жокеем Женей Стафеевым. Неведомым образом Женя уговорил участвовать в поп-проекте Славу Берестнева, бывшего панк-музыканта. В 91-м на место Берестнева в качестве вокалиста приходит Паша Марченко. Группа «Сто» играла бессовестный наивный электропоп с гнусавым вокалом, который записывался в ДК Бийского котельного завода. С переменным успехом коллектив просуществовал до середины 90-х и затем распался.
Дискография:
— Ведьма (1990)
— Часы на песке (1990)
— Нон-стоп (1991)
— Лик Ангела (1992)
ДЕНИС БОЯРИНОВ (МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК, ШЕФ-РЕДАКТОР РАЗДЕЛА «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА» COLTA.RU):
Мне кажется, возвращение интереса к «кооперативному/красному диско» объясняется тем же, что и присоединение Крыма к РФ — а именно полным оборотом колеса истории. Мы словно вернулись в начало 1990-х. Президент и правительство пересматривают итоги Беловежских соглашений, а мы ностальгируем под саундтрек из тех времен, радуясь что по телику еще не зарядили «Лебединое озеро». В 1991-м нас, может, и тошнило от подобных песенок, гремевших из каждого провинциального ларька звукозаписи, как сейчас выворотило бы от популярных в том же 1991-м «Спирт Рояль» и «Амаретто», таких же фальш-эрзацев заманчивого западного образа жизни, обрушившихся на советских людей из-за рухнувшего Железного занавеса. Но все-таки сейчас, когда на нас снова опускается Занавес, еще мощней чем прежде, эти песенки слушаются по-другому. Без слезы умиления о светлых юношеских годах, первых дискотеках и пр. В их простеньких мелодиях, наивных словах и звуке дешевеньких синтезаторов, на самом деле, сконцентрирован весь мрак и ужас русского бедного, от которого, увы, нам никогда не убежать. Потому что — надо признаться — мы и есть этот мрак.
Барби
«Красишь ты ресницы в ярко-синий цвет, ждешь любви прекрасной, а ее все нет» — пела в начале 90-х Марина Волкова под псевдонимом Барби. Этот хит надолго запечатлел образ легкомысленной и немного вульгарной красавицы, которая отчаянно ищет большую любовь. Певица Барби — это ярчайший пример постсоветской поп-музыки из третьего эшелона. Проект явно смотрел на Запад и старался делать модную танцевальную поп-музыку, и все равно в ней проступали дворовые интонации. К тому же, песни, рассчитанные на молодежную аудиторию, перемежались с кабацкими шлягерами. Закончилось все так, как это обычно бывает — Марина Волкова не выдержала гнета продюсеров и ушла из шоу-бизнеса. Сейчас она работает секретарем.
Дискография:
— Хип-хоп Барби (1992)
Неоновый мальчик
Высшая точка сиротского попса. Чистый детский голосок солиста Сережи Макарова поет невероятно драматические песни о печали и расставании. Припев в песне «Остановись» достигает такого эмоционального накала, что разве что не вырывает сердце. Надрывного пафоса такой силы не добивался даже «Ласковый май».
Дискография:
— Неоновый мальчик (1990)
— Тинейджер (1991)
— Neon Boy Forever (1993)
Принцесса
Мужской поп-дуэт с неприкрытым гомоэротическим намеком — дебютный альбом группы называется «Целомудренный мальчик» и на нем есть песня с рефреном: «Гей-гей-гей, come here blue». Проект основали Кинст Минифаев и Дмитрий Комаров в Казани. «Принцесса» — это слишком своеобразно понятая «новая романтика», опоздавшая на 10 лет. Жеманный вокал и бесконечная любовная драма, Bronski Beat и Erasure, дешевые синтезаторы и декаданс («есть время покончить с тобой, есть время покончить с собой»). Дуэт так отчаянно претендовал на эстетство и утонченность, что местами это приобретало карикатурную форму. Выпустив два альбома, в 1994 году группа распалась и воссоединилась в 2001 году только для одного концерта.
Дискография:
— Целомудренный мальчик (1992)
— Дом зеленых глаз (1994)
Анжелика
Через 20 с лишним лет группа «Несмеяна» споет строчку «И Анжелику и Колюхи врубают третий раз подряд». А в 1988-м мало кто подозревал, что тоталитарное диско группы «Анжелика» станет символом нищей перестроечной попсы. «Анжелику» основал саратовский композитор Николай Михно. Вокалистку звали Юлия Гениуш. Группу кидает от вдохновенных од велосипедному образу жизни до бескомпромиссного описания жизни 15-летней проститутки-фирмачки. Стоит только поскрести развеселые синты, как тут же обнаруживается макабрическая изнанка.
Дискография:
— Полнолуние (1988)
— Танцуйте диско (1989)
— Плохая девчонка (1990)
Каролина
Идеальная группа в жанре «красное диско». Проект придумали Степан Разин и Владимир Воленко (последний прославился в небезызвестном ансамбле «Божья коровка»). Изначально под сценическим именем выступала Каролина выступала Татьяна Корнева, ставшая женой Степана Разина и впоследствии, взяв псевдоним Татьяна Тишинская, превратившаяся в звезду шансона. В 1990 и 1991 году выходили альбомы с другими солистками: Любовью Орловой и Светланой Литвиненко. Проект закрылся в 1999 году, но песни «Не надо слез» и «Летний дискобар» до сих пор уместны как в шашлычной в Адлере, так и в баре «Камчатка».
Дискография:
— Дискобар (1990)
— Белая черешня (также выходил под названиями “Остановись” и “Мальчик мой брошенный”) (1991)
— Секрет моего успеха (1992)
— Вернись ко мне (1995)
— Мама все о’кей (1996)
— Королева (1997)
— Авангаранга (1999)
Бэтмен
Мамба, «Тетрис», Барби, американская газировка — дивный новый мир постсоветского ребенка. Вряд ли кто-то запечатлел радикальные метаморфозы культурных ориентиров подростков новой страны лучше, чем «джинсовые мальчики» из омской группы «Бэтмен». Имена участников вам не скажут ровным счетом ничего, но зато у них были смешные псевдонимы: Мейсон, Ганс, Тед, Манки и все в таком духе. Они — в каком-то смысле противоположность тому, с чем в России ассоциируется детская поп-музыка начала 90-х, то есть бесконечным сиротским проектам Сергея Кузнецова с откровенным педофильским подтекстом. «Бэтмен» другие, это глянцевая картинка безоблачного детства, впервые вкусившего капитализм. От реальности эта картинка примерно также далека, как расстрелянный Белый дом от пляжей Майами, о которых группа и поет. Наивные детские голоса исполняют наивный танцевальный рэп с недетскими текстами («Секс-машина», «Полит-рэп», «Регги-антиСПИД»). В сухом остатке имеем сплошное «спасибо Ельцину за счастливое детство» под смесь Beastie Boys и группы «Кар-Мэн». В 2010 году внезапно вышел альбом «Крылья» с Дмитрием Романовым на вокале.
Дискография:
— Давай, подруга! (1992)
— Джинсовые мальчики (1994)
— Техноосмотр (1995)
— Техноосмотр-2 (1996)
— Лети на волю (1997)
— Техно в ритме дождя (1998)
— Крылья (2010)
Маленький принц
Маленький принц — это еще один популярный проект Андрея Литягина («Мираж»). Бессменного солиста группы звали Александр Хлопков. Ничего нового для проекта изобретать не стали: восьмидесятнический диско-ритм, светомузыка, оглушительные барабаны, отдающиеся эхом, искусственный дым, химическая завивка и, конечно, жалобные исповедальные песни на залитой неоном темной улице. И все же, несмотря предсказуемые творческие методы, выдающиеся песни у группы были. Безысходная «Я не знаю, зачем мне ты» или таинственная «Голос в ночи» просто идеальны для грустных танцев.
Дискография:
— Мы встретимся снова (1989)
— Маленький принц (1994)